Кто, как и зачем увеличил численность христианских храмов в Татарстане: мнение
Татарстан, 30 мая, 2014, 11:50 — ИА Регнум. Состоявшаяся накануне сессия Казанской городской Думы была посвящена теме межнационального и межрелигиозного мира в столице Татарстана. Сам факт обсуждения этой проблемы стоит рассматривать не как отдельный эпизод в жизни депутатов города, а как продолжение прошедшего с многочисленными скандалами Форума православной общественности Республики Татарстан. Организовывал его все тот же Департамент внутренней политики АП РТ под руководством
Нужно заметить, что одним из инструментов во внутренней политике Казанского кремля является откровенная дезинформация. Манипуляция с численностью православных храмов в Татарстане - из этого же ряда. Напомним, что в декабре 2013 года на организованном Правозащитным центром Всемирного русского народного собора "круглом столе" "Откуда исходит угроза православию в Татарстане" были озвучено количество храмов в Татарстанской митрополии: 216 в Казанской епархии (145 храмов, 35 часовен, 12 молитвенных домов, имеющих престол, 24 молитвенных помещения при больницах, тюрьмах и т.д.); 76 в Чистопольской епархии и 39 приходов в Альметьевской епархии. Всего 331.
Все эти данные опубликованы на сайте Московской Патриархии, датированы 2012-2013 годами, сама Патриархия информацию для своего сайта брала, понятное дело, скорее всего, из Татарстанской митрополии. И именно тогда прозвучали упреки в адрес многократного преувеличения численности мечетей над церквями. Увеличиться столь стремительно за такой короткий период времени (сейчас в департаменте Терентьева заявляют о 462 православных культовых объектах) количество храмов никак не может.
В ноябре 2013 года, открывая очередную мечеть в Набережных Челнах, муфтий Татарстана
Сейчас, чтобы реабилитироваться, митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий и его заботливый куратор Александр Терентьев начинают пересчитывать количество храмов, а также искать оправдания вопиющей разнице в цифрах. Вначале из запасников был извлечен изрядно запылившийся со времен
На это очень легко возразить. Достаточно, например, поехать в село Кряш-Серда Пестречинского района Татарстана, посмотреть там на храм св. Николая - крайне скромное деревянное здание, практически никакого декора и украшений. Там служит обыкновенный кряшенский священник о. Димитрий Сизов. И такие церкви по бюджету строительства ничем не превышают расходы на возведение мечетей. Что мешало построить такие же скромные церкви за два десятилетия? Возможно также, что ни сам Терентьев, ни его подчиненные давно не бывали в некоторых райцентрах, где мечети больше напоминают Тадж-Махал, а в финансировании принимают участие совсем не пенсионеры.
Наконец, разница в количестве церквей и мечетей такова, что на одну церковь приходится почти пять мечетей. Если это так (а это так, арифметика), то общие затраты на строительство мечетей все равно выше общих затрат на строительство церквей. За мусульман можно, конечно, порадоваться, но что сказать о православных? А ведь их в республике столько же, сколько и мусульман.
Это, скорее, риторический вопрос. На "Форуме православной общественности Татарстана" участникам раздавали каталог православных храмов в республике. Эта хорошо иллюстрированная книга представляет собой живое доказательство того, в каком состоянии находится православие в регионе. Видимо, организаторы этого мероприятия просто недоглядели и опубликовали в каталоге фотографии разрушенных православных церквей, которые со времен 1920-1930-х находятся в запущенном состоянии. При этом составители каталога постарались представить эти храмы как действующие религиозные объекты...
На сессии Казанской городской Думы выступила замруководителя исполкома по социальным вопросам Лейла Фазлеева, которая заявила: в столице Татарстана 52 мечети, 54 христианских храма, 1 синагога, по 1 молельному дому Бахаи и Кришны. Отчего же количество "христианских храмов" в Казани вдруг выросло, да так, что стало превышать число мечетей "северной столицы исламского мира" (именно так муфтият Татарстана называет Казань и даже запатентовал это название как бренд)?
Ответ прост: в понятие "христианский храм" местные чиновники записали не только православные и старообрядческие церкви, но и католический собор, лютеранскую кирху, различные неопротестантские приходы от церкви "Краеугольный камень" до неопятидесятников. Таким образом, реальная численность православных религиозных объектов в Казани остается неизвестной, но внешний эффект достигнут: "христианских храмов" даже больше мечетей! Мы видим обычную подтасовку фактов, в которой невозможно напрямую обвинить чиновника (и католический собор, и неопротестанские церкви - это христианские храмы). Но подобная "официальная информация", криво или косо, но снова работает на имидж межконфессионального благополучия в Татарстане и свидетельствует о "вдумчивой, непрерывной работе департамента внутренней политики АП РТ".
А ведь до сих пор по всему Татарстану не восстановлены более 100 православных церквей, чудом сохранившихся с дореволюционных времен. В центре Казани православные храмы по-прежнему используются в качестве музеев (Дворцовая церковь в Казанском кремле, колокольня Богоявленского собора), не возвращены верующим (церковь Василия Анкирского на ул. Лево-Булачная, 48; церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы при Окружном женском духовном училище на ул. Карла Фукса, 11/6; церковь Александры Римской на ул. Гоголя, 2; церковь
Эксперты, отслеживающие ситуацию в Татарстане, отмечают новую тактику политтехнологов из Казанского кремля: немного занизить численность мечетей (от цифры 1524 мечети уже и в ДУМ Татарстана отказываются, заявляя о 1428 мечетях и 12 молитвенных комнатах) и максимально завысить численность церквей (сейчас заявляют о 462 православных культовых объектах), записав в их число как действующие, так и недействующие храмы.
Делается это с одной целью - путем манипуляций создать иллюзию межрелигиозного рая под брендом "у нас в Татарстане все хорошо". Все чаще и чаще о Татарстанской митрополии РПЦ говорят, что она стала превращаться при нынешнем митрополите Анастасии в аналог Сарайской епархии, когда в столице Золотой Орды городе Сарае православный архиерей возносил сугубые ектении за здравие монгольских ханов и благославлял на походы против русских княжеств. Но даже в Золотой Орде, в ее столице Сарае звучал колокольный звон, а в Казани, столице Татарстана, в центре города стоит колокольня Богоявленского собора, которая последний раз звонила в 1917 году и с этого времени безмолвствует.
Православная общественность всё это видит и знает, но тоже молчит. Правда, упомянул об этом недавно посетивший Казань представитель МП РПЦ
Сергей Николаев, религиовед