"Как мы выстоим против русских, когда у нас нет армии?": обзор СМИ Молдавии

Киев, 14 июня 2014, 21:28 — REGNUM  

Выборы: "ПКРМ превращается в подтанцовку, в кордебалет у нынешних солистов молдавской политической сцены". Геополитика: "Как мы выстоим против русских, когда у нас нет армии, а наши солдаты, сколько ни есть, вооружены одними дудочками?" "Евроинтеграция": "Крым - модель для Приднестровья. Но поскольку оно меньше, это обойдется гораздо дешевле". Молдавско-приднестровское урегулирование: "Москва в стыдливой позе шепчется о молдавской федерации с приднестровским субъектом в ней; Тирасполь делает вид, что ничего не слышит".

Выборы: "ПКРМ превращается в подтанцовку, в кордебалет у нынешних солистов молдавской политической сцены"

Хотя политики постараются и в нынешнем году убедить нас в том, что в избирательной кампании будет происходить состязание команд, программ и идей, на самом деле нам предстоит присутствовать на побоище партий и политических лидеров, пишет Tribuna. Этот вывод основывается, в том числе, на прозвучавших до настоящего времени политических заявлениях, а также на некоторых тенденциях, которые уже заметны невооруженным глазом. Вот почему мы задались целью проанализировать ниже положение ведущих политических партий Республики Молдова с этой точки зрения.

Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ), вероятнее всего, будет подвергаться самым большим нападкам со стороны Либерал-демократической партии Молдавии (ЛДПМ) и Демократической партии (ДПМ), продолжает Tribuna. Первая, в качестве самой влиятельной партии демократического толка, прекрасно понимает, что, если она и может потерять власть, то только в пользу ПКРМ - эта партия вернется к власти либо в одиночку, либо при помощи одной или двух более мелких партий, с которыми она сможет создать после выборов левоцентристскую коалицию. Чем ниже окажется электоральный результат ПКРМ, тем выше будут шансы ЛДПМ сплотить вокруг себя новую демократическую правящую коалицию.

В случае Демпартии уравнение проще, по крайней мере, на первый взгляд, пишет Tribuna. ДПМ может расширить свой "электоральный бассейн" по большому счету за счет ПКРМ и, по всей видимости, это важный компонент политической и предвыборной стратегии демократов. Доказательством тому служат и периодически появляющиеся сообщение о переходе все новых и новых коммунистов в лагерь Демпартии. Некоторые голоса утверждают, что после выборов возможна коалиция ПКРМ-ДПМ и это предположение имеет право на существование, хотя отдельные представители ДПМ дают понять, что такое практически невозможно. Пусть и так, но это отнюдь не означает, что Демпартия перестанет наносить удары по ПКРМ, ведь, чем ниже окажется результат ПКРМ, тем больше эта партия будет нуждаться в поддержке ДПМ в период после выборов, а это обеспечит демократам широкое пространство для маневров. После выборов, хотя коммунисты и будут чем-то недовольны, им придется скрыть свое раздражение, если им потребуется Демпартия, а демократические лидеры, вероятнее всего, это отлично осознают.

Кроме того, ПКРМ может оказаться мишенью некоторых партий, представляющих прорумынский сегмент электората, во-первых, Либерально-реформаторской партии (ЛРП) и Либеральной партии (ЛП), продолжает Tribuna. Соответствующий электорат является антикоммунистическим по определению и в таких условиях названные партии в какой-то мере просто обязаны периодически нападать на коммунистов, дабы быть на высоте ожиданий своих избирателей. Определенные проблемы ПКРМ могут создать и мелкие партии левого толка, как то: Партия социалистов, Партия регионов, Партия "Renașterea-Возрождение", "Наша партия" или Социал-демократическая партия. Эти политформирования понимают, что пока ПКРМ доминирует на левом фланге политической арены, их шансы минимальные, поэтому они сделают все возможное для того, чтобы электорат соответствующей партии разочаровался в ней и начал искать альтернативы.

Либерал-демократическая партия Молдавии, вероятнее всего, станет мишенью нападок практически всех сколь-нибудь значимых политических формирований, пишет Tribuna. И это вполне естественно, раз власть в стране в большой степени ассоциируется с либерал-демократами. Общеизвестно, что самый быстрый и действенный способ повысить рейтинг партии - как можно жестче бить по власти, тем более в условиях, когда определенная политическая команда уже находится у власти некоторое время и в обществе накопился определенный уровень недовольства. Кроме этой причины, которая относится больше к политической теории, существует и ряд причин практического плана. Так, ЛП уже открыто заявила, что ее мишенью в предвыборной кампании будут либерал-демократы. Во-первых, либералы в обиде на ЛДПМ за свое отстранение от власти весной 2013 года, а, во-вторых, они считают ЛДПМ виноватой в расколе, который произошел в лоне ЛП в тот же период.

Коммунисты отлично понимают, что хотя они критикуют власть в целом, их мишенью должна стать ЛДПМ - сила, на которой основывается вся властная конструкция, продолжает Tribuna. Чем ниже будет результат ЛДПМ на выборах, тем выше окажутся шансы коммунистов вернуться к власти - самостоятельно либо с кем-нибудь. Некоторые сюрпризы ЛДПМ может преподнести и ДПМ, хотя в настоящее время обе партии входят в правящую коалицию. Если смотреть на вещи объективно, то Демпартия прямо заинтересована в снижении влияния ЛДПМ, поскольку, таким образом, она получит реальную возможность расширить вправо свой "электоральный бассейн". В то же время подобная игра может оказаться опасной и для самой Демпартии, ведь, чем ниже будут шансы ЛДПМ, тем больше снизятся шансы на создание новой правоцентристской правящей коалиции, а это, в свою очередь может опасно подтолкнуть ДПМ в "объятия" ПКРМ, которая еще помнит, что именно из-за этого политформирования она на протяжении последних пяти лет находилась в оппозиции.

Демократическая партия может стать мишенью для нападок со стороны ПКРМ, которая тем самым парирует постоянную нападки, которым она все эти годы подвергалась со стороны демократов и в итоге потеряла депутатов, местных избранников, а также множество активистов, пишет Tribuna. Кроме того, коммунисты понимают, что, чем сильнее они будут бить по ДПМ, тем больше они укрепят свой правый фланг, который в последние годы постоянно был хрупким и подвергался разрушению, в том числе и под влиянием демократов. Жесткие удары по Демпартии станут наносить как минимум две мелкие, но достаточно активные партии, продолжает Tribuna. Это Движение "Антимафия" и Партия регионов. Обе не скрывают, что демократы - их главная политическая мишень и, по всей видимости, сбавлять обороты они не намерены. Еще одним полем боя для демократов может быть битва с ЛДПМ, если закончится мир между двумя партиями, которые теперь вместе правят страной. Поскольку ЛДПМ располагает немалыми административными, финансовыми, кадровыми и медийными ресурсами, то эта борьба чревата достаточно серьезными последствиями для ДПМ.

Для Либеральной партии, вероятнее всего, основным оппонентом станет Либерально-реформаторская партия, пишет Tribuna. Оба формирования пытаются завоевать узкий сегмент электората, а от результата этой борьбы будет непосредственно зависеть, попадут ли они в парламент. Некоторые нападки в адрес либералов могут последовать и со стороны ЛДПМ - в ответ на действия ЛП, но и со стороны их идеологического оппонента - ПКРМ.

Аналогичная ситуация складывается и в случае Либерально-реформаторской партии, которая, во-первых, должна будет выдержать борьбу с ЛП, а потом и другие вероятные нападки, которые поступят с разных сторон, но, которые, скорее всего, будут единичными, продолжает Tribuna. О поведении других более мелких политформирований можно судить, в том числе, сквозь призму вышесказанного, где они были упомянуты. Однако, подытоживая, можно сказать, что каждой важной политической партии в Молдавии нынешней осенью придется не только продвигать свои программы, идеи и команды, но и открыть, по крайней мере, 2-3 дополнительных фронта для борьбы. Кто уцелеет в этом побоище и выйдет из него с хорошим результатом, мы узнаем уже через полгода, подводит итог издание.

Две недели назад Марк Ткачук заявил о сложении с себя депутатских полномочий, и позволил образовавшейся пустоте заполняться противоречивыми толкованиями, версиями, спекуляциями и слухами, пишет "Панорама". Самая распространенная теория: Ткачук, который возглавляет в руководстве партии группировку "младокоммунистов", борющихся против попыток всяких олигархов-плахотнюков (Владимир Плахотнюк - первый вице-председатель Демпартии Молдавии, - прим. ИА REGNUM) взять под свой контроль партию посредством тайных и сепаратных переговоров с председателем ПКРМ Владимиром Ворониным и противостоящей "младокоммунистам" антагонистической группировкой проплахотнюковских "кротов". Сторонники этой теории прочат ПКРМ, в случае поражения "младокоммунистов", полную потерю идентичности и превращение партии в филиал бизнес-структуры олигарха Владимира Плахотнюка.

То, что на Партию коммунистов ведется рейдерская атака с целью ее уничтожить, расколоть, ослабить, взять под контроль - очевидно, продолжает "Панорама". Но не столь очевидно, что эта атака ведется не только со стороны Плахотнюка. Ослабление ПКРМ выгодно всем, кроме нее самой. Демократическая партия в этом точно заинтересована. Недаром в последнее время риторика этой партии резко "полевела" ― она и за нейтралитет Молдавии, и за молдавский народ с молдавским языком, и за сохранение позиций русского языка, и за дружбу с Россией, и все это на фоне открытого евроскептицизма. Другая партия - социалистов Игоря Додона, превратилась просто в крайне левую, рассчитывая обойти коммунистов на левом вираже. Но ослабление ПКРМ выгодно и правым партиям в лице либерал-демократов и либералов, потому что на выборах действует тот же принцип, что и у алкоголиков ― "Чем меньше нас, тем больше наша доля".

ДПМ хочет снова применить ту же самую тактику, что и четыре года назад - говорить избирателям, что она идет "в связке" с коммунистами и создаст с ними левоцентристскую коалицию, лидеров ПКРМ пугать тем, что снова пойдет на блок с Филатом и Гимпу, тех шантажировать альянсом с коммунистами, а в результате получить лично для себя наиболее выгодный вариант, гарантирующий сохранение и приумножение капиталов владельцев этой партии, пишет "Панорама". Но рейдерская атака на ПКРМ идет не только со стороны Плахотнюка. Есть информация, что лидерам партии предложили включить в предвыборный список 8-10 человек со стороны (цена вопроса - по одному миллиону долларов за каждого "постороннего"), и это совсем не "плахотнюковская" сторона, а совсем даже противоположная.

Активисты ПКРМ признают, что на партию оказывается давление с разных сторон, но это, говорят они, не должно привести к тому, чтобы внутри партии все между собой переругались и сами же ее развалили на радость врагам, продолжает "Панорама". В ПКРМ говорят о том, что предстоящая избирательная кампания будет очень тяжелой, что Запад сделает все, чтобы не допустить возврата коммунистов к власти, что нынешняя коалиция эти выборы сфальсифицирует и украдет у ПКРМ семь-восемь мандатов. При этом еще и самим развалить свою партию было бы слишком безответственно. Выдержать пять лет в оппозиции и все потерять за пять месяцев до выборов - это совсем уж глупо.

После пленума своего ЦК 7 июня Партия коммунистов сразу не исчезнет, но в будущие учебники истории этот день может войти как дата начала конца этой партии, пишет "Панорама". Исключение Марка Ткачука из руководящих органов партии означает качественную мутацию самой партии. Она расколется, если не явно, то фактически, и в результате этого раскола уже никогда не сможет вернуться к власти. У нее просто не будет для этого сил. Партия сможет получить на выборах 30, а может быть, даже 35 процентов голосов. Она будет иметь самую большую фракцию в новом парламенте, но эта оппозиционная фракция никому не будет интересна, потому что ничего - ничего - в действующей сегодня системе власти не изменится. Все останется так, как есть - Проевропейская коалиция у руля, ПКРМ в оппозиции - и все продолжится так, как шло до сегодняшнего дня. Никогда - никогда - ПКРМ не вернется к власти.

Как это ни странно, лично мне (автором статьи является директор "Панорамы" Дмитрий Чубашенко, - прим. ИА REGNUM) будет жаль превращения ПКРМ в подтанцовку, в кордебалет у нынешних солистов молдавской политической сцены. Причиной этого сожаления будет то, что даже ПКРМ - даже ПКРМ - не смогла не пасть жертвой той гнилой партийной системы, которая установилась в Молдавии. Как любые живые организмы, политические партии переживают периоды зарождения, роста, зрелости, угасания и смерти. ПКРМ сегодня находится в предпоследней фазе этого цикла. Угасание может затянуться надолго, а может очень быстро перейти к последней фазе окончательного погружения в небытие. Но это уже никому не будет интересно. Это будет как свет погасшей звезды, который еще какое время виден, хотя сама звезда уже умерла, подводит итог издание.

Побывавшие на прошлой неделе в Кишиневе представители стран Вышеградской четверки поинтересовались мнением ПКРМ о перспективах евроинтеграции, пишут "Молдавские ведомости". Владимир Воронин привычно покритиковал оппонентов, сказав: "Большинство грантов и кредитов либо незаконно распределяются, либо разворовываются. Как следствие, внешний долг страны за последние пять лет достиг 60 процентов ВВП без ощутимых эффектов для граждан, а будущие поколения будут вынуждены погашать присвоенные властью кредитные средства". Но все это не мешает Воронину все теснее идти на сотрудничество с частью правящей коалиции в лице Плахотнюка.

После лавины критики в адрес Воронина, выступившего против восточного вектора Молдавии (в ходе одного из телевизионных выступлений Воронин, говоря о евразийской интеграции, заявил, что нельзя интегрироваться в "то, чего нет", - прим. ИА REGNUM), лидер ПКРМ несколько сместил акценты, продолжают "Молдавские ведомости". Он говорит, что Партия коммунистов не может смириться с текстом соглашения об ассоциации РМ-ЕС в нынешней редакции, поскольку в таком виде он превращает Молдавию в колонию Евросоюза. "По возвращении к власти ПКРМ предпримет все усилия для того, чтобы убедить европейские структуры пересмотреть те положения, которые затрагивают суверенитет страны и дискредитируют экономические возможности Молдавии", - говорит Воронин. Итак, лидер коммунистов осваивает новую риторику: ПКРМ вернется к власти и заставит ЕС переписать несправедливое соглашение в пользу Молдавии. Это - капкан для избирателя. Воронин уже не против подписания соглашения, он не говорит о референдуме и участии народа в выборе вектора.

Политические аналитики в один голос говорят, что в ПКРМ давно созрела группировка Владимира Плахотнюка, пишут "Молдавские ведомости". Это люди, которых объединяет бизнес с олигархом, и которые ратуют за объединение ПКРМ с Демократической партией. Об этом, в частности, сказал аналитик Богдан Цырдя в эфире одного из телеканалов. По словам Цырди, в группировку "про-Плахотнюк" входят депутаты Олег Рейдман, Артур Решетников, Ирина Влах и другие. Был в ней и Сергей Сырбу, который перешел в ДПМ. "Это довольно большая, представительная группировка, - сказал Цырдя. - Назовем ее бизнес-группировкой. Она всегда выполняла указания Плахотнюка, а сейчас ратует за то, чтобы ПКРМ объединилась с ДПМ, причем в роли младшего брата. Некоторые из этих людей в 2005-2007 годах были связаны с антинародными бизнес-схемами, сомнительными и преступными проектами приватизации". Аналитик считает, что многие "социальные" запросы Партии коммунистов в Конституционный суд выполнялись по заказу Плахотнюка. Цырдя привел и другие свидетельства того, что некоторые депутаты ПКРМ играют на руку "кукловоду" Плахотнюку. Он считает, что именно благодаря коммунистам Плахотнюк получил большинство в Народном собрании Гагаузии и что ПКРМ помогает олигарху в борьбе с Владимиром Филатом. Воронин, впрочем, и сам уже публично заявлял, что ПКРМ может создать поствыборный союз с Демпартией.

Серьезные разногласия внутри Партии коммунистов могут привести к ее исчезновению, продолжают "Молдавские ведомости". Лидер ПКРМ словно нарочно расшатывает двадцатилетние основы партии, публично оплевывая все то, что до этого сам же и провозглашал. Разумеется, в итоге ПКРМ стремительно теряет доверие территориальных лидеров, своих рядовых членов и симпатизантов, а главное - избирателей.

В партии, еще недавно прочно стоявшей на ногах, происходят необратимые разрушительные процессы, пишут "Молдавские ведомости". ПКРМ к парламентским выборам не готова и не готовится. При нынешнем нехорошем психологическом состоянии лидера она, очевидно, будет неспособна организовать успешную предвыборную кампанию. На это нацелена разрушительная деятельность агентуры Плахотнюка: Рейдман, Витюк, Доменти и другие "бесы" энергично вносят разлад и хаос в ряды коммунистов.

Одна из причин стремительной деградации партии - отсутствие финансирования, продолжают "Молдавские ведомости". Именно в этой партии как ни в какой другой агитируют работать бесплатно, платят гроши аффилированным журналистам. И это притом, что Воронин - один из самых богатых людей Молдавии с состоянием около 200 миллионов долларов (без учета стоимости многочисленной недвижимости в Австрии, Греции, США, Чехии). По оценкам экспертов, лидер ПКРМ может без ущерба для своих капиталов потратить 8-10 миллионов долларов на предвыборную кампанию ПКРМ, но делать этого не хочет. Почему? Прежде всего - из жадности, которая всегда была ему присуща.

О втором мотиве рассказал один из руководителей среднего звена ПКРМ: "Воронин не хочет выигрывать выборы. Он боится поствыборной протестной активности правых, которая будет иметь место, если коммунисты возьмут большинство мест в парламенте. Его сейчас все устраивает. Он богатый человек, который доживает жизнь в свое удовольствие. В силу преклонного возраста Воронин не может и не хочет вести политическую борьбу. Но и уходить из политики не желает. Ему нравится быть в центре внимания, его все уважают, берут интервью, считаются с его мнением. Думаю, каждый из нас хотел бы такой старости. Ему плевать на однопартийцев, он законченный эгоист, считает компартию своей собственностью и управляет ею как средневековый феодал. Все кончится тем, что партия проиграет осенние выборы. Многие активисты, уставшие быть в вечной оппозиции, станут из нее выходить. И тогда ПКРМ из ведущей политической силы превратиться в мелкую маргинальную партию. Это реальные наши перспективы! Поэтому компартии нужен новый лидер. Хуже, чем сейчас, быть уже не может". ("Молдавские ведомости")

Геополитика: "Как мы выстоим против русских, когда у нас нет армии, а наши солдаты, сколько ни есть, вооружены одними дудочками?"

Средства массовой коммуникации Кишинева заполнены сообщениями о событиях на Украине, пишет eNews. К сожалению, большинство из них представляют ту или иную партийную позицию информационного источника, отражающего и его геополитическую ориентацию. Множество кишиневских экспертов активно участвуют в информационной войне против России, выставляют ее агрессором, вешают на ее президента ярлык фашиста, оправдывают Майдан, нелегитимную смену власти на Украине. Развернувшееся сопротивление населения ее юго-востока новой украинской власти трактуется ими с антироссийских позиций. Устрашая народ Молдавии якобы возможной российской агрессией и против нашей республики, они заученно повторяют обвинения в адрес Москвы, транслируемые из Вашингтона, Брюсселя, Бухареста.

Спровоцированный Западом политический кризис на Украине с целью не допустить ее сближения с Россией привел к нелегитимной смене власти там и наступлению нового киевского националистического режима на права национальных меньшинств страны, в том числе и русского, пишет eNews. В ответ на это русскоязычное население юго-востока Украины потребовало федерализации, видя в ней защиту своих этнических и этнокультурных интересов. Крым пошел дальше, он провел референдум о независимости и обратился к России с просьбой принять его в свой состав. Согласие Москвы на просьбы Крыма и Севастополя означает ее ответ Вашингтону и Брюсселю, что она не будет сидеть, сложа руки, и ждать, когда они начнут уничтожать ее саму и дробить, используя в этих целях украинцев как пушечное мясо. Таким образом, украинский политический кризис неминуемо должен был вылиться и вылился в геополитическое противостояние США/ЕС с Россией.

Возвратившийся в Россию Крым усилил в ней русскую ветвь восточных славян и ее мобильность, продолжает eNews. Однако этим проблема русского этнического, этнокультурного и этнопсихологического мира была решена лишь частично. Миллионы этнических русских, благодаря Ельцину, оказались за пределами РФ, главным образом на Украине, в Казахстане, Республике Молдова. Над ними занесен дамоклов меч насильственной ассимиляции. Утрата русским этносом такой численности "своих" в перспективе ослабит геополитический вес России в страны постсоветского пространства и приведет к тому, что он не восстановит свою численность, утратит этническую мобильность и не сможет удержать от расчленения евразийское пространство РФ. Принимаемые Москвой решения по облегчению принятия российского гражданства, в том числе и для граждан РМ и ПМР, также укрепляет русскую нацию в РФ, но это также негативно отразится на геополитических интересах России на постсоветском пространстве, в том числе и на Украине. Из сказанного вытекает, что главная цель реализуемого и управляемого Западом обострения российско-украинских отношений состоит в том, чтобы сделать Украину и украинцев враждебными России и русским.

Республику Молдова Вашингтон вписал особым образом в свой антироссийский геополитический сценарий, который реализуется не из столицы США, а из Бухареста, пишет eNews. Не кто иной, как государственный секретарь США Джеймс Бейкер при посещении Кишинева в 1992 г. подсказал сценарий объединения Молдавии с Румынией - посредством референдума. Видимо, не случайно в конституции Республики Молдова 1994 г. оказалась статья 142 прим. 1, предусматривающая такой механизм изменения ее политического статуса. Следовательно, риски для молдавской государственности идут со стороны Запада, а не Востока.

До крымского референдума 16 марта 2014 года и последовавших за ним решений Москвы о включении Крыма и Севастополя в число субъектов Российской Федерации, федеративная модель государственного устройства Республики Молдова рассматривалась и в Брюсселе и Вашингтоне как одно из возможных компромиссных решений реинтеграции двух берегов Днестра, продолжает eNews. Требование населением юго-востока Украины федерализации страны, спровоцированное Майданом и действиями нелегитимной власти Киева по изменению языкового режима в стране, обусловили кризис и унитарной модели государственного устройства Украины. Запад увидел в этом риски своим геополитическим интересам здесь и изменил свое отношение к самой идее федерализации украинского государства.

Изменение позиции Запада по федерализации Украины имеет непосредственное отношение к проблеме суверенности и модели государственного устройства Республики Молдова, пишет eNews. Прямое участие Вашингтона и Брюсселя в украинских событиях поддержано Кишиневом, оно вдохновило его на проведение прозападного курса и усилило позиции унионистских сил на правом берегу Днестра и в Бухаресте, выступающие против федерализации Молдавии, рассматривая ее как препону на пути воссоздания Великой Румынии.

При всем внешнем сходстве политические процессы в Республике Молдавии существенно отличаются от таковых на Украине по внутренним признакам, продолжает eNews. Во-первых, наша республика территориально дезинтегрировалась до распада СССР, а Украина - через 22 года после Беловежья. Во-вторых, дезинтеграция Молдавии произошла тогда, когда Запад, исключая Румынию, не имел еще геополитического влияния на нее, в то время как процесс распада Украины является следствием доминирующего присутствия в ней Запада при ослабевшем влиянии Москвы на Киев.

В-третьих, в Республике Молдова реализуется идея "один румынский язык - одна румынская нация - одно румынское государство" (Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики РМ, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе, - прим. ИА REGNUM), а на Украине внедрена и реализуется идеология этнической несовместимости между русской и украинской нациями и выдвигается идея победы украинской нации над русской как необходимого условия существования Украины и ее государствообразующей нации, пишет eNews. То есть, это нечто противоположное тому, что происходит между молдавской и румынской нациями, Кишиневом и Бухарестом.

В-четвертых, раздробление восточных славян на три части уничтожает их геополитический потенциал и превращает их в объект международных отношений, пишет eNews. Объединение Молдавии с Румынией как составная часть проекта Запада середины XIX века по объединению двух Дунайских княжеств имеет своей геостратегической целью стать буфером между государствами восточных и южных славян, отдалить РФ от Балкан.

В-пятых, федеративная модель устройства Республики Молдова позволяет объединить оба берега Днестра (проект присоединения Приднестровья к Молдавии посредством федерализации противоречит воле народа Приднестровья, который на референдуме 17 сентября 2006 года в подавляющем своем большинстве (более 97%) проголосовал за независимость от Молдавии и "последующее свободное присоединение Приднестровья к России", - прим. ИА REGNUM) и сохранить этническую и политическую идентичность молдавской нации и полиэтнический народ Молдавии, продолжает eNews. Такая же модель политического устройства Украины не имеет такой однозначной цели и перспективы. В нее заложены параллельные и противоположные цели и сценарии развития политического процесса в государстве: а) сохранить конфессионально раздробленную украинскую нацию в одних государственных границах; б) создать условия для развития этнической и этнокультурной идентичности других национальностей Украины, в том числе и этнических русских; в) предвосхитить сценарий цивилизованного развода на Украине в случае невозможности сохранения ее территориальной целостности.

В-шестых, украинская национальная идея - это внутренний фактор, обусловленный мобильностью западной ветви лимитрофной украинской нации, пишет eNews. Унионизм в Молдавии направлен против этнической и культурной идентичности молдавской нации и ее государственности. На территорию Пруто-Днестровья он привнесен извне в 1918-1940 гг. В-седьмых, геополитическое противостояние США/ЕС с Москвой происходит в отличающихся друг от друга на Украине и в Молдавии современных внутриполитических реалиях, касающихся их взаимоотношений с Россией, русскими и Русской православной церковью. Если на Украине западные украинцы выступают как русофобы и противники православия и стремятся силой распространить свои политические и религиозные ценности на менталитет восточных соплеменников, то молдавская этнонация, чтобы сохранить себя и свою государственность рассчитывает исключительно на Россию и Московскую патриархию.

Исторические и геополитические различия в формировании молдавской и украинской наций в условиях геополитической трансформации юго-восточного европейского пространства используются Западом для достижения своих геостратегических целей, продолжает eNews. В случае с молдавской нацией и Республикой Молдова реализуется сценарий ее уничтожения и поглощения Румынией ее этнической территории. Украинскую дезинтегрированную прежде нацию Запад стремится сделать непомнящей этнического родства, лишить православной духовности и противопоставить ее двум другим ветвям восточных славян, добиваясь политикой "разделяй и властвуй" превращения всех трех ее ветвей и их государства в объекты международной политики.

Риски молдавской государственности имеют геополитический характер, но для них созданы и внутриполитические условия, пишет eNews. Сценарий и механизмы возвращения Крыма в состав России стали рассматриваться в Кишиневе и Бухаресте как пригодные и для объединения Молдавии с Румынией. Следует при этом учесть, что Москва и Симферополь на ходу создавали конституционные и законодательные нормы возвращения Крыма в состав России. У нас конституцией предусмотрено проведение референдума по изменению политического статуса республики. А на практике власти Кишинева осуществляют "стяжку" между Румынией и Молдавией еще с 1990 г. по всем направлениям: гуманитарному, финансово-экономическому, политическому, военно-стратегическому и геополитическому. И это самый главный риск для молдавской этнической и политической идентичности. Крымский референдум стал прецедентом и дал в руки унионистам Кишинева и Бухареста легитимный инструмент объединения Молдавии с Румынией. Для его использования еще нет соответствующих условий проведения референдума у нас: унионисты не уверены в его результате, их устраивающем. Как только такая уверенность появится, референдум будет проведен при молчаливой поддержке Запада. В связи с этим со стороны этих сил усилится противодействие мирным планам федерализации Молдавии.

Другой риск для суверенной и нейтральной Молдавии связан с тем, что кишиневские ястребы могут посчитать, что Россия не прибегнет к поддержке Тирасполя военной силой и поэтому они, опираясь на военные соглашения с Румынией, являющейся членом НАТО, могут задействовать силовой вариант решения приднестровской проблемы, продолжает eNews. Возможная утрата влияния России на юго-восточную Украину, как и существенное ослабление этого ее влияния на этот регион соседнего государства может послужить для Кишинева сигналом к применению оружия против ПМР.

Еще один риск безопасности молдавскому государству возник в связи с тем, что после возвращения Крыма и Севастополя в Россию снизилось военно-стратегическое значение Приднестровья, пишет eNews. Москва будет отстаивать интересы Тирасполя и свои интересы в Тирасполе всеми доступными дипломатическими, политическими, финансово-экономическими средствами, кроме использования военной силы в этих целях. Следует подчеркнуть, что выдвинутая в информационном пространстве идея создания из юго-востока Украины нового государства под названием Новороссия не зиждется на экономических возможностях России долгое время противостоять санкциям Запада, и она в полном объеме неосуществима в нынешних геополитических условиях либо на ее реализацию потребуется много времени. Поэтому Приднестровье, действительно являющееся частью исторического Новороссийского края Российской империи, не может ждать возрождения Новороссии в качестве самостоятельного государственного образования или его возвращения в состав России. Что усиливает риски вокруг ПМР, идущие со стороны Кишинева, Бухареста, Брюсселя и Вашингтона.

Риски для молдавской этнической идентичности и политического статуса молдавского государства связаны также с тем, что силовой сценарий реинтеграции двух берегов Днестра спровоцирует радикалов Кишинева и на ликвидацию АТО Гагауз-Ери, продолжает eNews. Но это приведет не к решению проблемы унитарности молдавского государства, а к ликвидации последних барьеров на пути объединения Республики Молдова с Румынией. Более того, Кишинев и Бухарест запустили в информационное пространство свои претензии и на украинскую часть Буджака, создавая тем самым угрозы юго-западным границам соседнего государства.

Как при каких условиях можно противостоять этим рискам? - пишет eNews. Во-первых, в создавшихся условиях и при сохранении негативных тенденций развития геополитических процессов вокруг Молдавии главной внутренней опорой для молдавской этнической и политической идентичности может стать полиэтнические юг и север Республики Молдова. При условии, что этнически и политически мобилизованные гагаузы будут подкреплены не только болгарами Тараклийского района и всего юга, украинцами севера, но, прежде всего, этнически и политически мобилизованной молдавской этнонацией на правом берегу Днестра. Если этого не будет, то и не удастся сохранить суверенитет молдавского государства.

Во-вторых, требуется четко сформулировать для полиэтнического народа Республики Молдова идею его движения к политической идентичности, способная объединить его вокруг государственности и суверенитета страны на основе ее военно-политического нейтралитета, продолжает eNews. Необходимо ясно представить себе всю сложность процесса формирования гражданской нации в Молдавии и осознавать, что каждая этническая составляющая народ Молдавии, в том числе и ее мажоритарная часть, утратит какие-то второстепенные специфические элементы идентичности, но обретет ту интеграционную общность, которая способна защитить гражданскую нацию от этнического и политического румыноунионизма.

В-третьих, внедрение в самосознании этнических молдаван федеративной модели государственного устройства РМ, как необходимого условия ее реинтеграции и удерживания от поглощения со стороны Румынии, пишет eNews. Нынешняя молдавская этнонация должна осознать одну простую истину: чем больше у нее будет компонентов, отличающих ее от румынской нации, тем больше будет у нее шансов уберечь себя от румыноунионистского экстремизма. В связи с этим сторонникам государственности Молдавии необходимо предложить ее гражданам федеративную модель ее устройства и разработать проект конституции Молдавской Федерации. Национальных меньшинств и гагаузов в правобережной Молдавии нет необходимости убеждать в преимуществах федеративной модели устройства страны перед унитарной, "ценности" которой они ощутили на собственном горбу. Проблема - в инициировании, продвижении и отстаивании федерации для Молдавии мажоритарным молдавским этносом. Он больше всего должен быть ее двигателем, если стремится сохранить и защитить свои этнические и политические ценности. Национальные меньшинства будут с молдаванами-государственниками в одном с ними общем строю. Сами они эту проблему решить не смогут.

В-четвертых, необходимо вернуться к проблеме предоставления Республики Молдова гарантии политического суверенитета со стороны Вашингтона, Брюсселя, Москвы, Турции, Бухареста, Софии и Киева либо со стороны ООН, продолжает eNews. Без таких гарантий она будет подвергаться перманентным атакам и покушениями на ее политический статус со стороны запрутской соседки.

Конечно, тема федеративного устройства Республики Молдова может быть использована в предвыборных целях, пишет eNews. И это уже имело место в предыдущих парламентских избирательных кампаниях. Однако для предстоящей кампании важно учесть те риски государственности и суверенности нашей страны, которые возникли в последнее время в связи с политическим кризисом на Украине и геополитическим кризисом в связи с Украиной, включая в эти риски и предстоящее подписание Кишиневом Соглашения с ЕС. И стоило бы предложить избирателю соответствующее федеративное блюдо. Но важно также оценить, как к нему отнесется избиратель-молдаванин и готов ли он признать это блюдо интересным и привлекательным для себя. Ведь только в этом случае он проявит интерес к партийно-политическому повару, который подал это блюдо к столу в надежде, что клиент расплатится своим голосом, подводит итог издание.

Когда о русских говоришь правду, то тебя сразу же называют "русофобом" (а также "фашистом", "нацистом" и так далее), пишет Timpul. Рискуя снова обзавестись всеми этими титулами, я (автором статьи является директор газеты Timpul Константин Тэнасе, в отношении которого в 2008 году было возбуждено уголовное дело по факту "умышленных действий по разжиганию вражды, национальной, расовой и религиозной розни" в ходе митинга 3 февраля 2008 года, где Тэнасе заявил: "Молдавия должна избавиться не только от Воронина и коммунистов, но и от русских"; уголовное дело было закрыто коммунистическими властями в августе 2009 года, накануне передачи власти в Молдавии от Партии коммунистов Альянсу за европейскую интеграцию - прим. ИА REGNUM) хочу поговорить на чувствительную для них тему - русские и войны.

Кстати, если задать поиск в Google, то список выйдет внушительный: русско-турецкая война, русско-польская, русско-молдавская (приднестровская) (Речь идет об агрессии Молдавии против Приднестровья в 1992 году, сопровождавшейся массовыми преступлениями против человечности и насилием в отношении мирных жителей Приднестровья (погибло 809 человек, 130 из них - мирные жители - дети, старики, женщины, ранен 1471 человек, половина из которых - мирные жители, 185 - стали инвалидами). По официальным данным Кишинева, с молдавской стороны погибли 386 участников конфликта, ранения получили около 400. 21 июля 1992 года в Москве президенты России и Молдавии в присутствии президента Приднестровской Молдавской Республики подписали "Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова". В настоящее время в Зоне безопасности молдавско-приднестровского конфликта проходит миротворческая операция под эгидой России, - прим. ИА REGNUM), русско-чеченская, русско-грузинская, русско-украинская и так далее, продолжает Timpul. Вооруженная агрессия России в Крыму и оккупация последнего снова продемонстрировали истинное лицо российского империализма. Кроме танков, русские обладают и другим не менее опасным оружием - обман, манипуляция, дезинформация, клевета и т.д.

Вы помните, как Путин, незадолго до нападения на Крым, заявил, что Россия не станет вмешиваться во внутренние дела Украины, уважая ее суверенитет и независимость? - пишет Timpul. Республика Молдова ошибается, веря крокодиловым слезам Москвы. Одно можно сказать наверняка: Россия продолжит мучить Украину и никогда не вернет ей Крым, потому что русские никогда не отдают то, что забрали и никогда не останавливаются на полпути. Это значит, что следующая цель Москвы - Молдавия. Как мы выстоим против русских, когда у нас нет армии, а наши солдаты, сколько ни есть, вооружены одними дудочками? - подводит итог издание.

"Евроинтеграция": "Крым - модель для Приднестровья. Но поскольку оно меньше, это обойдется гораздо дешевле"

Подготовка к подписанию Соглашения об ассоциации между Евросоюзом и Молдавией перешла на финишную прямую - до этого события осталось меньше месяца, пишет Noi. Несмотря на то, что решение уже принято, в Кишиневе резко обострилась борьба сторонников и противников присоединения Молдавии к зоне свободной торговли. На фоне гражданской войны, которая разгорается на соседней Украине в результате не подписания этого документа, противостояние в Молдавии сегодня не выглядит столь уж безобидным.

В конце июня республика подпишет Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, а осенью уже будет работать в рамках зоны свободной торговли с ЕС, продолжает Noi. Выбор страны, как отмечают молдавские власти, - это ясные правила игры и высокие стандарты качества, к которым необходимо подтянуть молдавскую экономику. Однако внедрение стандартов стоит денег, а обещанных партнерами денег недостаточно. Тем не менее, в министерстве экономики стараются сохранять оптимизм и рассчитывают на природную приспособляемость молдавского бизнеса, который должен шире смотреть на мир и учиться конкуренции.

В конце мая на заседании консультативного Совета при Минэкономики обсудили макроэкономическую ситуацию, прогноз роста экономики на ближайшие три года, а также риски, с которыми может столкнуться республика к концу этого года, пишет Noi. Министр экономики Валерий Лазэр говорит о том, что пока его ведомство рассматривает базовый сценарий, который не учитывает влияние этих рисков. По этому сценарию, сначала, после вступления в свободную зону ЕС в этом году, молдавская экономика будет нести некоторые потери, а потом все будет хорошо.

Основные риски, которые видит Минэкономики в конце этого года: возможные проблемы с экспортом молдавской продукции на рынки СНГ, возвращение мигрантов, ухудшение экономической ситуации на Украине, России и Белоруссии, продолжает Noi. Если риски реализуются, "тогда мы окажемся в абсолютно другой, более жесткой реальности", - говорит Валерий Лазэр. По его словам, основные статьи экспорта, которые могут пострадать, это фрукты (в основном яблоки, виноград, слива), вино. Но найти выход, по его мнению, можно. Молдавская экономика приспособляема к изменениям, считает министр. "Не будем фаталистами, давайте шевелить мозгами и расширять горизонты", - сказал он.

Что касается молдавских гастарбайтеров в России, то официально там находится 582 тысячи человек, неофициально - 700-800 тысяч, то есть 4-ая - 5-ая часть всего населения, пишет Noi. По словам Валерия Лазэра, 100 тысяч из них уже легализовались. Объем денежных переводов из России в Молдавию в 2013 году составил 1,279 млрд долларов. О возможности возвращения гастарбайтеров чиновники говорят уже давно, но решения до сих пор нет. "России лучше оставить молдаван у себя - чтобы они потом голосовали так, как нужно работодателям. Это же рычаг влияния. Но, конечно, если они вернутся - поначалу будут проблемы, но потом будет больше конкуренции, зарплата будет расти быстрее, в конце концов, в Европу поедут", - говорит Лазэр. Министр старается быть оптимистом и пессимистичный сценарий не озвучивает. По его словам, точно рассчитать, что произойдет в этом случае, сложно, так как меры могут приниматься разные, а эффект они обычно имеют множественный.

Как-то во всех размышлениях о ближайшем будущем Молдавии все чаще ставится вопрос судьбы Приднестровья - ребром: надо на что-то решаться, говорят эксперты. После вступления в силу Соглашения о зоне свободной торговли с ЕС осенью этого года РМ окажется в новой ситуации - с двумя таможенными режимами: на левом и правом берегу, продолжает Noi. Учитывая, что приднестровские предприятия не готовы к резкому переходу к новым правилам, для Левобережья предусмотрен переходный период в течение года - до осени 2015-го. Но ситуация может осложниться, и тогда неофициально рассматривается три сценария, в том числе - развод. Однако надеются на лучшее, то есть на то, что Россия не сможет бесконечно финансировать Приднестровье, которое обходится ей ежегодно примерно в один миллиард долларов.

В правительстве считают, что у Приднестровья нет выхода, кроме принятия новых правил, поскольку две трети приднестровского экспорта идет, условно говоря, на Запад: это правый берег и страны ЕС, пишет Noi. "Да, у Приднестровья есть такая возможность экспортировать в нынешней ситуации, - говорит бывший министр иностранных дел Приднестровья Валерий Лицкай. - Однако если соглашение о зоне свободной торговли вступит в силу, мы вылетим с этих рынков пулей. Мы потеряем все в один миг, поэтому не надо строить иллюзий. Прежде всего, потому что у нас система экономики зависит от цен на газ, а нас хотят подвести под общую планку. Там единые правила, а мы работаем в специфической экономике (тарифы на газ для потребителей и промышленных предприятий ПМР в 4-6 раз ниже, чем в соседней Молдавии и даже несколько ниже, чем в России; при этом собираемые в Приднестровье деньги за газ на протяжении многих лет не переводятся "Газпрому", а перечисляются на специальный счет, который используется для поддержания бюджета республики; в результате был накоплен долг в размере около $4 млрд., который юридически числится за Молдавией - прим. ИА REGNUM). Во-вторых, мы не выдержим требований европейских регламентов. Нам скажут: вы должны сделать пятое и десятое. А себестоимость? А инвестиции? Они угробят нас, не желая зла, когда подгонят нас под общие стандарты".

На вопрос о том, почему приднестровские эксперты не участвовали в подготовке соглашения о зоне свободной торговли, несмотря на то, что их приглашали, Валерий Лицкай отвечает удивлением: "Что значит участвовать - с нулевыми полномочиями? В таком случае наши представители выступают в роли наблюдателей. То есть, да, информацию они получали. Однако прямые переговоры если и проходили, каждый раз заканчивались следующим: "Мы не можем менять массовые подходы ради вас. Это вы должны понять, какие вы будете счастливые. А поскольку вы будете счастливые, не мешайте".

Чем завершится эта ситуация? "Есть хорошее слово "Крым", - говорит Валерий Лицкай. - В отличие от Молдавии, мы являемся опорой РФ в данном регионе. И если будет нарушено нынешнее статус-кво, Россия будет действовать. Крым - модель для нас. Но поскольку мы меньше, это обойдется гораздо дешевле". (Noi)

Тем временем с 1 января 2015 года Россия, Казахстан и Белоруссия переходят на следующую ступень развития Таможенного Союза, продолжает Noi. 29 мая президенты этих стран подписали в Астане Договор о Евразийском Экономическом Союзе, который обеспечит действие для стран - участников ЕАЭС единых правил и четырех свобод: перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Перспективность такого сотрудничества очевидна: за первые три года евразийской интеграции удельный вес трех стран в мировой экономике увеличился с 2,6 до 3,2 процента. Увеличение ВВП на душу населения за три года в ТС составило 14,5%, что в два раза больше, чем в ЕС.

Руководитель Департамента развития Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктор Спасский отмечает, что речь идет исключительно об экономическом союзе равноправных членов, которые действуют на основе единых правил, пишет Noi. Единственный надгосударственный орган - собственно ЕЭК. Спасский предположил, что после подписания Молдавией Соглашения с ЕС - ее экономические отношения со странами ЕАЭС изменятся. А самостоятельное присоединение к ЕАЭС будет уже невозможно, только сотрудничество в рамках Евросоюза, который пока на диалог с ТС не идет.

Реальные проблемы у Молдавии, считает руководитель департамента ЕЭК, могут появиться с 1 января 2015 года, когда на страны - члены ЕАЭС будет распространяться действие четырех свобод: перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, продолжает Noi. "То есть эти страны будут иметь привилегии в инвестициях, в торговле, в грузовых перевозках, а также в перемещении рабочей силы. Это Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия. Все остальные будут действовать на общих условиях: как Молдавия, так и Финляндия, к примеру. Как бы мы вас ни любили. И для восстановления того, что Молдавия потеряет сейчас, нужны будут новые усилия, в том числе финансовые", - отметил Спасский.

По мнению Торгового представителя РФ в РМ Владислава Дарвая, в случае вступления Молдавии в ЕАЭС, рост экономики Молдавии обеспечат инвестиции в перерабатывающую промышленность и развитие АПК, пишет Noi. "Основным двигателем роста молдавской экономики может стать аграрный сектор. Сектор зависит от сезонности, а сама конкурентная продукция представлена на многих рынках, и в первую очередь - российском. Благодаря тому, что Молдавия, как член Зоны свободной торговли СНГ, может поставлять продукцию на открытые для неё рынки России и стран-членов СНГ на очень выгодных условиях, без каких-либо квот, производители в АПК могли бы занять свою нишу экологически чистых продуктов питания, произведенных на молдавской земле из молдавских продуктов", - отметил он.

"Вступление Молдавии в Таможенный Союз обеспечит не только беспошлинное передвижение товаров, но и откроет единое транспортное, образовательное и культурное пространство, облегчит передвижения капитала, услуг, рабочей силы, даст возможность осуществления получения энергоносителей внутри ТС без экспортных и импортных пошлин, что приведет к снижению тарифов и повышению конкурентоспособности молдавских товаров, сведет на нет понятия "эмбарго", "запрет", "ограничения" - то есть сделает возможным создание условий для стабильного развития экономики страны в интересах повышения жизненного уровня населения. Следующим шагом развития торгово-экономических отношений должно стать привлечение инвесторов в производственный/перерабатывающий сектор, где создается продукция с высокой добавленной стоимостью. При этом, конечно же, правительство должно создавать все необходимые условия для прихода в страну крупных инвесторов, которые будут вкладывать в развитие производства, чтобы появилась возможность обеспечения занятости населения Молдавии. И особенно важно, чтобы крупные инвесторы приходили в два основных локомотива молдавской экономики, а именно - аграрный сектор и производство. Именно эти сектора обеспечат высокие темпы роста благосостояния народа Молдавии. А если уж Молдавия хочет стать мостом, объединяющим два крупнейших экономических союза на Евразийском континенте, как экономист, замечу: в этом случае Республике Молдова нужно быть самостоятельной, суверенной с крепкими собственными позициями вне каких бы то ни было Союзов. Иначе она рискует стать полем торговых противостояний, нежели мостом", - подвел итог Дарвай. (Noi)

Минэкономики Молдавии на полпроцента снизило прогноз роста ВВП в 2014 году, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Таким образом, рассчитали аналитики ведомства, ВВП в этом году вырастет на 3,5%, а в 2015-2017 годах - на 4,5%. "Изменения связаны прежде всего с уменьшением прогнозов роста ВВП стран, являющихся основными торговыми партнерами Молдавии, в частности России и Украины", - сказал вице-премьер, глава Минэкономики Валерий Лазэр на заседании консультативного совета при Минэкономики. По его словам, уже сейчас заметно падение экспорта на восточном направлении (в РФ за первые два месяца года он снизился больше чем на 20%). При этом, добавляет господин Лазэр, это происходит не только из-за введенного в сентябре прошлого года эмбарго на экспорт молдавской винодельческой продукции в Россию, но и из-за того, что отечественные бизнесмены не рискуют возить продукцию через территорию Украины.

Согласно консервативному сценарию, представленному Минэкономики, в этом году планируется, что экспорт вырастет на 4%, импорт - на 3%, промпроизводство - на 6%, сельскохозяйственное производство - на 3%, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". В ведомстве рассчитывают, что инвестиции в долгосрочные материальные активы вырастут на 5%, реальная среднемесячная зарплата - на 6%, а среднегодовая инфляция составит 5,2%. Говоря о сельском хозяйстве, Валерий Лазэр уточнил, что первоначально его министерство предполагало нулевой рост - из-за высокой сравнительной базы 2013 года. Однако коллеги из Минсельхоза заверили, что прогнозы урожая как зерновых, так овощей и фруктов с высокой добавленной стоимостью очень высоки. "Господин Бумаков дал очень оптимистичный прогноз в 3,5%, но мы уменьшили его на полпроцента", - рассказал министр экономики.

Он отметил, что это базовый сценарий, который не предусматривает возможные ограничения со стороны России в связи с подписанием Молдавией Соглашения об ассоциации с Евросоюзом 27 июня 2014 года, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Москва между тем уже дала понять, что после подписания Молдавией Соглашения об ассоциации с ЕС она пересмотрит экономические отношения с Кишиневом. Об этом заявляли вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин и российский премьер Дмитрий Медведев. Господин Лазэр, однако, отмечает, что молдавские власти будут делать все от них зависящее, чтобы убедить Россию в преимуществах, которые обеим странам принесет создание ЕС и Молдавией зоны углубленной и всеобъемлющей свободной торговли (DCFTA). Очередные консультации с российскими коллегами пройдут 5-6 июня в Кишиневе.

Надеясь на лучшее, Кишинев все же считает весьма вероятным негативный сценарий. Молдавские власти не исключают усиления давления со стороны России в преддверии или сразу после запланированного на конец июня подписания Соглашения об ассоциации. "В первую очередь Россия может ввести эмбарго на товары, которые практически полностью зависят от российского рынка сбыта", - сообщил "Ъ-MD" высокопоставленный источник в правительстве, настоявший на анонимности. По его словам, новые ограничения могут коснуться яблок, столового винограда и слив, экспорт которых в Россию составлял в прошлом году 90-95%. "Большая опасность, что эмбарго может быть введено как раз в преддверии очередных парламентских выборов (пройдут 30 ноября), как раз после сбора урожая", - выразил свои опасения чиновник. Он добавил, что даже с учетом удвоения Евросоюзом квот на экспорт фруктов есть опасения, что молдавские фермеры не справятся с предложенными объемами, поскольку требования к качеству и упаковке у европейцев другие. При апокалиптическом сценарии, говорит он, экономика зарегистрирует нулевой результат роста.

Собеседники в разных правительственных структурах также опасаются, что Россия может оказать давление на банковскую систему Молдавии, 70% которой контролируется напрямую Москвой (российский "ВЭБ-Капитал" недавно приобрел 25% акций Banca de Economii) или тесно связанными с Россией бизнесменами Иланом Шором (Banca Sociala и Unibank) и Вячеславом Платоном (Moldinconbank и Victoriabank), продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Правда, они не уточняют, что именно может быть предпринято Москвой на этом направлении.

Еще одна фобия - массовые депортации из РФ молдавских мигрантов, нарушивших режим пребывания. Недавно представитель ФМС России в Молдавии Татьяна Рощина сообщила, что в группе риска 265 тыс. граждан Молдавии. Правда, правительственный источник "Ъ-MD" не верит, что Россия пойдет на депортации. "На ее месте было бы целесообразнее мобилизовать их для голосования за нужную партию", - рассуждает он.

Кроме того, проблемы могут возникнуть в энергетике, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Дело в том, что убытки молдавско-российского АО "Молдова-газ" в 2013 году из-за курсовой разницы могут привести к росту тарифов, что также повлияет на развитие экономики. А вот перспективы осложнения отношений с Приднестровьем, которое не разделяет европейских устремлений Кишинева и заявляет о желании присоединиться к России, похоже, уже не особенно страшат молдавских чиновников. Во всяком случае, один из них на закрытой встрече с журналистами прямо заявил: "Молдавии до 2016 года следует сделать выбор: или дальнейшее развитие совместно с Приднестровьем в рамках единого государства, или уже без Приднестровья".

Нынешняя молдавская власть тяготеет к созданию режима свободной торговли с ЕС, нежели к присоединению к Таможенному Союзу, пишет "Независимая Молдова". Премьер Юрий Лянкэ заявил, что правительство Молдавии считает неактуальным вступление республики в ТС, а нацелено на евроинтеграцию. Хотя, что касается правительства, то, думается, экономический рост сам по себе ему не интересен, важнее бюджет и кредиты, которые можно "распилить". Так что первичны налоги, а экономика потерпит. При этом в правящей коалиции беспрестанно болтают об экономических реформах и реформаторстве. Но что можно реформировать при почти полном отсутствии промышленного производства? Между тем, в результате западной "помощи", внешний государственный долг Молдавии с 2009 по 2014 г. увеличился более чем на 40% и превысил 1,3 млрд. долларов.

Понятно, что Евросоюз относится к Таможенному Союзу с ревностью и грозил Молдавии отменой преференций в случае сближения с ним, продолжает "Независимая Молдова". И в самом деле: куда их фермеры будут сбывать свою продукцию? Мы же не сможем продать на Западе ни одного лишнего килограмма помидоров, ни одной лишней кисти винограда. Это закреплено кабальным соглашением о зоне свободной торговли, которое наша страна намеревается вскоре подписать. Хотя, так уж сложилось, что экспорт продукции Молдавии почти весь ориентирован на восток. К гадалке ходить не надо, достаточно спросить у любого производителя.

Учитывая тяжелое экономическое состояние нашей страны, ТС с его широким внутренним рынком мог бы иметь для нас серьезный антикризисный эффект, стать толчком для экономического роста, пишет "Независимая Молдова". Это и привлечение инвестиций для стратегических проектов и реализации материалоемких проектов в энергетике, строительстве жилой, промышленной и транспортной инфраструктуры. Ну конечно, поставки энергоносителей - важнейшая для Молдавии тема. При членстве в ТС республика сможет получать природный газ по одинаковой формуле для всех стран-участниц, что приведет к снижению тарифов на коммунальные услуги, в том числе и отопление. Будут обеспечены стабильные, без срывов, поставки ГСМ в ходе весенне-осенних полевых работ. И, наконец, в случае присоединения Молдавии к Таможенному Союзу и Единому Экономическому Пространству, значительное количество наших трудовых мигрантов смогут передвигаться без ограничений и пользоваться всеми социальными правами, которые имеют граждане государств ТС.

Но не следует думать, что со вступлением Молдавии в ТС все проблемы отпадут сами собой, продолжает "Независимая Молдова". Есть и подводные рифы. Главный из них - членство нашей страны в ВТО. В случае вступления в Таможенный Союз, Молдавия будет вынуждена перезаключить все соглашения с государствами-членами ВТО и выплатить штрафы в качестве санкций за принятие решений в одностороннем порядке. У нас с ВТО согласована средняя таможенная пошлина 5,2%, а Россия согласовала с ВТО среднюю таможенную пошлину в 9,5%. Такую же придется платить и нам. Поэтому, думается, дружить надо со всеми, но жить своей головой, и в договорные отношения вступать на паритетных началах, а не по принципу метрополии и колонии. Поэтому нашей стране выгодно создать свободную зону торговли со странами СНГ, с одной стороны, и режим свободной торговли с ЕС, с другой. И эта середина может стать для Молдавии воистину золотой, подводит итог издание.

Молдавско-приднестровское урегулирование: "Москва в стыдливой позе шепчется о молдавской федерации с приднестровским субъектом в ней; Тирасполь делает вид, что ничего не слышит"

Накануне очередного раунда переговоров по приднестровскому урегулированию в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) министр иностранных дел Приднестровья Нина Штански дала интервью телеканалу Euronews, как сообщили тираспольские СМИ, о "ситуации в отношениях Приднестровья с Молдавией и Украиной в том числе в контексте предстоящего подписания РМ Соглашения об ассоциации с ЕС и имеющих место блокадных мер со стороны украинских властей в отношении свободы передвижения приднестровцев", пишет "НИКА-пресс". Из уточнения тех же средств, что означенный канал - "ежедневный круглосуточный и информационный", а также из известных правил в отношениях левобережных журналистов и высшего руководства Приднестровья, следует, что думы Штански носят строго официальный характер, преодолели должный контроль, прежде чем дошли до широкого круга приднестровцев и остальных слушателей, зрителей и читателей. Вообще, во внешней политике Приднестровья ничего случайного не бывает; в словах о ней тем более не бывает и не может быть, поскольку на этот счет президент Шевчук в 2013 году подписал, как бы он сам сказал, "соответствующий документ", где строго указано, кто может вслух рассуждать о внешней политике Приднестровья, а кто нет.

Поэтому министр Штански окажется в трудном положении, если задумает, отпираясь от сказанного, свалить путаницу на неряшливость журналистов, на вырванные из контекста слова, на помехи в эфире, на низкую квалификацию исполнителей, продолжает "НИКА-пресс". Думается, в нашем случае все будет не так и проще. Неловкости забываются легче, когда их не замечаешь. Министр, как, впрочем, и вся внешняя приднестровская политика, продолжает путаться; путаница настолько очевидна и она настолько давнишняя, что приднестровцы и внешние партнеры Тирасполя устали в ней разбираться и относят ее к вынужденным издержкам затянутых переговоров. Только ленивые не понимают, что издержки сами собой исчезнут, когда стороны, наконец, приступят к дискуссиям по разграничению полномочий в рамках единой Молдавии. Или когда Москва, наконец, признает республику.

Пока же не путаница исчезает, пишет "НИКА-пресс". А один из внешних партнеров Приднестровья - Москва - путаницу поддерживает, подогревает, отвлекает пустыми темами, допустим, о молдавском референдуме "за" ЕС или "против", о плохом положении на правом берегу нацменьшинств и о хорошем положении оных на берегу левом (в Приднестровье в отличие от молдавской концепции "титульной нации" и "нацменьшинств" действует принцип трех государствообразующих этносов - молдаван, русских и украинцев, примерно в равной пропорции и наряду с более мелкими этническими группами составляющих народ Приднестровской Молдавской Республики, - прим. ИА REGNUM). Москва, правда, периодически напоминает об уважении территориальной целостности РМ и в какой-то стыдливой позе шепчется на правом берегу о молдавской федерации с приднестровским субъектом в ней; Тирасполь делает вид, что ничего не слышит и ничего не знает, что делает путаницу массовой, которую для общего блага лучше оставлять в засохшем состоянии. Зато Тирасполь с удовольствием участвует в действе с понятными целями затянуть время до безобразия, и еще больше сам себя путает, когда подсказывает, как лучше жить Молдавии, - этому "соседнему государству". На советы со стороны, как жить Приднестровью, Тирасполь реагирует, как на вмешательства в его исключительно внутренние дела.

Теперь послушаем Штански, продолжает "НИКА-пресс". Из ее заявления "зарубежному ежедневному и круглосуточному..." следует, что Кишинев, готовый вот-вот подписать Соглашение с ЕС, поступает "несвоевременно и безответственно как в силу неурегулированности конфликта между Молдавией и Приднестровьем, так и в силу убытков, которые понесет индустриальная отрасль ПМР". И в то же время, согласно всем официальным документам и всем заявлениям президента Шевчука, Приднестровье - государство независимое (ерунда, что непризнанное, скоро признают, Шевчук будет стремиться, чтобы признали типа в 2015, а то и раньше), что согласно тому же, Тирасполь желает строить с независимой Молдавией отношения как с соседкой, наверное, имеющей и свои суверенные интересы и планы, выстраивающей свои перспективы.

Для обеих сторон ключевое слово - "свои", пишет "НИКА-пресс". Поэтому упрек Штански о несвоевременности и безответственности Кишинева особенно сейчас показывает насколько приднестровский МИД несамостоятельный и насколько министр вынужден повторять очевидные глупости от дипломатии московской. Очевидные, потому что так ни в республике вообще, ни в различных местных ведомствах так, как говорит Штански, не думают. Здесь думают проще. О России прежде всего: признайте и дело с концом. То-то удивятся все, думающие о своем и вынужденные слушать или повторять чужое, когда вдруг узнают, что вариант федерализации Молдавии для Москвы покажется лучшим способом урегулирования, и что, допустим, на пути к федерализации нынешние власти будут плохими попутчиками, а качество новых левобережных попутчиков будет определяться и с участием Кишинева. То-то удивятся Штански и Шевчук - отдельно взятые.

По сути, власти Приднестровья продолжают участвовать в пении под старую пластинку, продолжает "НИКА-пресс". Им бы радоваться, что Кишинев идет в ЕС, что, согласно Кремлю, это приблизит признание Приднестровья, им бы радоваться фактам сближения Молдавии с НАТО, что является безоговорочным для Кремля условием подготовки к признанию республики, а они предостерегают Кишинев, сулят ему развал экономики, моральную деградацию и унизительную долю прачки, стирающей руками натовские портянки.

Приднестровское руководство и идеологи республики опасаются честно думать о своей участи, пишет "НИКА-пресс". Точно также как и гагаузские организаторы референдума по внешнеполитическому курсу Молдавии (2 февраля 2014 года в Гагаузии состоялся референдум, 98,09% участников которого проголосовали за то, чтобы Гагаузия автоматически стала независимым государством в случае утраты Молдавией суверенитета, 98,47% - за вступление в Таможенный союз, и 97,43% - против вступления в ЕС - прим. ИА REGNUM). Заявление, что "гагаузы не сепаратисты, но в Европу они не пойдут" (Гагаузия и так является частью Европы, - прим. ИА REGNUM), подсказывает: лучше было бы не проводить референдум, не морочить людям голову, чем фактически признаваться, что все организаторы плебисцита, участники и нездешние соглядатаи, как в анекдоте про ковбоев, наелись бесплатно навозу. Соглядатаи, заметим, делали вид, что едят со всеми, но все равно общая картина была не из приятных - до сих пор все перемазанные ходят.

Пояснения Штански об идеологических основах переговоров всегда прихрамывали или отдавали непрофессиональной двусмысленностью, продолжает "НИКА-пресс". Ее поправляли тираспольские ревнители: нет простых приднестровцев, есть приднестровцы и руководство республики, служащее на ее благо, и не след вам, госпожа министр, определять, кто простой, а кто сложный. Она же создала много хлопот российскому МИДу, заявив однажды, что Приднестровье и есть Россия. Тоже ведь не от большого опыта и понимания истинной цели Тирасполя в переговорах. Москве интересно как можно дольше тянуть время, похваливая формат "семерки", а тут Штански со своим пояснением - по-русски прямым и безоговорочным - гусь свинье не товарищ, то есть, о каких взаимоотношениях могут говорить два разных берега, только о межгосударственных, добрососедских.

Новые взгляды Штански на судьбу Приднестровья показали, что приднестровская дипломатия имеет и не такие резервы, пишет "НИКА-пресс". Штански предложила свой подход к достижению благополучия в приднестровской проблематике, свой счет, который в свете украинских событий, надо думать, ввел в шок всех, кто трезво способен оценить кризис в этой стране, независимо от того, по какую сторону баррикады он находится. Штански сообщила, как "неустанно обращается" приднестровский МИД к "украинским коллегам" о снятии блокады с Приднестровья. Хорошо. И закончить бы на этом. Не получилось. Опять взяли свое провинциализм и отсутствие опыта общения с достойными оппонентами. От снятия блокады "зависит не только благополучие предприятий, расположенных в Приднестровье, и бизнеса в целом, но и благосостояние украинцев, которых здесь практически треть", - сказала Штански. А это плохо. Ну, плохо же, потому что предложение внимательно отнестись к этнической составляющей в решении любого конфликта (приднестровский не исключение) ведет в плохую сторону. Стоит посмотреть на сегодняшнюю Украину, и сразу поймешь - в какую. Потому что, если Украина, допустим, снимет блокаду, то решит, по предлагаемой Штански логике, это сделать исключительно для украинской трети приднестровцев и оправдает решение обращением главы приднестровского МИДа. А потом какой-нибудь националюга напомнит, чье сало едят приднестровцы, которых не та самая треть, а другая - не украинская. Потому что для остальных двух третей - русской и молдавской - остается надеяться на Москву и Кишинев; а эти возьмут, да и двинутся обеспечивать благополучие русских и молдаван, а для оправдания своих действий покажут мнение Штански: приглашала же, или мы ее не так поняли? - подводит итог агентство.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.