Самоуправления ликвидируют свалки строительного мусора (Латвия)

Рига, 11 июня 2014, 10:20 — REGNUM  В Латвии завершилась кампания по борьбе со строительными отходами "Откуда строймусор?". В ходе акции жители активно сообщали и присылали свои фото мест нелегальных свалок, сообщает "Латвийское Радио-4".

По словам экспертов, всего одна пятая часть строительного мусора в Латвии попадает на полигоны по утилизации отходов - остальное оказывается в лесах, на обочинах дорог, на заброшенных территориях города. "По нашим подсчетам каждый год около 100 тысяч тонн мусора попадает совсем не туда, куда нужно - скапливается на лугах и полянах, в живописных местах. Поэтому социальная кампания была направлена именно на то, как это предотвратить в будущем", - рассказал организатор акции "Откуда строймусор?" Янис Буткевич. По его словам, выяснилось, что самые загрязненные места находятся около Риги и возле других крупных городов.

Причина кроется в том, что многие строители экономии ради нанимают "левые" фирмы по вывозу мусора, которые работают безо всякой лицензии. Они забирают мусор, но до свалки не довозят, выгружают в ближайшем лесу. В Министерстве окружающей среды с такими нечестными коммерсантами намереваются бороться. "Начиная с этого года, вводится система строгого учета строительных отходов. Она предполагает, что все предприятия, работающие со строительными отходами, должны заполнять учетный лист. Мы получаем информацию о каждой перевозке, что позволяет лучше контролировать ситуацию", - рассказала представитель ведомства Рудите Весере. Система начала работать с 1 мая этого года - и за минувший месяц было зарегистрировано уже 340 перевозок. По мнению Министерства окружающей среды, система успешно работает, но сами представители отрасли утверждают, что она не эффективна.

"На сегодняшний момент контролируются только честные предприниматели, на которых ложится дополнительное административное бремя - надо регистрироваться, тратить время на заполнение накладных. А вот механизма, который позволял бы ловить тех, кто занимается этим нелегально, и накладывать на них штрафы, не существует", - отметил Янис Буткевич. Несмотря на то, что нарушителям грозит внушительный штраф (до 3 000 евро с конфискацией транспортного средства), поймать их очень трудно. Если подозрительный грузовик встал у обочины, проверить его может только инспектор окружающей среды. Таких специалистов в стране немного - поэтому представители отрасли требуют внести изменения в Закон об утилизации отходов.

Защитники среды предлагают свой альтернативный вариант решения проблемы. По их мнению, отходы можно использовать, как бесплатное вторичное сырье - экономия налицо. Так что, строителям можно вполне предложить "пряник" за утилизацию. "Лет десять назад в некоторых самоуправлениях при строительстве выдавался специальный талон на мусор. И тот, кто строит, должен был его просто сдать - ведь он не может сказать, что у него нет мусора. По существу, это даже не мусор, а сырьё для строительства чего-то нового - дорог или стройматериалов", - рассказала вице-президент Клуба защиты среды Элита Калниня.

По мнению защитников среды, выдачей "пряников" должны были бы заняться самоуправления. В скором времени все заинтересованные стороны сядут за стол переговоров, где будут обсуждать все предложения по борьбе со строймусором. Их идеи будут представлены депутатам Комиссии Сейма по народному хозяйству, которые в настоящее время заняты разработкой изменений в Законе о строительстве и Законе об утилизации отходов.

Напомним, недавний опрос населения показал, что почти половина жителей Латвии считает: бороться со свалками на окрестных территориях нужно с помощью штрафов, строже наказывая виновников загрязнения. Другие жители предлагают устанавливать больше мусорных контейнеров в самых разных местах - и тогда у людей не будет ненужного соблазна выкидывать мусор, где придется.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.