Деятельность уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации не имеет законодательного регулирования на федеральном уровне и создает почву для злоупотреблений на местах и давления региональных властей на омбудсменов, заявила 9 июня на заседании Координационного совета российских уполномоченных по правам человека федеральный омбудсмен Элла Памфилова, передает корреспондент ИА REGNUM.

По ее словам, наиболее распространенной проблемой правозащитников в регионах является отсутствие или малочисленность аппарата (нередко из-за произвола чиновников), а также местные законы, позволяющие досрочно прекратить полномочия омбудсмена.

"Необходим рамочный закон, который бы в большей степени обеспечивал вашу независимость, - заявила Памфилова, обращаясь к коллегам в регионах, - повысил бы ваш статус, развязал вам руки. Недопустимо, что у двоих наших коллег вообще нет аппарата, другие должны ходить на поклон, поскольку аппарат не принадлежит им и находится в ведении администрации. Рамочный закон должен позволить вам не оглядываться на многих начальников, которых вам приходится критиковать по делу".

Элла Памфилова также подвергла критике попытки ограничить возможности правозащитников на местах и создать почву для досрочного прекращения их полномочий. "Это абсолютно недопустимо, я вам обещаю, что применю все свои возможности, не допустить распространения этой заразы и ликвидировать ее в корне, - заявила она. - Я почитала закон Вологодской области, в котором написано - "за ненадлежащее исполнение своих обязанностей". Что это за формулировка и что за обязанности, когда у уполномоченного - полномочия".

Как отметил в этой связи начальник управления государственной защиты прав человека Владимир Тамбовцев, единственным правовым основанием для создания институтов омбудсменов на местах является статья 5 федерального закона об уполномоченном по правам человека в РФ, которая дает субъектам право учреждать такие должности на региональном уровне. Сама эта норма является неконституционной, считает Тамбовцев, поскольку данный закон является конституционным и не может учреждать региональные институты вне связки с федеральными.

Кроме того, существующее законодательство никак не регламентирует статус омбудсменов на местах, а попытки расширения содержания упомянутой статьи и разработки рамочного закона были отклонены законодателями. В этой ситуации возникает юридическая коллизия: полномочия омбудсменов на местах регулируются региональными законами, при принятии которых местные парламенты руководствуются своим видением вопроса, а не федеральным законодательством, как это должно быть в идеале.

"Единственная форма, которая могла бы обеспечить правовой статус уполномоченного в регионах это принятие федерального закона, - считает Тамбовцев. - Это вопрос исключительного ведения РФ никаких региональных полномочий здесь быть не может".

Тамбовцев считает, что необходимо "реанимировать" рабочие группы, которые были созданы в администрации президента и Совете Федерации. Элла Памфилова призвала региональных омбудсменов активно включаться в работу над созданием рамочного федерального закона. По ее словам, в администрации президента готовы к взаимодействию и ждут только инициативы от самих правозащитников. "Жизнь этого требует, и мы это пробьем с вами вместе", - подчеркнула Памфилова.

Участники Координационного совета приняли решение направить проект рамочного закона о статусе уполномоченного по правам человека в субъектах РФ "для концептуального обсуждения по регионам и собрать отзывы на этот законопроект в срок до 1 июля".

Напомним, Координационный совет российских уполномоченных по правам человека проходит в Москве 9-10 июня, в нем принимают участие 67 региональных омбудсменов. Отметим, что проект рамочного закона о статусе правозащитников в регионах был разработан еще в 1996 году, прошел Государственную Думу, но был заблокирован Советом Федерации, который тогда состоял из губернаторов, не желавших, по мнению одного из участников заседания, создавать себе независимый контролирующий орган.