В 2004 году в большинстве субъектов Российской Федерации появятся пригородные пассажирские компании. Об этом заявил вице-президент ОАО "Российские железные дороги" Сергей Козырев на брифинге, состоявшемся 17 ноября в Москве.

С.Козырев напомнил, что за 10 месяцев 2003 года в пригородном сообщении российскими железными дорогами перевезено более 1 млрд. пассажиров. "Другими словами, - отметил он, - в среднем каждый россиянин 6 раз проехал в электричке примерно 38 километров".

Рост объемов пригородных пассажирских перевозок к уровню прошлого года составил 1%.

Вместе с тем, подчеркнул С.Козырев, проблема убыточности пригородных пассажирских перевозок остается одной из самых острых: из 1 рубля, вложенного в перевозку, возвращается только 20 копеек. По словам президента ОАО "РЖД" Геннадия Фадеева, "решать проблему убыточности пассажирских перевозок необходимо не за счет пассажира, то есть увеличения стоимости билетов, а путем создания пригородных пассажирских компаний с участием в них администраций субъектов РФ и представителей бизнеса".

Для достижения этой цели в настоящее время, по словам С.Козырева, осуществляется переход на договорные формы взаимодействия с субъектами Российской Федерации. По договору субъекты Российской Федерации выступают как заказчики пригородных перевозок, а пригородная компания или дирекция по обслуживанию пассажиров и железная дорога как исполнитель заказа.

Безубыточная деятельность компании по организации пригородных перевозок достигается, по словам вице-президента ОАО "РЖД", за счет создания эффективной системы управления, повышения доходов пригородных перевозок на основе правильного формирования тарифной политики в отношении цена - качество, внедрения новой технологии по организации работы контролеров-ревизоров и значительного снижения безбилетного проезда и т.п.

Справка: Создаваемые пригородные пассажирские компании призваны организовывать перевозки пассажиров в пригородном сообщении, обслуживание пассажиров в поездах и на вокзалах, эксплуатацию, ремонт и обслуживание подвижного состава, вокзалов, павильонов и остановочных платформ, мониторинг транспортного рынка пассажирских перевозок в пригородном сообщении, обеспечение безопасности движения поездов, эксплуатации и ремонта подвижного состава и т.д.

В состав учредителей компаний могут входить подразделения железной дороги (дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении), субъекты Российской Федерации, городские и муниципальные органы власти, а также любые юридические лица (предприятия, объединения, компании, фирмы и т.д.).

Уставный фонд подразделения железной дороги не должен быть менее 51% всего Уставного фонда компании. Уставный фонд других учредителей может составлять от 1% до 49% Уставного фонда компании. Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении входят в состав пригородной компании со своим подвижным составом и пригородным пассажирским комплексом.

По данным ОАО "РЖД", за 10 месяцев 2003 года число пассажиров-безбилетников составило 9 миллионов 800 тысяч человек. При этом из одного миллиарда пассажиров, перевезенных российскими железными дорогами на данный момент, 50% проехали бесплатно или по льготным условиям, 25% - по льготно-абонементным билетам, и только одна четверть пассажиров оплатила полную стоимость проезда. Убытки российских железных дорог от пригородных перевозок за этот период составили 21,2 млрд. руб., что на 22,1 % превышает аналогичный показатель 2002 года. В то же время расходы железных дорог на пригородные перевозки составили 26,4 млрд. руб., увеличившись по сравнению с прошлым годом на 5,8 млрд. руб. (или 28,1%), а доходы - 5,2 млрд. руб., что на 1,1 млрд. руб. больше уровня 10 месяцев 2002 года.