Индия - Иран: прагматичное партнёрство

Тегеран, 11 июня 2014, 11:40 — REGNUM  

Приход к власти в Индии по итогам последних парламентских выборов кабинета министров под руководством Нарендра Моди обещает интересные развития в межгосударственных конфигурациях Большого Ближнего Востока. Премьер-реформатор с твёрдыми националистическими убеждениями (1) был вынесен на вершину власти общественным запросом индийцев на обновление внутреннего уклада жизни, качественные изменения в экономике и в политической жизни огромной страны. Кредит доверия харизматичного Моди ныне весьма высок. За годы своего губернаторства в штате Гуджарат Моди уже сотворил "экономическое чудо" (при населении штата лишь в 5% от общей численности Индии рост его ВВП в среднем на 10% опережал общеиндийский показатель, здесь производилось 16% промышленной продукции и 25% экспорта всей страны). Теперь новому премьеру необходимо распространить этот успех на всю Индию. Его правительство выдвинуло цели обеспечения двузначного экономического роста, обуздания местной бюрократии, улучшения налогового администрирования и привлечения внешних инвестиций.

При всей приоритетности для кабинета Моди внутренних мер, перед Индией встаёт задача обеспечить себе благоприятный внешний фон развития. Отношения с США, несмотря на некоторые прогнозы, связанные с предшествующим негативным опытом контактов бывшего губернатора Гуджарата с американцами, будут продолжены в партнёрском ключе. Моди посетит США в конце сентября этого года. Индийский премьер примет участие в работе очередной сессии Генассамблеи ООН, а затем в Вашингтоне должны состояться его переговоры с президентом США. Менее предсказуем для новых индийских властей ближний круг внешнеполитического общения. Особую значимость под призмой поставленных кабинетом Моди внутриэкономических задач представляет развитие связей между Нью-Дели и Тегераном.

Далеко не исчерпавшей потенциал экономического роста Индии требуются стабильные поставки энергоресурсов. Энергопотребление в стране удвоилось с 1990 года. Объёмы импорта индийцами нефти и газа в предстоящие 15-20 лет значительно вырастут. По прогнозу Энергетической информационной администрации США (US Energy Information Administration), потребление "чёрного золота" на индийском рынке достигнет к 2030 году 6,11 млн. баррелей в сутки, к 2040 году - 8,33 млн. баррелей. В удовлетворении своего внутреннего топливного запроса индийцы строго ориентированы на ближневосточных экспортёров. Среди них особое место занимает Иран (2), хотя предыдущие годы энергетического сотрудничества Индии с Исламской республикой нельзя назвать безоблачными.

Основной трудностью в иранско-индийских экономических отношениях эксперты отмечают неустойчивость схем банковских взаиморасчётов. Данная проблема производна от наложенных на Иран ограничений на мировом финансовом рынке. До 2010 года индийцы осуществляли платежи за иранскую нефть через Азиатский платёжный союз (Аsia Clearing Union). В связи с давлением США, Индия прекратила взаиморасчёты с Ираном по этой системе. С конца 2010 года стороны пытаются найти взаимоприемлемые механизмы оплаты индийскими компаниями иранской нефти. Для Тегерана решение этого вопроса крайне важно, ибо последние годы привели к накоплению индийского долга перед иранскими поставщиками (по разным оценкам, от 3 до $4 млрд.). В начале текущего месяца СМИ сообщили о намерении Нью-Дели погасить долги за иранскую нефть через третьи страны, используя механизм, при котором индийцы в счёт долга оплатят товары, закупаемые Ираном в других странах.

Параллельно поиску компромиссных вариантов разрешения чинимых США финансовых сложностей, Иран и Индия демонстрируют заинтересованность в расширении базы энергетического сотрудничества. Рассматривается вопрос возобновления индийцами своего участия в проектах разработки иранских нефтегазовых месторождений. Для стимулирования инвестиционного интереса индийских партнёров иранцы готовы пойти на неординарные шаги, которые были приоткрыты Тегераном в последние дни. Планируется глубокая ревизия всех актуальных нефтегазовых проектов на иранской территории, чтобы сделать их более привлекательными для зарубежных инвесторов. Иранцы намерены сосредоточиться на развитии совместных месторождений, что позволит привлечь дополнительные объёмы иностранного капитала. А его, по оценкам специалистов, потребуется более $400 млрд. Столь крупные вложения необходимы для выполнения поставленной иранским правительством задачи достигнуть по нефти суточной добычи в 5 млн. баррелей. Взятый за основу ориентир по извлечению природного газа ещё более амбициозен - 1 млрд. кубометров в день.

Отдельную главу в индийско-иранских экономических связях может открыть перспективный проект поставок "голубого топлива" Исламской республики на индийский рынок через территорию Омана. Предыдущий проект газопровода Иран - Пакистан - Индия уже несколько лет, как усечён до ирано-пакистанского формата. Впрочем, в условиях роста энергопотребления на индийском рынке, эксперты не исключают реанимацию данного проекта в своём изначальном виде. Но на нынешнем этапе стороны решили сконцентрироваться на более экономически выверенном и менее геополитически рискованном совместном предприятии, в рамках которого Иран будет поставщиком, Оман - транзитёром, а Индия покупателем природного газа. Принципиальная договорённость между иранскими и индийскими хозяйствующими субъёктами уже достигнута. Предстоит согласование деталей маршрута прокладки газопровода по дну Оманского залива, а также определение базовых условий контракта. Пропускная способность газопровода на первом этапе должна составить 31 млн. кубометров в день. Общая стоимость проекта оценивается в пределах $4 - $5 млрд. Возможно, что вложением собственных средств в строительство трубопровода индийцы смогут погасить часть накопившегося у них перед иранцами нефтяного долга.

Интересы Индии на иранском направлении не ограничиваются лишь энергоресурсным фактором. Удобное географическое расположение Ирана на перекрёстке путей из Южной Азии на Ближний Восток и далее в Центральноазиатский регион задаёт индийско-иранским отношениям соответствующий коммуникационный тренд. Известно, что на геоэкономические позиции Индии в регионе Персидского залива влияет ряд негативных факторов. Это и самые доверительные связи Пакистана с Саудовской Аравией и Китаем, и опережающие темпы проникновения китайцев на рынки аравийских монархий. Составить достойную своему традиционному стратегическому сопернику №1 (Китаю) конкуренцию в регионе Индия может с опорой на партнёрские отношения с Ираном. Связка Индия - Иран смотрится весьма органично под призмой выстраивания в Западной Азии геополитической альтернативы блоку Саудовская Аравия - Пакистан с примыкающим к нему Китаем. Подобная расстановка сил проглядывается, к примеру, через транспортные интересы указанных игроков. Важной для Индии логистической точкой опоры в регионе должен стать иранский порт Чабахар, расположенный в провинции Систан-Белуджистан и выходящий в Оманский залив.

Строительство порта Чабахар частично финансировалось Индией, в нём принимали участие индийские специалисты. Весной 2012 года Индия приступила к доставке в иранский порт своих товаров. На текущем этапе рассматриваются возможности увеличения грузоперевалочных мощностей порта, строительства новых контейнерных и многоцелевых причалов. Пропускная способность Чабахара должна увеличиться с нынешних менее 3 млн. до 6 млн. тонн в год. С вводом в эксплуатацию новых нефтяных терминалов иранское правительство намерено увеличить перевалочные мощности порта на порядок - до 86 млн. тонн в год (основной прирост должна дать транспортировка жидких углеводородов). Чабахар имеет привязку к сухопутным транспортным артериям через иранскую территорию на Центральную Азию и Афганистан. Финансирование строительства 900 км железной дороги от иранского Чабахара до афганской провинции Бамиан с конца 2011 года значится в планах индийской стороны. На сегодняшний день действует автомобильная дорога, связывающая иранский порт с афганской территорией (шоссе Чабахар - Милак (пограничный пункт на ирано-афганской границе) - Зарандж (административный центр афганской провинции Нимроз)).

Участвуя в экономическом освоении порта Чабахар, Индия, помимо прочего, добивается сбалансирования китайско-пакистанского альянса в регионе. Активность индийцев вокруг иранского порта проявилась фактически сразу после ещё большего укрепления позиций Китая в стратегической точке его интереса на пакистанской территории. Порт Гвадар долгие годы "обхаживался" Пекином, формируя одно из наиболее предметных направлений тесного экономического и военно-политического сотрудничества Китая и Пакистана. В феврале 2013 года состоялась церемония, во время которой пакистанская сторона официально передала представителям Китая права на эксплуатацию глубоководного морского порта Гвадар. По экспертным оценкам, это приблизило Китай к обретению военно-морского базирования в Аравийском море, усилению контроля над морскими путями на подступах к конфликтогенным акваториям Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей.

Таким образом, в межгосударственных конфигурациях на обширном пространстве Большого Ближнего Востока образовался сложный сгусток интересов региональных держав. Формированию в Индии нового кабинета министров под началом прагматичного националиста Моди предшествовало образование в Иране не менее прагматичной вертикали исполнительной власти во главе с президентом Хасаном Роухани. Сближение двух стран в оценках международных и региональных процессов вполне закономерно. При этом важно отметить, что разделяемый индийцами и иранцами прагматизм в развитии двусторонних отношений не должен привести к конфронтации ни с США, ни с ближайшими соседями в регионе.

(1) Программный слоган партии Моди "Бхаратия джаната парти" в ходе предвыборной кампании гласил: "Национализм - наше вдохновение. Развитие и хорошее управление - наша цель".

(2) Индия является вторым после Китая покупателем иранской сырой нефти. За 2013 год Иран обеспечил 5,7% потребляемой Индией нефти. В первом квартале текущего года нефтяной импорт из Ирана в Индию составлял в среднем до 360 тыс. баррелей в день, что на 43% превысило показатели аналогичного периода прошлого года.

Михаил Агаджанян - ближневосточный обозреватель ИА REGNUM

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail