Министерство культуры Российской Федерации, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и Галерея "Ковчег" представляют выставку "Графика А.В. Шевченко (1883-1948) из фондов ГМИИ им. А.С. Пушкина и частных коллекций" с 18 ноября до 11 января.

Показ графических работ мэтра русского искусства Александра Васильевича Шевченко приурочен к 120-летию со дня его рождения. Экспозицию составляют как музейные фонды, так и произведения из частных московских коллекций и семьи художника. Произведения Шевченко хранятся во всех крупнейших российских музеях, включены в постоянные экспозиции Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея. Участник выставок "Мира искусства", авангардных экспозиций "Бубновый валет", "Ослиный хвост", "Мишень", "№ 4", один из основателей объединений "Маковец" и "Цех живописцев", теоретик, профессор Вхутемаса - Вхутеина, Александр Шевченко обладал ярко выраженной художнической индивидуальностью, это позволяло ему стоять особняком в отношении и авангардных экспериментов, и соцреалистического канона. Любовь к предметному миру, желание выразить ощущения от будничной жизни соединились в его искусстве с изысканностью и обобщенностью формы.

Графика всегда была важной, неотъемлемой частью творчества Шевченко. Его акварели, рисунки, монотипии - не только лабораторные опыты или подступы к темам, получавшим завершение в живописи на холсте, но и вполне автономные, полноценные произведения. Свою программу он формулировал так: "Нам надо сперва подойти к природе, к жизни, отбросив свои "я", раствориться в них для того, чтобы вновь выйти претворенным в большое, не личное, человеческое "я". И тогда это будет искусство не сегодняшнего дня, а искусство эпохи, искусство монументальное". Романтические южные пейзажи, выразительные натюрморты, жанровые композиции со своеобразной ритмической организацией... каждый лист обладает очевидными пластическими достоинствами. Выставка графики Александра Шевченко - напоминание о творчестве выдающегося мастера, оказавшего значительное влияние на судьбы отечественного искусства.