И.о. мэра Ялты: "Люди всех национальностей в Крыму должны себя чувствовать комфортно"

Киев, 4 июня 2014, 10:54 — REGNUM  24 февраля, в разгар волнений в Киеве, мэр Ялты Сергей Илаш подал в отставку и покинул пределы Крыма. Местные жители считают, что ялтинский мэр испугался того, что горожане устроят ему свой майдан. Правивший городом с 2010 года Сергей Илаш был ставленником от Партии регионов и пресловутого "донецкого клана". К сожалению, как говорят ялтинцы, "регионал" Илаш в кресле мэра Ялты и "регионал" Янукович в кресле президента Украины страдали одними и теми же политическим недугами: коррупцией и клановостью.

Уход с политической сцены клана Виктора Януковича ялтинцы восприняли с облегчением. Когда Крым стал российским, ялтинцы искренне радовались. Сейчас Ялта плавно входит в положение российского курортного города и готовится к муниципальным крымским выборам сентября 2014 года.

Исполняющий обязанности мэра Ялты Сергей Карнаух ответил на вопросы корреспондента ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Вашим предшественником был Сергей Илаш - представитель Партии регионов, уроженец западноукраинского города Черновцы. Он руководил Ялтой с 2010 года, а 24 февраля этого года сложил полномочия и покинул Крым. Ялтинские общественники утверждают, что Илаша Ялта интересовала как доходное место, а проблемами города он не занимался. Как можно охарактеризовать деятельность предшественника?

Как гражданин, я могу давать оценки. Но в этом кабинете я нахожусь не как гражданин, а как руководитель. Оценку деятельности Илаша дают депутаты Ялтинского горсовета, жители Ялты, те, кто его знает лично. Если кто-то хочет узнать про работу моего предшественника, пусть поговорит с жителями Ялты на улицах, на рынке, на набережной. А для меня некорректно давать оценки человеку, который работал до меня на моем месте.

ИА REGNUM: Ялтинский округ на экономической карте всегда занимал особое место. Появились ли у округа экономические перспективы после того, как Крым вновь стал российским?

Считаю, что экономические перспективы Ялты очень позитивны. Я это говорю как профессионал. Почему? На сегодняшний день у нас идут позитивные изменения по целому ряду позиций. Прежде всего, это изменения по объему зарплаты и пенсионного обеспечения. Сегодня те ялтинцы, которые работают в муниципальной и государственной сферах, имеют 50-процентный рост заработной платы. Идет разговор о стопроцентном покрытии предыдущего уровня зарплат. Получается, что люди будут получать на 100% больше, чем они получали, находясь в составе Украины.

Некоторое время назад у нас обнаружился второй позитивный момент. Несколько дней назад к нам пришли адресные средства в размере 127 млн рублей. Вся эта огромная сумма предназначена больнице в Ливадии (курортный поселок в 3 километрах от Ялты, входит в состав города Ялта - прим. ИА REGNUM). Это значит, что до конца года гарантирована обеспеченность больницы продуктами, лекарствами и расходными материалами. Эти деньги Симферополь уже направил Ялте. Выходит, что на каждого человека, который находится в больнице Ливадии, люди будут получать 230 рублей. В семь раз больше, чем было до этого. Это реальный факт. Я несколько раз бывал на совещаниях, где ставят конкретные цели и вырабатывают реальные программы.

ИА REGNUM: Вы говорите о здравоохранении. А кроме него?

Ялтинцы видят, какие огромные усилия предпринимаются в области транспортной инфраструктуры. Мы видим, что ведется реальная работа по ситуации в порту Ялты. Порт в нынешнем состоянии - это далеко не лицо Ялты. Сейчас пошли в работу проекты "Сочи-1", "Сочи-2" - скоростные пассажирские катамараны между Ялтой и Сочи. Продолжается работа над совершенствованием "Красной стрелы" - морского катерного маршрута между Ялтой и турецким портом Синоп. Пока катер "Красная стрела" на ремонте, но ожидается, что он в будущем выйдет в море. Можно сказать, что в будущем нас ожидает скачок развития инфраструктуры транспортных перевозок в Крыму.

ИА REGNUM: Вы говорите, что ялтинский порт - это не лицо Ялты, и равнять город по порту нельзя. Почему же ялтинцы должны стыдиться своего порта? В том же Сингапуре порт - это неотъемлемая часть города, которую демонстрируют всем приезжим.

Здесь очень много субъективных и объективных факторов. Порт был государственным предприятием. А все госпредприятия на Украине обслуживались через Казначейскую службу Украины. Эта служба ведала распределением бюджетных средств.

Работа Казначейства с портом Ялты выглядела так. Каждые 85 копеек из бюджета порта шли в Киев, остальные 15 копеек - в органы самоуправления. В число этих "дотаций" входили средства, которые порт зарабатывал сам. Мы, власти Ялты, не могли оплачивать все услуги, которые были нам необходимы. Все расходы по ремонту школ, детских садов, больниц по Ялте проходили через казначейство. Порт по этой статье был вынужден отправлять платежные поручения со средствами на нужды муниципальной инфраструктуры.

Как я уже сказал, 15 копеек от своей прибыли порт отдавал муниципальной власти, то есть нам. Но эти 15 "портовых" копеек до нас не доходили, а оставались в Киеве. Как следствие, март 2014 года мы встретили с восьмимесячным бюджетным дефицитом. Все, что перечислялось, по назначению не дошло.

Кроме того, портом руководили явно не те люди, которые были должны руководить. Неоднократно в порт Ялты приезжали ревизионные комиссии. Эти комиссии выявляли в работе порта вопиющие прецеденты. Например то, как дирекция использовала прогулочные корабли. Этот популярный у курортников вид транспорта, по идее, должен был давать порту львиную долю доходов. Но почему-то дирекция раздала эти корабли в частные руки. Аренда составляла 5-6% процентов от той реальной прибыли, которую зарабатывали эти корабли, которые ходили по южному берегу Крыма. Прибыль же составляла баснословные цифры. Ситуация с портом - один пример той чудовищной коррупции, которая разъела украинское государство.

ИА REGNUM: В чьей собственности находился порт во время украинского статуса Крыма? И кому он принадлежит сейчас?

Теперь порт национализирован и является собственностью Республики Крым. Раньше ялтинский порт принадлежал администрации морских портов Украины. Основная дирекция этой суперструктуры находится в Одессе, а Одесса уже отчитывалась за нас Киеву.

Подобных объектов в Крыму и у нас в Ялте было много. Например, санаторий Министерства обороны, среднего машиностроения, частные санатории. В муниципальной собственности мы пока что имеем только одну здравницу - санаторий имени Куйбышева. К остальным рекреационным объектам, которые раньше были в украинском подчинении, власти Ялты, к сожалению, отношения пока не имеют. В Ялте нам не принадлежит очень много объектов той собственности, которая не принадлежала Крыму, а подчинялась непосредственно Киеву. Как я уже говорил, это собственность профсоюзных организаций и машиностроительных корпораций. Это очень хорошие объекты, которые в советские времена процветали, давали огромные прибыли, а сейчас влачат жалкое существование. Пример - вилла "Ксения" в Симеизе. Когда ялтинец смотрит на эту некогда великолепную достопримечательность, его сердце обливается кровью. За разрушение виллы "Ксения" несет ответственность Министерство здравоохранения Украины.

ИА REGNUM: Крым до сих пор снабжается электроэнергией от объектов Державной топливно-энергетической компании (ДТЭК). Владеет ДТЭК украинский олигарх Ринат Ахметов. После марта 2014 года Ахметов неоднократно заявлял, что может отключить Крым от снабжения электроэнергией. В конце мая Ахметов перенес офис крымского представительства своей энергетической компании из Симферополя в Киев и пригрозил отключить Крым от электричества, если полуостров не согласится отчислять деньги в столицу Украины. Среди крымчан по этому поводу уже есть тревожные настроения?

Начну с того, что еще в мае Крым получил из Сочи около 100 электрогенераторов. С помощью этих генераторов мы сможем держать в режиме автономного обеспечения такие объекты как исполком, больницы, социальные объекты, средства массового информационного вещания. Конечно, для реальных нужд Ялты эти генераторы - полумера. Не дай Бог, энергетический коллапс в Крыму, на автономном режиме мы переживем день - два. Но не более.

Хочется верить, что Ахметов на это безумие не пойдет. Все-таки у Рината Леонидовича много интересов в России.

ИА REGNUM: С весны 2014 года в Крыму не работают банкоматы. Люди, чтобы снять деньги с карточки, вынуждены ездить в Краснодарский край. Такие поездки удобно делать из Керчи, но для ялтинца или отдыхающего в Ялте - это трата времени и денег на дорогу. Страдают как и местные жители, так и отдыхающие. Есть ли возможность в ближайшее время нормализовать систему?

Вы задаете важный вопрос. Наши гости вынуждены ехать на отдых с большими суммами наличности. Это и неудобно, и опасно. Но также надо понимать, что в этом виноваты не власти Крыма. Дело в том, что Национальный банк Украины лишил лицензий все банки, которые работали ранее в Крыму, и запретил их деятельность. Банкоматы являются собственностью банков. Многие банкоматы не просто не работают, а вывезены с полуострова. Те банки, которые продолжают работу в Крыму (например "Черноморский банк реконструкции и развития"), не могут удовлетворить потребности физических лиц. Оставшиеся в Крыму банки - это малоформатные кредитные организации со скромными планами. Может быть, они бы и могли взять на себя функцию обналички, но им вряд ли хватит на это собственного ресурса.

Лично я надеюсь, что в Крыму обоснуется банк "Россия" (первые четыре филиала уже открылись 3 июня - прим. ИА REGNUM). Это мощнейший банк, входит в пятерку ведущих банков. Как помните, он попал под антироссийские санкции и стал работать только в рублевой зоне. В Крыму банк "Россия" перекупил активы Укрсоцбанка. В ближайшее время на ялтинской набережной появится отделение банка "Россия".

ИА REGNUM: Некоторые россияне боятся ехать в Крым, потому что напуганы рассказами об якобы растущих антироссийских выступлениях крымских татар. Какова ситуация в Ялте?

Я полностью отвечаю за Ялту и могу сказать об этом только следующее. Первое: в Крыму принято решение о признании за крымско-татарским языком статуса государственного языка Республики Крым. Наряду с русским и украинским. На мой взгляд, это очень правильное решение. Люди всех национальностей в Крыму должны себя чувствовать себя комфортно и хорошо. В Ялте издавна бытуют нормальные и добрые межнациональные отношения. Дети всех национальностей тут ходят в одни и те же школы, дружат. То, что у нас около 20 лет не возникает таких вопросов, говорит о здоровом состоянии межнациональных отношений. Я буду делать все возможное для того, чтобы эта здоровая ситуация сохранялась. От нее зависит будущее наших детей, нашего города, Крыма и России в целом.

Лично я не могу назвать ни одного случая межнациональных трений в Ялте. Если в школе русский мальчик побил татарского мальчика или наоборот, то это типичная мальчишеская драка, а не межнациональная рознь. Последние попытки выяснять межнациональные отношения у нас были больше 20 лет назад.

ИА REGNUM: Зарплаты и соцвыплаты в Ялте доводятся до уровня в 30 тысяч рублей. При этом цены остаются на предельно низком уровне. На 200 рублей можно хорошо закупиться продуктами, на 10 тысяч рублей - арендовать на месяц комфортабельную квартиру с видом на море. Как считаете, насколько долговременна такая ситуация? Будет ли она держаться, или же параллельно с повышением зарплат повысятся и цены?

Ялтинцы нынешние цены предельно низкими не считают. Конечно, зарплаты растут, но растут и цены. Ценовой рост есть, и многие смотрят на него с опасением. Но мы работаем с ситуацией и не позволяем ей выйти из-под контроля.

Пока у нас не хватает инструментария. Вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев недавно лично инспектировал супермаркеты. В Ялте нет представительств Федерального антимонопольного комитета. Мы пытаемся подключить к работе Крымскую службу защиты прав потребителей, но и этого будет недостаточно. Ведь продавцы искусственно завышают цены, и есть риск, что будут завышать и дальше. Мы пытаемся бороться, но признаюсь честно, что наша борьба пока не очень результативна.

Беседовал Артур Приймак

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
28.04.17
Антизаконные призывы белорусской оппозиции. Каким будет ответ?
NB!
28.04.17
Схождение великих людей в великое время — иначе не бывает
NB!
28.04.17
Белеет парус Эрдогана... К новым визитам – новым курсом
NB!
28.04.17
Трамп выбирает врага: исламизм забыт, Тегеран выбивается вперед
NB!
28.04.17
Безымянная высота в московском метро? Восстановить имена героев
NB!
28.04.17
Есть ли выход из виртуальной ловушки?
NB!
28.04.17
Рейхстаг: крупнейший и истинно народный памятник Воину-Освободителю
NB!
28.04.17
«Трамп еще припомнит Украине, как Аваков назвал его клоуном»
NB!
28.04.17
ЦБ обсудит ключевую ставку: оснований ее удерживать нет
NB!
27.04.17
Венесуэла выходит из ОАГ
NB!
27.04.17
Попадет ли в цель «антисуицидальный пакет» законопроектов?
NB!
27.04.17
«Освобождение Шуши — реконкиста в исполнении карабахских армян»
NB!
27.04.17
«Войну фейков Мадуро проигрывает»
NB!
27.04.17
«Освобождение Шуши — крах политики Азербайджана по тюркизации Арцаха»
NB!
27.04.17
Курильские рыболовные страдания
NB!
27.04.17
Враг готов к диверсии: НПО «Сатурн» под угрозой
NB!
27.04.17
В Киеве 2017 год объявят Годом УПА*
NB!
27.04.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 27 апреля
NB!
27.04.17
«Строительство Эгийнской ГЭС — это вопрос независимости Монголии»
NB!
27.04.17
Песков: Москва осуждает авиаудары Израиля по Дамаску
NB!
27.04.17
Россия или терроризм: чего действительно боятся шведы
NB!
27.04.17
Беби-бокс: «Простое иллюзорное решение очень сложной проблемы»