Заседание Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) 29 мая и его итоги вызвали противоречивые реакции в Армении. Речь идет в первую очередь о предложении, озвученном президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым - Армения должна войти в Евразийский экономический союз в рамках признанных ООН границ. Слова о соответствующем письме азербайджанского президента Ильхама Алиева и ответное молчание Сержа Саргсяна стали поводом для оживленных дискуссий в Армении о том, какой же будет судьба Нагорного Карабаха в новых реалиях. В интервью ИА REGNUM чешский эксперт Эрика Лернер прокомментировала эти вопросы, а также коснулась вопроса о возможной "интеграционной" активизации Евросоюза в отношении Армении.

ИА REGNUM: Можно ли ожидать, что по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета в Астане европейская сторона проявит "интеграционную активность" относительно Армении? Если да, какими могут быть ее результаты?

Я думаю, что по крайней мере до окончания боевых действий или хотя бы смягчения ситуации на Украине говорить о какой-либо интеграционной активности, новых инициативах в отношении Армении было бы преждевременным. Географическое положение Армении не позволяет ей постоянно находиться в поле зрения ЕС. Поэтому не стоит ждать какой-то особой активности. Какого-то особого предложения. Тем более, что большего, чем то, что было предложено (Соглашение об ассоциации), ЕС все равно обещать не может. А вот те страны "Восточного партнёрства" ЕС, что идут по пути подписания Соглашений об ассоциации с ЕС, то есть Молдавия, Грузия и Украина, в августе должны получить дополнительные преференции в рамках так называемого "европакета".

ИА REGNUM: Как в этом контексте следует рассматривать недавние заявления президента Франции Франсуа Олланда об особой ассоциации с Арменией?

Мы часто становимся свидетелями заявлений политиков и должностных лиц, которые потом опровергаются или просто не сбываются и так остаются обещаниями. Заявление президента Франции - это благое пожелание. Да, лично он не видит никаких препятствий в том, чтобы Армения участвовала и в евразийском интеграционном процессе и в европейском. Если бы эти проекты были лишены политической составляющей, то давно можно было бы уже начать переговоры о создании общей зоны свободной торговли, общего и единого "зеленого коридора" от Атлантики до Тихого океана. Речь идет о создании зоны свободной торговли между Европейским союзом и Таможенным союзом. К сожалению, этого пока не происходит. Но нельзя не сказать, что отдельные страны, в том числе и Чехия, уже ведут переговоры о "зеленом коридоре" с ТС. Это означает, что в разы сокращаются таможенные процедуры вплоть до их полного исключения. Просто на выходе следует проинформировать страну, по территории которой проходит транзит, о товаре и представить всю документацию в электронном виде.

ИА REGNUM: Насколько реальным вы считаете сценарий, при котором Нагорный Карабах де-юре останется за пределами, но де-факто войдет в Евразийский союз?

Начнем с того, что я неоднократно говорила и сейчас скажу, что я не уверена на все сто процентов, что сама Армения станет членом Евразийского союза. Давайте рассуждать логически: за все время после объявления президента Армении о намерении вступить в ТС (ЕАЭС) я не увидела и не услышала ни одного комментария, в котором бы реально говорилось об экономических выгодах от вступления в ТС для народа - простого обывателя. Да, говорилось о том, что цены на газ будут такими же, как и внутрироссийские, но ведь насколько можно судить по информации в СМИ, последняя скидка "Газпрома" никак не отразилась на цене на газ для простых абонентов. Кроме этого заявлялось, что после вступления в ТС резкого повышения цен не будет. То есть, получается, что это и есть та выгода? В противовес этому, можно найти достаточно фактов, которые описывают негативное влияние членства Армении в ТС: главным образом, это повышение таможенных пошлин на товары, ввозимые из третьих стран. Отсюда возникает вопрос: зачем вступать в союз, который экономически невыгоден?

Теперь вопрос Карабаха. Еще два-три месяца назад, если представить теоретически, что Армения все-таки вступает в ТС, было естественным, что де-факто Карабах никто бы не отделял от Армении, и он как невидимое приложение оказался бы в ТС. Конечно, афишировать и замечать его присутствие там никто не стал бы. Но почему-то представители партии, которую возглавляет президент Армении, вдруг начали заявлять о том, что без Карабаха они никуда не пойдут. Во-первых, за все это время я не заметила, чтобы кто-то настаивал на вступлении Армении в ТС, ни со стороны России, ни тем более со стороны Белоруссии и Казахстана. Во-вторых, Карабах даже де-факто не является частью территории Армении. Его можно назвать де-факто независимым, но никак не частью Армении, которая по Конституции является унитарным государством. И в отличие от России, принявшей Крым, Армении придётся изменить Конституцию, чтобы хотя бы допустить возможность включения в свой состав территории, на которой уже более 20 лет действует избираемая власть. Потом также неожиданно президент Армении заявляет о том, что Армения и не хотела вступать с Карабахом вместе. Только жаль, что он не сказал об этом тогда, когда президент Казахстана передавал просьбу президента Алиева оговорить в соглашении о вступлении Армении в ТС ее территорию и границы, исключающие участие Карабаха.

Как мы видим, позиция президента отличается не только от позиции оппонентов, но и идет вразрез с позицией однопартийцев. Конечно, можно списать это на то, что все, кроме президента, делают эти заявления для внутреннего потребления. Но и не исключено, что это согласованная позиция. Я не исключаю, что Серж Саргсян ищет возможность отказаться от участия в ТС. Таким поводом может быть согласованное с ним же давление соратников, которые руководствуются патриотическими принципами.

ИА REGNUM: Есть мнение, что подписываясь под такого рода документом Армения создает новые, причем весьма мощные рычаги внешнего влияния и давления на себя. Согласны ли с этим утверждением вы?

Когда Чехия вступала в ЕС, значительный процент населения страны был против этого, обосновывая тем, что таким образом Прага передает рычаги управления в наднациональный центр. Потом правительству стало легче в том смысле, что было к кому обратиться за советом, помощью и даже взвалить ответственность за принятые и не принятые решения, имея в виду Брюссель. Хочу сказать, что вступая в союз, даже союз равных, страна уже не будет единолично решать свою судьбу во всех сферах. Будут вопросы, которые потребуют общего решения, и это естественно. Но повторюсь, я лично сомневаюсь, что Армения вступит в ЕАЭС без крупных, принципиальных оговорок.

Подготовил Эмиль Бабаян