Налоговая дилемма Армении: как сократить "теневую экономику" и помочь малому бизнесу

Ереван, 3 июня 2014, 00:51 — REGNUM  Для качественного роста объёмов налогов к ВВП Армении, которые по итогам прошлого года составили 23,2%, необходимо существенно сократить "теневую экономику". Об этом на встрече с журналистами в Ереване 2 июня заявил замминистра финансов Армении Армен Алавердян, передает корреспондент ИА REGNUM.

По словам Алавердяна, с наличием "тени" в экономике правительству Армении удалось достичь того, что доля налогов в ВВП составила 23,2%. "Если мы хотим в ближайшие годы продвинуться дальше и достичь качественного изменения ситуации: обеспечить стабильность государственных доходов и равные условия для всех хозяйствующих субъектов, то мы должны освободиться от теневой экономики. Мы должны серьезно утрясти ситуацию в экономике", - заявил Алавердян, добавив, что предпринятые правительством и налоговой службой меры направлены на эффективный диалог с бизнесом, а не на ужесточение законодательных механизмов.

"На основе имеющейся у нас информационной базы о бизнес-среде и диалога с бизнес-структурами мы желаем привести всех в налоговое поле. Многие из них платят налоги, но величина налоговых поступлений нас не удовлетворяет. Речь идет не о 10 или 20 млн, а о миллиардах драмов. В госбюджете текущего года заложен показатель доходной части на уровне 1,1 трлн драмов (порядка $2,7 млрд), что мы должны обеспечить. Без сокращения теневой экономики мы не сможем решить поставленную задачу", - подчеркнул замминистра финансов.

Как он сообщил, правительство видит проблемы с уплатой налогов в таких сферах, как строительство, производство и продажа молочной продукции, рынки мясопродуктов, хлебопродуктов, горючего (бензин, дизтопливо), в работе газозаправочных станций, сфере здравоохранения, а также в импорте. "Теневая часть экономики особенно сконцентрирована в области импорта. Проблема в том, что импортеры показывают низкую прибыльность. Часть из них вообще не показывает в своих отчетах штат сотрудников и их зарплаты", - сказал Алавердян, добавив, что в сфере розничной торговли в центре внимания налоговых служб будут находиться супермаркеты и ярмарки.

Коснувшись вопроса предоставления привилегий предприятиям малого и среднего бизнеса с годовым оборотом до 58 млн драмов, по которым они могут быть освобождены от налога с оборота (что составляет 3,5%), Алавердян заметил, что этот метод даст результат, если субъекты указанной бизнес-прослойки будут работать открыто, не будут скрывать свои доходы и тем самым помогут государству в вопросе вывода крупного бизнеса из "тени". "Этот метод будет эффективен, если государство получит соответствующую отдачу от крупного бизнеса в виде увеличения налоговых поступлений. Для этого малые предприятия должны работать открыто, оформлять все необходимые документы при осуществлении закупок от крупного бизнеса. Часто они отмечают, что крупные предприятия не предоставляют им документы при закупке товаров. В этом плане мы ведем работы также с крупным бизнесом. Мы должны разработать четкие механизмы наращивания налоговых поступлений от крупного бизнеса за счет их открытой и честной работы. В этом нам должен помогать и малый бизнес. Только в этом случае будет выгодно освободить малый бизнес от налогов", - подчеркнул он, добавив, что в прошлом году, после введения налога с оборота, государству удалось собрать порядка 14,5 млрд драмов ($35 млн) от 48 тыс. бизнес-организаций.

"Эта сумма, конечно, не отражает реальность. Указанные 48 тыс. бизнес-организации в своих отчетах представили годовой оборот на сумму 10 млн драмов, что нереально. При подключении административных ресурсов мы бы смогли утроить этот показатель, однако не пошли на это и даже сократили на 16% налоговое администрирование в сфере. Вообще освобождение от налогов или его существенное снижение - неэффективный метод, но на данном этапе экономического развития на это можно пойти. Дело в том, что более 90% налоговых поступлений в госбюджет обеспечивают именно крупные предприятия, оплачивающие НДС. Их количество составляет порядка 12 тыс., из которых 1 тыс. обеспечивает 80% налоговых поступлений", - пояснил Армен Алавердян.

Между тем, несмотря на запланированные мероприятия, замминистра финансов не настроен оптимистично касательно обеспечения в 2014 году Комитетом госдоходов прошлогоднего показателя уровня налогов к ВВП. "В текущем году мы можем столкнуться с проблемой обеспечения прошлогоднего показателя по уровню налогов к ВВП, что связано со снижением общей экономической активности. Это также зависит от поведения цен на внешних рынках. Например, в текущем году снизились цены на молибден и концентрат меди, которые экспортируются из Армении. Еще с конца прошлого года в сфере коммуникаций и в горнорудной промышленности мы заметили определенную пассивность, что оставит свое воздействие в текущем году", - заключил замминистра.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.