ИА REGNUM представляет обзор польских СМИ, посвященный странам Прибалтики

Литва продолжает борьбу против польского языка

На днях президент Литвы Даля Грибаускайте дала понять, что вопрос с двуязычными (то есть литовско-польскими в местах компактного проживания литовских поляков) уличными указателями в стране вряд ли будет решен. Сослалась она на то, что, разрешив полякам писать на частных домах названия улиц на польском языке (наряду с литовским), придется давать разрешение и русским, проживающим в Литве. Это, по ее мнению, ставит под угрозу страну, а угроза эта исходит со стороны непредсказуемого восточного соседа. Такая позиция президента дает санкции для дальнейших действий местных судебных органов, направленных на ликвидацию двуязычных табличек в районах, где польское национальное меньшинство составляет более 25% населения, а в некоторых районах поляки и вовсе являются большинством.

9 июня суд обязал директора администрации самоуправления Вильнюсского района Люцину Котловску выплатить штраф в размере 2300 литов (более 660 евро) за то, что на частных домах в этом районе их владельцы разместили двуязычные указатели, сообщает польский портал tvn24.pl. Эта сумма образовалась как задолженность по невыполнению прежнего решения суда от 23 октября 2013 года. За каждый день невыполнения суд потребовал заплатить 10 литов. При этом судебный пристав просил назначить сумму в 300 литов за каждый день невыполнения решения суда. Суд снизил уровень требований пристава.

За польские таблички неоднократно был оштрафован директор администрации района Шальчининкай, где поляки составляют 80% населения, Болеслав Дашкевич. В прошлом месяце он заплатил штраф в размере 43 тысячи литов (около 12,5 тысяч евро). Это самая крупная сумма, на которую был оштрафован представитель руководства района за действия его жителей. На сегодня в Литве нет закона, который бы регулировал вопросы, связанные с культурными и языковыми правами национальных меньшинств. Прежний закон прекратил свое действие в 2010 году, а новый закон уже год как не вносится в повестку дня парламента.

Литва - против польского инвестора: заморожены активы единственного НПЗ в Прибалтике

Вильнюсский суд заморозил активы НПЗ Orlen Lietuva общей стоимостью 8,5 млн литов (2,46 млн евро). Государственная компания "Литовская железная дорога" (Lietuvos Geleżinkeliai) утверждает, что именно такую сумму задолжал ему НПЗ. Orlen Lietuva однако не согласен с обвинениями, сообщает портал "Газеты Выборчей" wyborcza.pl. Lietuvos Geleżinkeliai подала иск против Orlen Lietuva, утверждая, что НПЗ задолжал ему около 9 млн литов по "инфраструктурным выплатам, накопившимся с начала этого года". Как сообщает Польское агентство печати (РАР), польский концерн PKN Orlen, которому принадлежит компания Orlen Lietuva, не был информирован о каком-либо судебном решении относительно заморозки активов. "Orlen Lietuva не согласен с односторонней интерпретацией соглашения, представленного Литовской железной дорогой, согласно которой компания обязана оплатить дополнительные инфраструктурные расходы. Но судебная практика, с которой сталкивалась компания Orlen Lietuva, свидетельствует о том, что суды очень часто прибегают к заморозке имущества в качестве обеспечительной меры на период процесса", - сообщает пресс-служба PKN Orlen. В конце мая концерн сообщил, что вопреки прежним декларациям премьер-министра Литвы Альгирдаса Буткявичюса, Литовская железная дорога не дала согласия на снижение ставок за перевозку нефтепродуктов. По данным польского концерна, одной из важнейших причин, из-за которых Orlen Lietuva терпит убытки, являются инфраструктурные расходы. В 2013 году литовская компания, в которой концерн имеет 100%-е участие, понесла чистые убытки в размере 94,3 млн долларов. Как подчеркнули в PKN Orlen, Orlen Lietuva "как литовская компания многие годы платит за железнодорожные перевозки на 30% больше, чем конкуренты из других стран, например, из Белоруссии". "У компании нет другой альтернативы в сфере транспорта, поскольку Lietuvos Geleżinkeliai занимает монопольные позиции на литовском рынке", - отметили в пресс-службе концерна. Ранее Orlen Lietuva пользовалась услугами Латвийской железной дороги, но после демонтажа в 2008 году 19 км железнодорожного полотна, который использовала компания, литовская сторона, вопреки многочисленным обещаниям, не выполнила никаких работ по восстановлению колеи, что исключает рентабельную доставку продукции НПЗ потребителям.

Поэтому в апреле 2014 года концерн PKN Orlen сообщил, что из-за ухудшения макроэкономической ситуации производство его литовского НПЗ было сокращено до 60% производственных мощностей. Тогда эксперты начали анализировать ситуацию и рассматривать все возможные сценарии развития событий. PKN Orlen тогда заявил, что финансовое и операционное положение Orlen Lietuva требует немедленных действий с целью сокращения расходов, чтобы обеспечить компании нормальное функционирования на ближайшее будущее.

На покупку литовского НПЗ и инвестиции в него начиная с 2006 года PKN Orlen потратил около 4 млрд долларов. В 2006 году российская нефтетранспортная "Транснефть" прекратила поставки нефти в НПЗ, объясняя это аварией трубопровода "Дружба-Север". В связи с этим нефть до Orlen Lietuva поставляется танкерами и по железной дороге. В январе 2014 года глава Orlen Яцек Кравец сообщил, что НПЗ в Мажейкяй работает на грани рентабельности, но ситуацию может улучшить строительство трубопровода, доставляющего нефтепродукты с НПЗ до порта в Клайпеде. Кравец подчеркнул, что правительство Литвы поддерживает этот проект. Ссылаясь на "Транснефть", Кравец сказал, что трубопровод "Дружба" не будет восстановлен. Говоря же о продаже Orlen Lietuva, глава концерна подчеркнул, что сперва кто-то должен захотеть купить НПЗ, но покупателя пока не видно.

Эстония совершенствует свою контрразведку

Эстония, которая вступила в НАТО в 2004 году, уже несколько лет осуществляет успешные разведывательные операции, разоблачая российских шпионов, и все лучше справляется с кибератаками. А в последнее время Таллин концентрируется на том, чтобы доказать себе и союзникам по НАТО, что способен защитить себя от атак Кремля, пишет в очередной посвящённой Эстонии рекламной статье польский портал pch24.pl. "Мы поймали четырех кротов за последние 5 лет", - сказал на недавней пресс-конференции президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес. "Это значит одно из двух: либо мы единственная страна в ЕС, у которой есть проблемы с кротами, либо мы единственная страна, которая должна что-то с этим сделать", - сказал он.

Портал отмечает, что за последние 10 лет российские военные самолеты постоянно нарушали воздушное пространство Эстонии. Российские вооруженные силы вблизи эстонской границы организовывали маневры по борьбе с терроризмом, предполагая, что Эстония является террористическим государством. В 2007 году Эстонии пришлось бороться с кибератаками российских хакеров. "Но Эстония является одной из наилучшим образом подготовленных европейских стран, которые могут противодействовать российским разведывательным акциям. По мнению бывшего аналитика Агентства по Национальной безопасности США Яна Шиндлера, в вопросах контрразведки с Эстонией могут сравниться едва ли несколько западных государств", - пишет портал. При этом Шиндлер сказал, что Эстония научилась бороться с российской разведкой, но не всегда это умела. Портал pch24.pl приводит историю Хермана Симма, главы отдела безопасности эстонского министерства обороны. За шпионаж в пользу России в 2008 году он был приговорен к 13 годам лишения свободы. Считается, что ранее он работал на германскую разведку. "Эстонцы придают большое значение контрразведке, поскольку рано или поздно ожидают конфронтации с Москвой. С конца холодной войны и до 2005 года эстонская разведка - Kaitsepolitseiamet - более известна под сокращением Kapo - ведет борьбу с коррупцией, в частности с отмыванием грязных денег в эстонских банках российской мафиозной группировкой "Тамбовские"... ", - пишет портал

Эдвард Лукас, автор книги "Обман. Шпионы, ложь и как Россия дурачит Запад", считает, что эстонская контрразведка придерживается трех принципов, которые следует взять на вооружение другим странам. Во-первых, Эстония не уменьшает количество разоблаченных шпионов, просто депортируя их, во-вторых, дает им реальные сроки, а не обменивает на своих, пойманных в России, в-третьих, контрразведка борется с российской пропагандой, проводя собственную информационную войну, публикуя ежегодно масштабные отчеты о разоблаченных агентах. После событий в Крыму и Донецке, эстонская разведка более тщательно следит за тем, что происходит внутри страны. Под контролем находятся главным образом те, кто контактирует с российским агентством "Россотрудничество" и посольством России в Таллине.