Поражает скорость, с которой правительство Подмосковья внесло важный и несогласованный проект закона о реформе местного самоуправления в региональный парламент - на это ушло ровно три дня, сообщили 30 мая корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе обкома КПРФ.

29 мая Мособлдума одобрила проект закона, который, в соответствии с 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", устанавливает сроки полномочий представительных органов муниципальных образований, порядок формирования представительных органов районов, сроки полномочий и порядок избрания глав муниципальных образований.

Поправки и предложения, подготовленные по итогам обсуждений, были переданы в Госдуму, которая пошла на уступки и отдала право субъектам федерации самостоятельно определять, каким способом они будут выбирать глав муниципалитетов: из составов советов депутатов, прямым голосованием или же выбирать по конкурсу сити-менеджеров. Это решение парламентариев было одобрено Советом Федерации, 26 мая изменения в закон о местном самоуправлении подписал президент Владимир Путин, и к работе приступило правительство Московской области. С докладом по законопроекту, имеющему множество несогласованных нюансов, на пленарном заседании облдумы выступил зампред областного правительства Михаил Кузнецов.

Материалы по данному вопросу депутаты получили лишь за несколько часов до рассмотрения. Фактически областным парламентариям было предложено проголосовать за принятие закона, не ознакомившись с ним.

Такое нарушение возмутило только коммунистов, отметили в пресс-службе. От имени фракции КПРФ депутат Светлана Зинина предложила снять рассмотрение этого вопроса с повестки дня. Но парламентское большинство отклонило это предложение. При обсуждении проекта закона коллегу по фракции поддержала депутат Наталья Еремейцева: "Мы получили материалы по законопроекту только утром и сразу должны принять его в трех чтениях? Президент говорит о диалоге, а диалога никакого не получается: ни между нами, ни с местным самоуправлением. Я хотела бы зачитать вам цитату из выступления Владимира Путина "Сейчас первоочередная задача руководителей регионов - организовать диалог с муниципальным сообществом, чтобы обсудить все содержательные вопросы, все нюансы преобразований. Результатом такой дискуссии должен стать закон об организации местного самоуправления в конкретном субъекте РФ. Думаю, что полгода - достаточный срок для того, чтобы обсудить и принять такие акты во всех регионах страны". В связи с этим я прошу не принимать сегодня закон в трех чтениях. Если президент дает на обсуждение полгода, то пусть Мособлдума выделит хотя бы одну неделю для организации диалога с местным сообществом, которого не было, как бы ни утверждал господин Кузнецов", - заключила Еремейцева.

Депутат Олег Емельянов (КПРФ) остановился на статье 7, которая регламентирует процесс формирования представительного органа района: "Принимая этот закон в данной редакции, мы лишаем действующих районных депутатов права быть избранными в советы муниципальных районов повторно".

Депутат Александр Галдин (КПРФ) обратил внимание коллег на чересчур избирательный подход к порядку выбора глав и формированию советов в муниципальных районах, городских округах, городских и сельских поселениях: "На рассмотрение вынесено кулуарное решение, которое не опирается ни на решение местных советов, ни на какие другие коллективные решения. Критерии формы проведения выборов ничем не обоснованы. Таким образом, в данном законопроекте возникает коррупционная составляющая, так как непонятно на каком основании происходит эта дифференциация. Было бы целесообразно установить единый порядок выбора глав, формирования советов всех уровней. Такое решение стало бы справедливым и логичным, соответствовало законодательству. Альтернативой может стать предоставление муниципальным образованиям права решать этот вопрос самостоятельно. Также я обращаю внимание на то, что норма, заложенная в этот законопроект, фактически приостанавливает деятельность уставов муниципальных образований. Также обращаю ваше внимание на норму 131-ФЗ, где говорится о том, что формирование Советов или выборы глав в районах и поселениях проводятся на основании закона субъекта Федерации и Устава соответствующего муниципального образования. Мы же будем проводить выборы только по закону субъекта, потому что норма, заложенная в обсуждаемый нами законопроект, фактически приостанавливает деятельность уставов муниципальных образований".

"Это насилие над местным самоуправлением", - заключил Галдин. И предложил отклонить законопроект как недоработанный и не отвечающий чаяниям местного самоуправления Московской области. Однако парламентское большинство поддержало законопроект.

Такая поспешность, по-видимому, обусловлена близостью предстоящих выборов и желанием партии власти тотально контролировать ситуацию на местах, отметили в пресс-службе. Мнение народа, как часто бывает, может остаться неучтенным.

"В обсуждении принципов совершенствования МСУ в Подмосковье, проводившихся на различных площадках областной думы, принимали участие депутаты всех уровней, представители муниципальных образований, политических партий и общественных организаций, - прокомментировал это событие председатель Комитета по местному самоуправлению Мособлдумы Александр Наумов. - Большинство участников дискуссии высказались за сохранение разных моделей организации местного самоуправления в муниципалитетах области. В принятом Московской областной Думой законе предусмотрены разные модели организации местного самоуправления для разных территорий. В какой-то степени это следствие специфики Московской области. В рамках одного региона у нас объединены очень разные территории. Со своей политической, общественной, экономической спецификой. Поэтому универсального подхода нет. Будем откровенны, есть территории, где местные власти ведут себя, как феодалы, где процветает вседозволенность и коррупция. В таких муниципалитетах жизненно необходимо разорвать эту порочную круговую поруку, разрушить привычные схемы, сменив модель формирования органов местного самоуправления. Где-то есть потребность в администраторе - сити-менеджере, который будет назначаться по конкурсу и заниматься решением хозяйственных вопросов. Если бы мы с вами находились на однородной территории, мы могли бы вести речь об унификации. Но на разных территориях нужны разные формы управления. И нам необходимо более подробно изучить мнение советов депутатов. Например, депутаты Ленинского райсовета хотели сохранить систему прямых выборов и для главы, и для депутатов, а в законе убрали прямые выборы главы.

Фракция КПРФ настаивала на отсрочке принятия закона хотя бы на неделю для более подробного его изучения. Но скорость принятия решения правительство области объяснило тем, что его надо принять и подписать до сентябрьских выборов. Конечно, при принятии таких базовых законов, необходимо отходить от штурмовщины, которая зачастую приводит к ошибкам. Правоприменительная практика потребует внесения изменений в принятый закон. Несомненно, потребуется более тщательная проработка статей закона и дальнейшее его обсуждение. Особенно это касается порядка формирования органов МСУ в городских и сельских поселениях", - подчеркнул депутат.