Литовский предприниматель, председатель совета директоров группы компании Icor, председатель совета Ассоциации поставщиков теплоэнергии Литвы, член литовского комитета Всемирного совета по энергетике Андрюс Януконис считает, что власти Литвы, решив выкупить акции у "Газпрома", по сути загнали себя в тупик, а результатом этой сделки станет проигрыш Литвы при любом сценарии. ИА REGNUM сегодня, 17 июня, приводит полный перевод мнения Янукониса:

На прошлой неделе Литва позволила себе сделать ("Газпром" продает акции Lietuvos dujos b Amber Grid) еще одну дорогую покупку. Государство заплатило 417 млн литов концерну "Газпром" (120,8 млн евро) за акции предприятий Lietuvos dujos и Amber Grid. За несколько дней до этого предприятие часть акций этих предприятий и LESTO почти за 509 млн литов (147,5 млн евро) выкупила у немецкого концерна E.ON Ruhrgas International.

Ради справедливости нужно отметить, что Литва не вела никаких переговоров с "Газпромом" по поводу покупки акций. Ее автоматически продиктовала сделка с немцами. Осуществляющий концентрацию субъект Lietuvos energija обязан скупить акции у всех акционеров, желающих отказаться от этого имущества за цену, которая подсчитывается на основе правил биржи, под влиянием сделки с E.ON Ruhrgas International (оба предприятия котируются на бирже).

Стоимость акций - на самом деле привлекательная, поэтому россияне с удовольствием воспользовались этим уникальным случаем. Иными словами, наше государство вытолкнуло с энергетического рынка крупнейший энергетический концерн Германии и создало прекрасную возможность для России поживиться за счет Литвы. На это потрачен почти миллиард литов. Досадно констатировать, что нерациональная инвестиция не поможет Литве решить ни геополитические, ни макроэкономические проблемы, а также проблемы энергетической безопасности государства. Наоборот - только углубит изоляцию и осложнит позиции на переговорах.

Послышались разговоры о том, что якобы после того, как Литва отказалась от отношений с российским и немецким капиталом, она улучшит отношения с этими государствами. Это нонсенс. Правило просто: или ты ведешь общие дела и участвуешь в бизнесе, или изолируешь себя, становишься никому не интересным, теряешь союзников и партнеров. Это особенно важно в долговременном политическом и энергетическом раскладе. Очевидно, что Литва, обрубившая связи с Германией в энергетическом секторе, уменьшает свой геополитический вес. Мы становимся закрытым, уязвимым, менее защищенным государством. После покупки акций у "Газпрома" Литва не становится более защищенной. У российского концерна развязываются руки для действий, направленных против нашей страны, которые до сих пор могли навредить и инвестициям "Газпрома" в предприятиях Lietuvos dujos и Amber Grid. Сейчас и этого, хоть и маленького, предохранителя не осталось.

Рациональным такое решение назвать нельзя, а каждый нерациональный шаг стоит денег. Цена понятна - почти 1 млрд литов, за который не была создана никакая новая инфраструктура. Это не принесет никакой добавочной стоимости. Кто сможет оплатить этот счет. Есть два способа, оба неприятны для жителей страны.

Первый путь - вернуть деньги прямо из кармана потребителей. Государственный монополист Lietuvos energija, завладевший энергетикой, свои услуги предоставляет исключительно для внутреннего рынка. Вероятно, появятся попытки создать новую методику (например, ввести налог №2 на отопление, электроэнергию и/или газ) и отобрать миллиард прямо у потребителей через повышенные тарифы на энергию. Действующая сегодня нормированная база не предусматривает возможность финансировать приобретение предприятий через тариф. Но никто не удивится, если будет принят закон о "стратегических целях в энергетике", который утвердит, что по отношению к Lietuvos energija законы не действительны. Мы много раз видели это на практике, хватает вспомнить истории проектов Williams, LEO и Висагинской АЭС. Другого способа вернуть миллиард, потраченный на акции предприятий, деятельность и ценообразование которых контролирует Государственная комиссия по контролю над ценами и энергетикой, попросту нет.

В ином случае государство понесет убытки. Это значит, что пострадают те же потребители, в этом случае - косвенно.

Не менее важный вопрос в этой истории: почему огромные средства инвестируются в инфраструктуру природного газа, употребление и потребность в котором ежегодно уменьшается? Это противоречит официальному стратегическому направлению государства - развитию возобновляющихся источников энергии и увеличению энергетической независимости.

Более 3 млрд литов будет отдано на терминал сжиженного природного газа, который затруднит проекты внедрения биотоплива и станет дополнительным финансовым бременем для потребителей теплоэнергии и газа. С 1 января 2015 года налог на передачу газа, предназначенный для финансирования содержания терминала, увеличивается на дополнительные 240 млн литов в год. Миллиардные инвестиции в газовую инфраструктуру обещают грустный сценарий для потребителей теплоэнергии и газа.

Если государство решит остаться газовым и откажется от развития использования в крупных городах литовского биотоплива, которое в 2,5 раза дешевле, тарифы на теплоэнергию не снизятся. Если государство откроет дорогу использованию биотоплива, дорогая газовая инфраструктура, в которую только что инвестированы миллиарды, будет использоваться нерационально и увеличит цены на газ для промышленности и жителей.

Между тем наши соседи, среди них и Латвия, не видят смысла (Зачем покупать акции у "Газпрома", если потребность в газе сокращается?) инвестировать в акции газовых предприятий. Логично, так как здесь, как и в Литве, потребность в природном газе ежегодно сокращается, а поставка газа регулируется государством в независимости от формы собственности предприятий. Государству необязательно управлять акциями предприятий, чтобы успешно регулировать их деятельность. В этом я полностью согласен с профессором Видмантасом Янкаускасом.