Завершается европейское турне президента США Барака Обамы. В США полагают, что до этого момента в течение пяти долгих лет президент Обама был равнодушен к делам Старого Света. Но это не совсем справедливо, поскольку именно администрация президента Обамы два года назад инициировала процесс переговоров по созданию Трансатлантической зоны свободной торговли между ЕС и США. Украинский кризис отчасти был следствием этого процесса. ЕС потребовались экономические компенсации за будущие торговые уступки США.

Теперь американский президент под влиянием украинского кризиса вынужден был обратиться к теме политики безопасности. Она выявила проблемой неоднородность союзников США по НАТО в Европе. Накануне своего визита в Европу президент Обама в речи в военной академии в Вест-Пойнте изложил свое видение нового стиля глобального лидерства США, основанного не на военном могуществе, а на моральном авторитете, экономической мощи и, прежде всего, на возможности создавать под эгидой Вашингтона новые коалиции с помощью дипломатии. С этой точки зрения, ясно, почему первой остановкой американского президента была выбрана именно Варшава. НАТО под эгидой США демонстрирует в Европе свою малую эффективность и плохую управляемость. В рамках прежнего военно-политического союза в Европе США нуждаются в создании узкой коалиции из младоевропейцев, всецело послушной американскому управлению. Новые союзники США должны сами просить Вашингтон о предоставлении им гарантий безопасности, что они и делают.

Критики президента Обамы в США констатируют, что он сталкивается с трудным вызовом. После того, как Обама отказался от военного вмешательства США на Ближнем и Среднем Востоке ему приходится в условиях нового геополитического конфликта руководить разделенными рядами своих союзников в Европе. Преодоление этой разделенности - главное содержание последнего визита президента США в Европу.

Визит Обамы в Европу стал важным событием по ряду причин. Во-первых, в связи с украинским кризисом, партнеры США по НАТО в Прибалтике и Центральной Европе требуют от Вашингтона подтверждения гарантий безопасности. Во-вторых, США по итогам прошедших евросоюзных выборов обеспокоены усилением правых политических сил в Евросоюзе, бросающих вызов продвигаемой США модели либеральной демократии. В-третьих, визит Обамы призван был продемонстрировать поддержку США новоизбранному президенту Украины Петру Порошенко без посещения американским президентом самой этой страны. Из Варшавы подобного рода поддержка выглядела для всех убедительно.

3 июня 2014 года Обама прибыл в Варшаву, чтобы от имени Соединенных Штатов и от имени альянса НАТО вновь подтвердить приверженность безопасности Польши и ее соседям, принадлежащим к западному альянсу. Обама заявил: "Польша никогда не будет стоять в одиночестве. Но не только Польша - Эстония не будет стоять в одиночестве. Латвия никогда не будет стоять в одиночестве. Литва никогда не будет стоять в одиночестве. Румыния никогда не будет стоять в одиночестве". Перечень стран, как будто свидетельствует, о контуре безопасности нового военного альянса под эгидой США в регионе. "Я начинаю свой визит здесь, поскольку наша приверженность безопасности Польши, также как и безопасность наших союзников в Центральной и Восточной Европе, является краеугольным камнем нашей собственной безопасности. Она - святая святых", - заявил по прибытии в Варшаву президент Обама в присутствии президента Польши Бронислава Коморовского. "На протяжении всей истории польский народ был оставлен друзьями, когда вы нуждались в них больше всего", - заявил Обама полякам. "Я прибыл в Варшаву сегодня чтобы вновь от имени Соединенных Штатов, от имени альянса НАТО подтвердить нашу непоколебимую приверженность безопасности Польши". Обама назвал Россию в качестве угрозы для региональной безопасности и демократии. Американский президент в Варшаве обещал защищать свободу в Европе и поддерживать демократические движения по всему миру.

Риторика Обамы поразительно напоминала, несмотря на заявления этого президента США о готовности перевернуть страницу истории и наметить внешнюю политику США в новом направлении, выпады его предшественников десятилетия назад в эпоху холодной войны. Темой рассуждений Обамы в Европе на этой неделе стала не просто приверженность США региональной безопасности, но и шире - заявление о поддержке стремлений демократических движений по всему миру. Но есть ли у США для этого ресурсы? Даже в узком региональном контексте американские варшавские предложения в материальной форме выглядели весьма скромно.

День визита в Варшаву был выбран американским президентом не случайно. 4 июня 2014 года исполнилось ровно 25 лет с момента падения коммунистического режима в Польше. В этот день американцам было важно продемонстрировать политическую поддержку Польше - своему основному союзнику в регионе. Варшавская встреча на высшем уровне носила по большей части церемониальный и символический характер. Германия, Венгрия, Литва, Латвия, Финляндия, Австрия, Чехия, Словакия, Румыния, Хорватия, Болгария, Албания и Мальта были представлены на ней главами государств - президентами, исполняющими у себя дома, по большей части, церемониальные полномочия. Вновь избранный президент Украины, если отвлечься от гражданской войны начавшейся в его стране, также стоит перед перспективой ограничения президентской власти, хотя это не очевидно. Швеция, Норвегия, Эстония и Греция были представлены в Варшаве министрами иностранных дел. Из монархов на церемонию в Варшаву прибыли король Бельгии с королевой, и герцог Люксембургский.

Участники саммита подписали т. н. "Варшавскую декларацию свободы" - документ чисто декларативного характера, зачитанный на Замковой площади одним польским актером. Поляки любят пафосность и картинность при рассуждении о "нашей и вашей вольности". Подписи под "Варшавской декларацией" может сейчас поставить любой гражданин в любой точке мира. Под "Варшавскую декларацию" бывший президент Польши Александр Квасьневский похвалил Обаму за самую пропольскую речь, которая была когда-либо произнесена вообще президентом США.

Что касается конкретики, то Соединенные Штаты готовы увеличить свое военное присутствие в Центральной и Восточной Европе для гарантий безопасности своих союзников по НАТО, но только не на постоянной основе. Об этом в Польше прямо заявил президент США Барак Обама. По его словам, декларированное накануне визита в Варшаву выделение из бюджета США $1 млрд. на безопасность союзников и увеличение военного присутствия НАТО в Европе будет означать больше вооружений для быстрого реагирования во время кризиса, больше учений и маневров, а также дополнительные силы США в Европе, в частности, в Польше. 1 млрд. долларов - "это сильный сигнал приверженности безопасности партнерам по альянсу", - сказал Обама после встречи в Варшаве с польским коллегой - президентом Брониславом Коморовским который полагает, что США и Польша составляют "братство по оружию".

Польша и прибалты исключительно ставят на военную помощь Вашингтона. Президент США Барак Обама принял это во внимание и ответил чисто символической акцией. "Мы не хотим угрожать России. Но мы можем привести к экономическим потерям России, если будем наблюдать дальнейшую дестабилизацию региона" - пояснил "мягкую" политику США в регионе американский президент.

О масштабе военных расходов американцев в один миллиард долларов на расширение их военного присутствия в Европе и Центральной Европе, в частности, следует судить с точки зрения сравнения этой суммы с общегодовым бюджетом военного ведомства США, который в 2014 году составил $500 млрд. Общие военные расходы европейцев в этом году составляют сумму в 142 млрд. евро. Т. е. речь в случае с США идет о долях процента. Означенная сумма является символической компенсацией полякам и прибалтам вместо финансирования действительной передислокации американских войск с баз в Западной Европе на восток. Размещения американских войск в регионе желают правительства стран Прибалтики и Польша. Однако они смотрят на возможность пребывания американцев на своей территории и с практической утилитарной точки зрения. Речь идет не только о проблеме их безопасности. Поляки полагают, что богатые американские военные позволят местным гражданам "кормиться" вокруг американских гарнизонов. При этом условии ни прибалты, ни поляки не готовы сами платить за создание американских военных баз на своей территории. Кажется, нет средств на это, как видим по последним решениям в Варшаве, и в американском бюджете.

Между тем, возможная передислокация американских войск из Западной в Центральную Европу потребует не только оборудования баз, но и серьезных вложений в создание новых линий коммуникаций по их снабжению.

Визит Обамы продемонстрировал, что США не желают сейчас тратиться на свое присутствие в Центральной и Восточной Европе сверх того, чтобы можно было говорить о серьезности их военных намерений. Ситуация с содержательной стороны напоминает всем Западный Берлин эпохи холодной войны. В США и на Западе тогда отчетливо понимали, что в случае военного конфликта Западный Берлин обречен, поскольку его трудно будет защищать. Однако Западный Берлин был ключевым символьным пунктом политики сдерживания, безопасность которого США твердо гарантировали. Аналогичным образом положение Польши и Прибалтики сейчас напоминает ситуацию с Западным Берлином. Даже весьма характерно то, что поляки просят разместить на территории Польши на постоянной основе 10 тыс. военных НАТО - в количественном отношении три бригады или одну легкую дивизию США. Ровно столько военных НАТО в свое время размещалось в Западном Берлине. Поэтому для прошедшего польского визита Обамы, по нашему субъективному восприятию, в Варшаве явно не хватало одного - Бранденбургских ворот, на фоне которых президенту США и следовало произносить свои речи в защиту демократии во всем мире, а также на рубеже Днепра и Вислы.

Министр иностранных дел Польши Сикорский, названный германским изданием Spiegel по итогам своей деятельности вокруг украинского кризисасе Mr. Perfect, сетовал на то, что Польша является членом НАТО в течение последних 15 лет, но до сих пор единственным постоянным военным учреждением НАТО на ее территории является один учебный центр. Сикорский заявил в Варшаве американцам: "Существуют серьезные базы [НАТО] в Великобритании, Испании, Португалии, Греции, Италии... Почему бы не здесь?". Однако по итогам визита стало ясно, что Обама не готов послать значительные дополнительные контингенты в Польшу. Он не вел речей о создании постоянных баз в Польше и в долгосрочной перспективе. Тема ПРО вообще не звучала во время визита американского президента в Варшаве. Обама пообещал направить дополнительные ограниченные контингенты американских войск в Центральную Европу, но на временной основе, пока кризис на Украине не завершится.

Визит Обамы в Варшаву и обсуждение проблем безопасности в регионе в свете отношений с США и НАТО лишний раз продемонстрировали отсутствие единства в рамках самого региона Центральной Европы и Вышеградской группы (V4), его представляющей. Отсутствовавший в Варшаве премьер-министр Чехии социал-демократ Богуслав Соботка в день варшавского визита Обамы в Вене заявил, что Чехия не стремится к количественному увеличению сил НАТО "на нашем континенте", т. е. речь шла даже шире, чем о самой Чехии. Соботка сказал: "Я понимаю, что Польша или страны Балтии в текущей ситуации в области безопасности обращаются к военному союзу Североатлантического договора усилить его присутствие в Европе, но мы к ним не относимся".

Аналогичным образом премьер-министр Словакии левоцентрист Роберт Фицо заявил: "Я не могу себе представить, что в Словакии будут иностранные войска или военные для использования противоракетной базы. Мы в Словакии были связаны с серьезным историческим опытом пребывания иностранных войск. Просто подумайте о 1968 годе и оккупации. Поэтому это чрезвычайно чувствительная тема для нас". Фицо сравнивает возможное пребывание американских войск на территории Словакии с "советской оккупацией" 1968 года! Это уже дерзость. Итак, Чехия и Словакия не согласны с увеличением американского военного присутствия на своей земле. Вышеградская группа не способна выработать согласованную позицию по этому вопросу.

В Варшаве Обама в очередной раз настаивал на более высоких расходах на оборону своих европейских партнеров по НАТО. Многие европейские правительства сокращали свои военные бюджеты на протяжении многих лет. "Каждый из 28 стран-членов НАТО должен в плане защиты внести свою "справедливую долю", - сказал Обама. Решения НАТО о новых планах обороны и развертывания будут приняты на саммите альянса в начале сентября 2014 года в Ньюпорте (Уэльс, Великобритания). Вероятно, тогда же, если не раньше, США сообщат, как они потратят в Европе свой заявленный дополнительный миллиард долларов.

ъ Конкретные меры по "энергетической безопасности" региона вообще не предлагались президентом США в Варшаве. Правда, Обама, как водится, похвалил польские инвестиции по созданию в Польше портового терминала по приему сжиженного газа. Вопрос о приеме этим терминалом сжиженного газа из США даже не поднимался.

Что касается украинского кризиса, то "Украина может стать процветающей демократией", - полагает Обама по итогам своего знакомства в Варшаве с новым президентом этой страны Петром Порошенко. Обама на 25-ю годовщину первых посткоммунистических выборов в Польше сравнил борьбу поляков во время холодной войны с нынешней "прозападной революцией" на Украине. Выступая в Варшаве на митинге, посвященном 25-летию победы демократии в Польше, Обама объявил, что "страны свободного мира" едины в своем стремлении защитить суверенитет Украины. "Мы стоим в едином строю, поскольку мы верим в то, что народы и нации имеют право сами определять свою судьбу. И этой относится к народу Украины", - сказал президент США. Обама раскритиковал "темные тактики" России и ее "агрессию на Украине". "Большим государствам не должно быть позволено запугивать малые или навязать свою волю им под дулом пистолета", - произнес Обама в Варшаве, в очередной раз демонстрируя двойные стандарты США.

Однако в Варшаве официальный Вашингтон показал, что он внешне не заинтересован в создании материальных условий для дальнейшей эскалации конфликта с Россией. "У Путина есть выбор. Россия должна конструктивно разговаривать с властями в Киеве таким образом, чтобы сепаратисты сложили оружие", - говорил Обама в Варшаве.

Получается, что США в настоящий момент крайне заинтересованы в том, чтобы Кремль признал новую украинскую власть и наладил с ней диалог. Что касается Порошенко, то он желал бы получить помощь США в деле обучения украинских силовиков и военных. Об этом было объявлено в Варшаве. Киеву важно участие американских инструкторов в расширяющейся гражданской войне. Официальный Киев под встречу Порошенко с президентом США стал выдавать совершенно фантастические сведения о результативности "антитерростической операции" на Донбассе, выражающиеся в цифрах потерь противоборствующей стороны.

После встречи президентов США и Украины Белый дом выпустил пресс-релиз, в котором сообщалось, что президент Обама, начиная с марта 2014 года, одобрил выделение $23 млн. на поддержку систем обороны и безопасности Украины, включая $5 млн. Подобная заявленная сумма после миллиардов на "майданы" может обескуражить всех, кто наблюдает американское вмешательство в украинские дела. Заявлено, что вновь выделенные американские деньги пойдут на закупку бронежилетов, приборов ночного видения, оборудования и средств связи. Американские деньги уже расходовались на медикаменты, шлемы, колючую проволоку, миноискатели, бинокли, фонарики, рации. Белый дом сообщал, что среди помощи, предусмотренной для Украины - 300 тыс. сухих пайков. Этого количества как раз должно хватить на 20 дней действующему в Донбассе сборному карательному украинскому "корпусу". "Только в нищете, вы поймете, кто ваши настоящие друзья", - якобы сказал министр иностранных дел Польши Сикорский своему украинскому коллеге Дешице незадолго до варшавского визита американского президента.

С учетом углубления кризиса на юго-востоке Украине, дело по итогам варшавского визита президента США Обамы выглядит так, будто официальный Вашингтон не заинтересован в создании условий для дальнейшей эскалации вооруженного конфликта. США не предоставляет помощи Украине оружием и военной техникой. К нашей досаде на нужды гражданской войны на Украине обе стороны, в ней участвующие, в достаточной мере используют арсеналы, доставшиеся от СССР и предназначенные в свое время для советского военного противодействия Западу. Впрочем, этих количеств вполне достаточно для эскалации конфликта на Украине.

Европейская редакция ИА REGNUM