"Национальный фронт - первая партия Франции" - с этими словами на предварительно напечатанном плакате в качестве фона лидер этой партии Марин Ле Пен предстала перед объективами в ночь после Европейских выборов 2014 во Франции. Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер назвал успех "Национального фронта" во Франции "плохим сигналом". В рамках главной оси ЕС - Берлин-Париж Франция в политическом плане явно больше не соответствует Германии.

Премьер-министр Франции Мануэль Вальс охарактеризовал прорыв партии Мари Ле Пен "Национальный фронт" (FN) на прошедших Европейских выборах "политическим землетрясением". Происшедшее получило разные определения в риторике СМИ и политических лидеров, от умеренных высказываний, типа - "протестное голосование" и "анти-истэблишмент голосование" до крайних. Один из лидеров правоцентристской партии "Союза за народное движение" (UMP) бывший премьер-министр Ален Жюппе назвал случившееся на Европейских выборах "серьезным поражением правых".

Можно задаться вопросом: FN - это не правые, но тогда кто? Популисты, радикалы, ксенофобы, расисты, неонацисты - такие оценки итогов Европейских выборов 2014 идут с разных сторон. Британская Guardian 26 мая написала: "Свежий урожай Европарламента включает отрицателей холокоста, фашистов, ксенофобов". Американская New York Times вторила: "За четыре дня голосования в 28 странах избраны десятки мятежно настроенных лиц, в том числе, пестрый конгломерат ксенофобов, расистов и даже неонацистов". Германский министр финансов Вольфганг Шойбле (ХДС) назвал французский "Национальный фронт" Марин Ле Пен фашистской партией. "Не только наши французские коллеги, но и мы должны задуматься над тем, какие наши ошибки привели к тому, что четверть французских избирателей проголосовала за фашистскую партию", - заявил Шойбле во вторник, 27 мая, в Берлине.

Как результат происшедшего, лидеры ЕС выступили за смену приоритетов в евросоюзной политике из-за прорыва крайне правых на европейских выборах, в том числе, из-за случившегося во Франции. На саммите Евросоюза во вторник вечером 27 мая 2014 года президент Франции Франсуа Олланд вынужден был публично заявить: "Я хочу, чтобы Европа изменилась. Она должна понять, что произошло во Франции. Каждый четвертый избиратель [во Франции] проголосовал за крайне правых. Это проблема не только Франции, но и проблема всей Европы. Если через несколько лет Европа не ответит на ожидания и опасения, против нее будут снова голосовать во Франции и в других странах". Комментируя итоги прошедших выборов, президент Франсуа Олланд сказал, что они отражают "недоверие в Европе и страх падения".

Однако внешне "катастрофы" в воскресенье во Франции все-таки не произошло. За FN на евровыборах проголосовали 4,5 млн. избирателей, а на президентских выборах 2012 года за Ле Пен в первом туре проголосовали 6,4 млн. избирателей. Разница возникла из-за того, что европейские выборы дали более низкую явку. Тем не менее, сейчас во Франции признано: успех крайне правых является продуктом разочарования, испытываемого французскими избирателями в связи с экономическим спадом в стране и с разочарованием в традиционной политической системе страны. Франция, несмотря на ее левые силы, на самом деле - страна еще довольно консервативная, помнящая еще католические ценности. Нигде в Европе, заметим мы, не было таких массовых протестов против однополых браков, как в 2013 году во Франции. Сотни тысяч тогда вышли на улицы. Это и есть та "истинная Франция", к которой попробовала апеллировать Марин Ле Пен. "Французы страдают от жесткой экономии, безработицы и социальных трудностей. Но наши правительства глухи к крику народа", - сказала она, уточнив, что выборы демонстрируют "невероятное отрицание всего, так называемого, традиционного политического класса". "Франция хочет защиты от глобализации и возвращения браздов правления собственной судьбой", - сказала Ле Пен.

В настоящее время FN по итогам выборов 2012 года имеет двух депутатов в Национальном собрании Франции, и их голос едва слышен. В предшествующей сессии в Европейском парламенте у FN было три депутата - отец и дочь Ле Пены и их давний политический компаньон Бруно Голниш. Теперь представительство FN увеличится сразу до 24 мест в ЕП. Солидная группа. Для сравнения у германских христианских демократов в Европарламенте-2014 29 мандатов. У британских консерваторов - 19. FN продолжает оставаться семейным делом Ле Пенов. В прямом и переносном смысле отец-основатель партии и долгие годы с 1972 году до 2011 года ее лидер - Жан-Мари Ле Пен был на прошедших в воскресенье выборах в седьмой раз переизбран в ЕП. В 2012 году его внучка и племянница Марин Ле Пен - 22-летняя Марион Ле Пен стала первым депутатом французского парламента от Национального фронта за последние 15 лет. Одновременно она стала и самым молодым депутатом. Будущее молодежи за FN? Молодежь и рабочий класс на прошедших выборах, действительно, голосовали за FN.

Итоги выборов в Европейский парламент дали надежды Марин Ле Пен наконец-то передвинуть из маргиналов в политический мэйнстрим ее партию - "Национальный фронт". Ле Пен готова вновь дать бой на предстоящих в 2017 году президентских выборах. Она не видит себе конкурента в лице нынешнего президента Франции Франсуа Олланда. С нынешним рейтингом общественного доверия в 11% Олланд является самым непопулярным президентом Франции за последние десятилетия. Соперник для нее от правого центра из "Союза за народное движение" (UMP) пока вовсе не определен. Начавшееся на днях новое уголовное преследование Саркози, как представляется, навсегда вычеркивает этого самого способного политика из UMP из политической жизни Франции. Другой лидер UMP - Жан-Франсуа Копе уже подал в отставку на фоне развивающегося скандала.

Чтобы победить Марин Ле Пен переработала идеологию "Национального фронта" с нуля, и теперь многими во Франции FN воспринимается, как современная и динамичная сила. Марин Ле Пен вывела свою партию из той подворотни, в которую "Национальный фронт" загнал ее отец. Новый общенациональный лидер Франции - Марин Ле Пен спроектировала доброе, мягкое и чуть усталое женское лицо для своей партии. Новый курс Марин Ле Пен заключался в постепенном незаметном отказе от ксенофобской и антииммигрантской риторики, выдвижение на первый план идей евроскептики. FN предлагает не передавать полномочия наднациональным органам Евросоюза, сохраняя управление на национальном уровне. Для спасения евро необходимо движение в сторону федерализации Европы. FN выступает против превращения ЕС в федерацию. FN только отрицает суммарный выигрыш Франции от членства в ЕС. FN не отвергает идею европейской интеграции. Он только критикует нынешнюю практику евроинтеграции, т. е. FN при всей его евроскептике не отталкивает от себя проевропейски настроенных французских избирателей. Поэтому на европейских выборах FN удалось мобилизовать протест избирателей не только против внутриполитических процессов, но и против политики ЕС. При этом заявленный умеренный евроскептицизм позволил FN существенно расширить избирательную базу.

"Завоевать Францию, а затем уничтожить Европу", - так определил коварную стратегию FN заместитель председателя партии. Для того, чтобы позиционировать Марин Ле Пен в качестве реалистичной альтернативы традиционным партиям, FN делает упор на завоевание Франции постепенно шаг за шагом в рамках демократического избирательного процесса. Региональные выборы в следующем году могут оказаться решающими для этой стратегии. Из 21 региональных административных органов, где выборы должны состояться, 20 в настоящее время управляются социалистами. FN к следующим президентским выборам в 2017 году надо выйти на голосование во Франции по третям вместе с социалистами и UMP, т. е. стать третьей политической силой Франции. Во французском северо-западном округе с центром в бывшем шахтерском городе Энен-Бомон, где на парламентских выборах выступала Марин Ле Пен, "Национальный фронт" на Европейских выборах 2014 получил 33%, т. е ту самую желанную треть. На востоке Франции - в Эльзасе FN получил 29%. На юго-востоке Франции - 28%. Волна "Bleu Marine" захлестнула Францию, обойдя стороной только Париж и западные департаменты Франции. Тем не менее, анализ результатов голосования на европейских выборах демонстрирует, что по их итогам FN вполне может претендовать на национальное присутствие по всей стране. А в прошлом FN только имел по Франции отдельные бастионы поддержки в определенных областях.

Прошедшие евровыборы превратили FN в общенациональную партию. Теперь FN надо подтвердить, что это не случайность и не каприз избирателей. Насколько прочно это достижение, и станет ли FN третьей политической силой во Франции - сейчас не ясно. Одно определенно - опираясь на бóльшее присутствие в Европейском парламенте и на создаваемую в его стенах под эгидой FN европейскую партию, Марин Ле Пен будет продолжать делать то, что она уже успешно проделывала последние годы: дразнить электорат, подрывать доверие к основным французским партиям и истеблишменту, в целом, обвинения его в кумовстве и технократическом антигуманном подходе.

Первым шагом в "далеком походе", как Марин Ле Пен публично определила свои политические планы, станет сейчас создание партийного объединения в Европейском парламенте, в котором главенствовал бы FN. Фракция в ЕП позволит ее участникам на паритетных основах получить более широкий доступ к парламентскому финансированию и ключевым постам, хотя и в качестве заместителей, во всякого рода парламентских комиссиях. Для создания группы, по крайней мере, необходимо 25 членов парламента из семи различных стран-членов ЕС. Учитывая расходящиеся идеологии на правом фланге Европы и собственные амбиции на лидерство Найджела Фараджа из Партии независимости Соединенного Королевства (Ukip), создание объединения превращается для Ле Пен в не простую задачу. "Я не хочу быть грубым, Марин Ле Пен этого не стоит, но я не думаю, что ее партия является частью нашей политической семьи", - заранее предупредил Фарадж накануне Европейских выборов 2014. К британской Ukip сейчас явно тянут "Истинные финны" (Perussuomalaiset, PS) и Датская народная партия (DF), которые также заявили, что не хотят иметь дело с французским FN. Германская "Альтернатива для Германии" (AfD), разумеется, также не хочет "дружить" с Ле Пен в стенах ЕП.

Собственный опыт создания объединения с участием FN у этой партии имеется. Связан он с созданным в декабре 2009 года объединением - "Альянс европейских национальных движений" (AENM). С 2010 по 2013 годы его председателем был третий депутат от FN в ЕП Бруно Голниш. В октябре 2013 года Марин Ле Пен убедила Голниша и Жана-Мари Ле Пена покинуть AENM для того, чтобы вступить в более умеренное объединение "Европейский альянс за свободу" (EAF). Решение Ле Пен было тактическим для того, чтобы отмежеваться от радикалов из венгерской Jobbik, обвиненных в антисемитизме. С декабря 2013 года AENM возглавил депутат в ЕП от венгерской партии Jobbik Бела Ковач, попавший сейчас в Венгрии под дело о шпионаже в пользу России. Похоже, что AENM без FN и по результатам прошедших выборов без Британской национальной партии и болгарской "Атаки" окончательно развалится.

Согласно предварительным заявлениям и расчетам, Марин Ле Пен может твердо рассчитывать на участие в альянсе под эгидой FN лишь австрийской правой Партии свободы (FPÖ). В минувшую среду в Брюсселе Марин Ле Пен провела пресс-конференцию со своими "союзниками" для планируемого объединения - представителями от голландской Партии свободы (PVV) Герта Вилдерса, итальянской Лиги Севера (LN), бельгийской фламандской националистической партии "Фламандский интерес" (Vlaams Belang, VB) Брюно Валкниерса и австрийской Партии свободы (FPÖ) Хайнц-Кристиан Штрахе. В сумме французский FN (24), итальянская LN (5), бельгийская VB (1) и австрийская FPÖ (4) имеют 34 мандата в ЕП. Возможно, за Ле Пен пойдут еще два евродепутата из шведской Sverigedemokraterna (SD). Но этого явно не достаточно.

Ле Пен ставит под сомнение участие в ее объединении венгерской Jobbik (3 мандата) и греческой "Хриси авги" (3 мандата). Однако сейчас она все-таки ведет переговоры с евродепутатами от этих партий. Скорее всего, Jobbik и "Хриси авги", имеющие репутацию радикальных, останутся за бортом объединения под эгидой французского FN. FN попробует найти решение за счет группы независимых евродепутатов. Единственно Ле Пен сейчас категорически отказывается иметь дело с евродепутатом Удо Войгтом от Национал-демократической партии Германии (NPD), имеющей репутацию неонацистской. Время у Ле Пен для поиска решения есть. Группа должна быть сформирована до 24 июня 2014 года.