"Север-юг" - коммуникационная отдушина или долговое бремя для Армении?

Ереван, 9 июня 2014, 21:56 — REGNUM  Обсуждение заключенных между Арменией и Азиатским банком развития (АБР) соглашений, согласно которым Ереван получает порядка $200 млн кредитных средств на продолжение строительства автомагистрали "Север-юг", прошло в парламенте 9 июня под шквалом ожесточённой критики парламентской оппозиции в адрес властей. Оппозиция считает, что власти Армении нецелесообразно наращивают внешний долг страны, с обслуживанием которого в будущем возникнут проблемы, передает корреспондент ИА REGNUM.

Строительство автомагистрали "Север-юг" периодически становится предметом политических и экономических дискуссий, что, по оценкам наблюдателей, связано с масштабностью проекта и взятым у АБР кредитом, который в конечном итоге составит около $500 млн.

Проект стал темой оживлённых политических баталий после того, как Контрольная палата в прошлом году выявила определенные нарушения в строительстве магистрали. Помимо этого "масло в огонь подлило" некоторое затягивание строительных работ автомагистрали. Однако этот проект имеет не только локальное, но и глобальное значение, поскольку магистраль связывает Армению, Грузию и Иран, тем самым обеспечивая сухопутный выход товаров из грузинских портов в страны Ближнего Востока.

"Я поздравляю власти Армении и президента Сержа Саргсяна с юбилейным кредитом, поскольку в результате этой сделки внешний долг Армении перевалит за $4 млрд. Это, в свою очередь, является своеобразным "зеленым светом" для новых злоупотреблений со стороны должностных лиц. Дело в том, что после глобального кризиса 2008 года внешний долг страны увеличился на $2,5 млрд, но параллельно с этим на 10% вырос показатель нищеты, и повысились темпы миграции. Странно, внешний долг увеличивается, а социально-экономическое положение граждан ухудшается. Дело в том, что указанные $2,5 млрд на самом деле пошли на сохранение власти и обеспечение ее воспроизводства, а не на улучшение социальной ситуации в стране", - заметил депутат от фракции оппозиционной партии "Армянский национальный конгресс" (АНК) Никол Пашинян.

Как заметил Пашинян, взятые Арменией кредиты в скором времени станут для нее "весьма тяжёлым бременем". "Дело в том, что уже в 2020 году правительство Армении из госбюджета, согласно официальным данным, должно выделить более $1 млрд на обслуживание внешнего долга (госбюджет страны составляет около $3 млрд - прим. ИА REGNUM)", - подчеркнул он.

Депутат от фракции оппозиционной партии "Процветающая Армения" (ППА) Наира Зограбян, в свою очередь, выразила сомнение по поводу эффективности использования кредитных средств. "В прошлом году Контрольная палата выявила скандальные данные, свидетельствующие о том, что с эффективностью использования кредитных средств есть проблемы. В СМИ также появились сообщения о том, что кредитные средства были неэффективно использованы именно на тех участках строительства магистрали, где мы имели дело с известным механизмом откатов", - заявила Зограбян, добавив, что в скором времени ППА выступит с предложением по поводу того, чтобы до привлечения новых кредитных средств парламенту был представлен подробный отчет об использовании предыдущих кредитов.

Замминистра транспорта и связи Армении Артур Аракелян заявил, что инвестиционный проект "Север-юг" имеет как локальное, так и геополитическое значение. В локальном плане магистраль обеспечит связь между севером и югом Армении посредством качественных транспортных коммуникаций. Согласно проекту, автодорога "Север-юг" обеспечивает также выход страны на мировые рынки через Грузию. В геополитическом плане, при успешном завершении проекта, как отмечают эксперты, магистраль позволит Армении в будущем смягчить последствия блокады со стороны Турции и Азербайджана из-за нерешенного нагорно-карабахского конфликта, стать транзитным государством в сфере грузоперевозок и присоединиться к Черноморской автомагистрали.

Аракелян также добавил, что армянская сторона желает привлечь средства для реализации проекта также от Евразийского банка развития и Японии. В заключение он признал, что проект "Север-юг" стал бы более эффективным, если бы к нему подключилась и Грузия, начиная работы по строительству магистрали Батуми-Хуло-Ахалцих-Бавра. "Концепт грузинской стороны находится на стадии обсуждения, и его реализация становится все более реальной параллельно нарастающим темпам строительства автодороги Север-юг", - заключил замминистра транспорта и связи Армении.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.