14 ноября в здании Центрального дома культуры железнодорожников состоялась церемония вручения Московской железной дороге - филиалу ОАО "РЖД" свидетельства победителя отраслевого соревнования по итогам 3 квартала 2003 года. В церемонии награждения приняли участие: президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев и начальник МЖД Владимир Старостенко, на мероприятии присутствовали работники отрасли и представители профсоюза железнодорожников и транспортных строителей.

По словам Г. Фадеева, вручение переходящего свидетельства о завоевании первого места в отрасли говорит о серьезных достижениях столичной магистрали за последние годы. В частности, успешно решается один из основных вопросов - социальный. Если несколько лет назад железнодорожная отрасль находилась на 8-9 месте по уровню заработной платы, то теперь она стабильно занимает 5-е место по России. Таким образом, достигнута одна из целей - выравнивание заработной платы наряду с ещё одной монополией - РАО ЕЭС. Г. Фадеев отметил, что рост среднего уровня зарплаты на МЖД В 2002 составил 51% при запланированных 50% и достиг цифры 7842 рубля. По сети рост составил 48,9%. На данный момент МЖД поставила перед собой задачу достичь средней заработной платы в сумме 10 тыс. рублей.

Руководители на местах также должны обратить пристальное внимание на поддержание достойного уровня оплаты труда железнодорожников. Г. Фадеев сообщил, что в Центральном федеральном округе достаточно велик разрыв между оплатой труда в железнодорожной отрасли и в промышленности. В столичном регионе зарплата железнодорожников превышает зарплату в прочих отраслях на 12%, во Владимирской отрасли - на 81%, в Рязанской на 33%, в Калужской на 31%, в Орловской на 52%, в Тульской на 40%, в Брянской на целых 95%. Из этого можно сделать вывод, что Московская железная дорога проводит правильную социальную политику.

Ещё одним важным вопросом, по словам президента ОАО "РЖД", является сохранение кадрового потенциала отрасли, недопущения утечки кадров и привлечения молодежи в отрасль. В прошлом году приток персонала составил 1%, в следующем году следует приложить усилия для повышения этого показателя.

В 90-х годах практически не привлекалось средств для оздоровления основных фондов МЖД. В 2002-2003 гг. ситуация изменилась: была резко развернута политика по финансированию дороги. В 2003 году на капитальный ремонт подвижного состава было привлечено 11,7 млрд. рублей и ещё 3,5 млрд. рублей - на капитально-восстановительные работы. Таким образом, на ремонтные работы было привлечено около 15 млрд. рублей, что составляет около 14% от общероссийского объёма средств, привлеченных в данных целях. Хотя, отметил Г. Фадеев, стоимость основных фондов МЖД составляет лишь 11% от стоимости по России.

Хороших результатов достигла МЖД и по финансовым показателям. Если в 2002 году сумма доходов составила 3 млрд. рублей (972 млн. чистой прибыли), то в 2003 году этот показатель составит 4,8 млрд. рублей (чистая прибыль - 1 млрд. 326 млн. рублей). Средства, оставшиеся в распоряжении дороги, будут направлены на минимизацию издержек от пригородных перевозок, на развитие выгодных бизнес-проектов (таких, как проект скоростного сообщения по маршруту Москва-Мытищи) и общее повышение сервиса на столичной магистрали.

Все эти преобразования совершаются в условиях реформирования железнодорожной отрасли в России, подчеркнул Г. Фадеев. Как президент ОАО "РЖД" он заявил, что одной из основных задач является сохранение железнодорожной отрасли как государственной монополии и централизация управления её ресурсами, с тем, чтобы сохранить потенциал этой важнейшей составляющей российской экономики.

Г. Фадеев также обратил внимание на ряд недостатков, которые ещё не преодолены на Московской железной дороге. При том, что в последние годы наблюдается хороший и стабильный рост грузоперевозок, пассажирооборот сильно уступает ему. Несмотря на то, что в данном направлении предпринимаются меры (в том числе, оздоровление парка вагонов, строительство нового депо на станции Николаевка, развитие проекта Москва-Мытищи), этих усилий недостаточно. Министр указал на то, что сохраняется большой процент задержек поездов, как пригородных, так и дальнего следования. С начала года были задержаны 1,5 тыс. поездов дальнего следования и 5600 электричек - это около 1/3 всех случаев опоздания поездов по России. Для столичной магистрали это недопустимо высокий показатель, подчеркнул Г. Фадеев, так как МЖД должна служить примерам остальным российским дорогам.

Заслуживает внимания также ситуация с турникетами на станциях, с питанием на железной дороге, с качеством белья в поездах дальнего следования... Все это, подытожил Г. Фадеев, является предметом дальнейшей работы железнодорожников. Но на данный момент МЖД набрала хороший ход, её отделы и предприятия развиваются в соответствии с задачами, поставленными правительством РФ и экономикой страны в целом. Задача, таким образом, состоит в том, чтобы сохранить достигнутые успехи и реализовывать дальнейшее развитие.