Законодательное собрание Санкт-Петербурга сегодня, 11 июня, рассматривает в первом чтении проект "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон" и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, проект был рассмотрен 9 июня на заседании комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам городского парламента.

Лидер фракции "Справедливая Россия" Алексей Ковалев прокомментировал вносимый на рассмотрение законопроект:

"Рабочая группа Законодательного собрания, в которую я вхожу, приложила много усилий для того, чтобы привести этот закон - поправки к зонам охраны - в нормальный вид. В частности, это касается определения того, что можно и что нельзя сносить. Согласно новому закону, разбирать можно только отдельные конструкции. Каждая конструкция, которая разбирается, должна быть признана аварийной, и ко всему дому эта аварийность не относится. Не должно теперь, согласно закону, возникать ситуаций, когда одна стена покосилась, и из-за этого весь дом сносят до основания - именно так у нас обстояли дела до настоящего времени. Один из последних примеров - снос дома в Дегтярном переулке. Чтобы таких случаев не было, в закон введена формулировка: допускается только разборка аварийных конструкций. И по каждой конструкции должно быть заключение о ее аварийности. В ходе реставрации тоже проводится разборка аварийных конструкций и их восстановление.

Следующий момент: появляются отсутствовавшие ранее в законе градостроительные регламенты по территориям зон охраны, согласованные Министерством культуры РФ в рамках проекта зон охраны. В этих градостроительных регламентах по моему предложению сняты необоснованные требования к застройщикам, которые вынуждали их сносить исторические здания. В частности, это требование по числу машиномест, застройка с отступом от границ земельного участка. Какой может быть отступ, когда у нас дома в исторической части города стоят по красной линии и брандмауэрами друг к другу? Изменен коэффициент использования земельного участка. То есть, даны послабления для реконструкции исторических зданий: в соответствии с новым законом, не надо заталкивать в такое здание все, что поместиться никак не может. Не надо строить, как, скажем, по адресу набережная Фонтанки, 23 автостоянку - там планировали снос здания именно из-за того, что нужна подземная стоянка. По новому закону дом может быть сдан без нее, и это позволяет сохранить все внешние стены, весь периметр, все значимые внутренние элементы. Объект можно запустить вновь как жилой дом, или как офисное здание.

Что касается машиномест - их должно обеспечивать государство. Нужно либо ограничивать въезд в центр города, либо делать централизованные, достаточно дешевые государственные или частно-государственные парковки на отдельных свободных местах: должны быть использованы открытые участки, со свободными подземными пространствами, также под парковки можно задействовать еще оставшиеся в центре территории промышленных предприятий. Мы должны либо вообще закрыть въезд частных автомобилей в центр, либо обеспечить парковку - это задача города, мы это прямо говорим в этом законе.

Кроме того, в законопроекте уточнена терминология, которая в предыдущем законе была очень неясна. Например, что такое "сохранение внешнего облика здания"? Или "строительство не выше соседних зданий"? Каких зданий? Самого высокого из соседних, самого низкого? Теперь все это конкретизировано.

Я уверен, что будут какие-то попытки поправок. Но ныне действующие федеральные нормативные акты не позволяют нам проводить поправки к этому законопроекту. Поправка в закон "О границах зон охраны объектов культурного наследия" - это поправка к проекту зон охраны. А любая поправка к проекту зон охраны делается тоже в виде проекта зон охраны. И такая "поправка" должна проходить все стадии в том же порядке, что и сам законопроект: должно быть согласование министерства культуры и историко-культурная экспертиза. И это - на каждую поправку. При этом юридически историко-культурная экспертиза на поправки у нас не предусмотрена вообще (при принятии предыдущего закона еще не было историко-культурной экспертизы, тогда проект только согласовывали в министерстве культуры). Таким образом, изменения в законопроект невозможны, он либо проходит, либо нет. Поэтому мы полгода над ним работали.

Проект включает границы зон охраны, режимы использования земель в границах этих зон и градостроительные регламенты. С принятием последнего в составе закона "О границах зон охраны" есть проблема: если эти градостроительные регламенты будут приняты сейчас как часть закона о зонах охраны, то это будет противоречить Градостроительному кодексу. Регламенты - это элемент градостроительного законодательства, и процедура их принятия включает общественные слушания.

То есть регламенты должны быть выделены в отдельный закон - "Внесение изменений и дополнений в правила застройки", и этот закон должен проходить общественные слушания".