Александр Лукашенко 27 мая сделал очередное резонансное заявление о возвращении в постсоветской Белоруссии "крепостного права", отменённого в 1861 году российским императором Александром II. О том, как такие действия согласуются с международным правом и стремлением России, Белоруссии и Казахстана успешно развивать сотрудничество в рамках Евразийского союза 28 мая в интервью корреспонденту ИА REGNUM рассказал председатель Белорусского Конгресса демократических профсоюзов (БКДП) Александр Ярошук.

ИА REGNUM: Александр Лукашенко 7 декабря 2012 года подписал декрет №9 "О дополнительных мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности", получивший второе неформальное название - "декрет о крепостном праве". Он же вчера, 27 мая, накануне визита в Астану, где был подписан договор о Евразийском союзе, снова заявил о "крепостном праве". Речь о деревообработке или распространении мер известного декрета на сельскохозяйственный комплекс республики?

Я не думаю, что речь идёт только о деревообработке - очевидно, что зона применения принудительного труда в Белоруссии расширяется. Заявление 27 мая нисколько не удивило: когда принимался предыдущий скандальный декрет №9, я говорил, что будет продолжение, на это указывала вся логика белорусского режима, который обречён и вынужден "закручивать гайки". В соответствии с логикой командно-административной системы, появление новых "крепостнических" инициатив - вполне ожидаемые, сами по себе абсурдные явления.

Из истории мы знаем, что рабский труд из-под палки - неэффективен, основанный на нём общественный строй разваливается. В XXI веке использование неэкономических методов в трудовых отношениях - полный нонсенс. Спор давно решен в пользу мер экономической заинтересованности, но Белоруссию ведут "особым путём", идя на любые риски, избегая экономической либерализации. В сельском хозяйстве следует реализовывать методы экономической заинтересованности, которые невозможны без появления собственника.

Напомню: во 2-й половине 90-х годов в Белоруссии был дефицит мясных и молочных продуктов, связанный с тем, что граждане их вывозили на продажу в Россию, где они стоили дороже. В то время, в 1997 году на базе одного из мясокомбинатов состоялось совещание с участием Лукашенко (и я на нём присутствовал), где обсуждался вопрос "что делать?". В процессе обсуждения проблем потребительского рынка министр торговли Петр Козлов предложил закупить в Польше несколько тысяч тонн мяса по мировым ценам. Тогда я сказал помощнику президента по вопросам экономики Петру Капитуло: "Скажите, зачем нам покупать в Польше мясо по мировым ценам, а не закупать по этим же ценам мясо у белорусских крестьян?". Прошло почти 20 лет правления Лукашенко, и снова стоит вопрос закупок мяса в Польше. Парадокс: цены на продовольствие у нас - как в Москве, а в Польше - почти в два раза ниже. Всё это доказывает полную несостоятельность проводимой в Белоруссии политики, в сравнении с Польшей, где сельское хозяйство не было образцовым. Жизнь доказала, какая политика была правильной.

Я ранее заявлял и сегодня повторяю: сфера принудительного труда в Белоруссии расширяется, и это направление скатывания вниз, к улучшению АПК крепостное право не приведёт. В дальнейшем крепостное право может быть применено не только в деревообработке и сельском хозяйстве, но и в других отраслях.

Белоруссию может спасти лишь невыполнимость "крепостных декретов". Как не работал в полной мере декрет №9, так не будут работать и остальные аналогичные. Я не думаю, что губернаторы лично занимались удержанием каждого работника на деревообрабатывающих предприятиях. Если распространить действие "крепостного декрета" на АПК, то понадобится целая армия "удерживающих губернаторов". У нас ведь открытая граница с Россией. Мне известны случаи, когда работники белорусских предприятий, добиваясь увольнения, по пять раз в состоянии алкогольного опьянения приходили на работу - их не увольняли, и тогда рабочие бросали трудовые книжки, но всё равно уезжали на заработки в Россию.

Возвращение к идее вкалывать в трудовых армиях, как это предлагал в своё время Лев Троцкий - абсурдный анахронизм, который не будет иметь позитивных результатов. Следует уделять внимание улучшению условий труда в АПК, стимулированию работы через систему оплаты. И здесь я снова приведу один случай. В 1991 году я присутствовал на крестьянском съезде, в работе которого участвовали Михаил Горбачёв и другие известные люди. И тогда я спросил Василия Старовойтова (дважды Герой Социалистического труда, бывший председатель колхоза "Рассвет" им. Кирилла Орловского Могилевской области, ветеран Великой Отечественной войны, - прим. ИА REGNUM), как он видит будущее сельского хозяйства. Тогда Старовойтов мне сказал: "Нет такой силы, которая заставила бы колхозника работать в колхозе эффективно".

Такого ещё не было, чтобы человек думал о ничейном лучше, чем о своём. Мы снова будем отброшены по всем направлениям назад, потеряем время, Белоруссия приобретёт исключительно плохой имидж. И это при том, что давным-давно, в самых экзотических странах отказались от крепостничества, а наши власти, заявляющие постоянно о "цивилизованности" Белоруссии и о том, что она "центр Европы", возвращают её в средневековье.

ИА REGNUM: Александр Лукашенко 16 апреля заявил, что в Евразийском союзе, который начнёт работу с 1 января 2015 года, "не должно быть никаких изъятий и ограничений в передвижении товаров, рабочей силы, капитала - это основная цель". Он же 27 мая, накануне визита в Астану, снова и прямо заявил о "крепостном праве". Как эти заявления согласуются между собой в белорусском контексте, как эти меры могут быть реализованы в рамках нового интеграционного объединения??

17 декабря 2013 года в Москве Белорусский Конгресс демократических профсоюзов совместно с двумя крупнейшими российскими профобъединениями - Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР, председатель Михаил Шмаков) и Конфедерация труда России (КТР, президент Борис Кравченко) подписали меморандум о создании Ассоциации профсоюзов Союзного государства России и Белоруссии. Федерация профсоюзов Белоруссии (председатель - Леонид Козик) не присоединилась к этому документу. В меморандуме мы чёрным по белому прописали осуждение попыток применения принудительного труда, в документе содержится требование ликвидации любых проявлений такого труда. В России тоже понимают, что у их работодателей руки чешутся применить такие же меры, как "декрет о крепостном праве" в Белоруссии.

Нам нужен цивилизованный рынок труда, в Союзном государстве он совсем по-разному устроен. У нас разные экономические системы: в Белоруссии - командно-административная, в России - рыночная, пускай и критикуемая за несовершенство. В рамках этих двух моделей, формально объединённых, применяется принудительный труд, узаконенное рабство. Сейчас ситуацию спасает то, что "крепостнические декреты" в Белоруссии не работают. А если заработают? У властей Белоруссии уже есть поползновения отслеживать потоки трудовых мигрантов и наказывать их семьи, покуситься на миллиарды долларов зарубежных переводов наших работников. В итоге вырастет бедность, снизится уровень жизни и возникнет целый пласт проблем. В рамках ЕЭП и Евразийского союза таким тенденциям следует эффективно противодействовать.

7 апреля в Москве Ассоциация профсоюзов Союзного государства России и Белоруссии рассмотрела обращение к председателю Совета министров Белоруссии Михаилу Мясниковичу. Документ подписал лидер КТР, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и по правам человека Борис Кравченко. В документе осуждается принудительный труд и преследование независимых профсоюзов в духе худших образцов современных мировых реалий. Это послание получено. Я представляю, какое раздражение оно вызвало и в Совмине, и в Администрации президента. Но если мы хотим содействовать развитию экономики и социальной сферы в Союзном государстве, Евразийском союзе - мы должны со всей решительностью ставить эти острые вопросы добиваться отмены этих позорных явлений в нашей жизни.