"Убежденность Асада в том, что в текущем году большинство оппозиционных сил будет уничтожено, основана на понимании того, что крупное и прямое вмешательство в Сирию западных сил с целью его свержения невозможно. И в этом он прав. Этому способствуют отмеченные уже мной военные успехи, кровопролитные бои между самими оппозиционерами, их провалы в деле формирования "южного фронта", а также неуступчивая защита правительства Сирии со стороны России в рамках международной дипломатии", - заявил в интервью ИА REGNUM независимый эксперт из Ливана Вартан Ташджян.

ИА REGNUM: Согласны ли вы, г-н Ташджян, со словами президента Сирии Башара Асада о том, что в сирийском конфликте наступил переломный момент? На чьей стороне перевес?

В Сирии переломным может быть только политический консенсус между конфликтующими сторонами по поводу мирного решения всех проблем. В противном случае война может продолжаться очень долго, что приведет к тому, что ослабнут все, вся Сирии, как государственная единица, как региональный игрок, потеряв многое в военной, экономической, демографической, социальной и других сферах, влияющих на жизнь людей в САР и соседних странах. На сегодняшний день, однако, там, где идут вооруженные действия между противоборствующими силами, перевес однозначно на стороне режима Башара Асада. Войска Асада почти полностью вытеснили оппозиционеров из приграничной с Ливаном территории, объявленный столицей оппозиции Хомс пал, не выдержав осады, в провинции Латакия правительственные силы сумели вернуть под свой контроль ряд стратегически важных вершин, побережье на границе с Турцией, а сейчас они оказывает значительное давление на оппозиционеров в Алеппо и контролируемых ими окрестностях города. Силам Асада также удалось достичь существенных результатов в районах, прилегающих к Дамаску, откуда до сих пор оппозиционеры наносили ракетные удары по столичным перифериям.

В сложившейся ситуации можно ожидать определенных действий со стороны выступающих против режима Асада региональных и международных игроков с целью пресечения того, что имел в виду президент Асад, говоря о переломном моменте.

Убежденность же Асада в том, что в текущем году большинство оппозиционных сил будет уничтожено, основана на понимании того, что крупное и прямое вмешательство в Сирию западных сил с целью его свержения невозможно. И в этом он прав. Этому способствуют отмеченные уже мной военные успехи, кровопролитные бои между самими оппозиционерами, их провалы в деле формирования "южного фронта", а также неуступчивая защита правительства Сирии со стороны России в рамках международной дипломатии.

ИА REGNUM: На ваш взгляд, чем обусловлена активизация антиправительственных сил в Алеппо и Дамаске в последний период?

После падения Хомса антиправительственные силы поставили целью достичь успеха на каком-либо из фронтов. Это, в первую очередь, относится к южному фронту, с которого они могут оказывать давление на столицу. В будущем возможны также совместные турецко-американские действия на территории Сирии, которые не будут направлены напрямую против Асада. Уже есть сообщения о том, что эти две страны планируют предпринять совместные шаги против ISIS (террористическая организация "Исламское государство Ирака и Леванта" - прим. ИА REGNUM).

С другой стороны, израильтяне сообщают, что тот же ISIS укрепляет свои позиции на сирийско-израильской границе, в прилегающих к Голанским высотам районах, что может подтолкнуть их к вооруженным действиям. Согласно тем же источникам, как результат недавнего визита президента США Обамы в регион, Иордания открыла свою воздушную границу для беспилотников Израиля, направляющихся в Сирию. Действия оппозиции вокруг Алеппо нужно рассматривать в контексте этих намерений поставить режим перед новыми вызовами. Не менее важны эти действия в связи с выборами президента Сирии. Бомбя окрестности столицы страны и ее самый населенный город - Алеппо, оппозиция заявляет о своей политической позиции - резкое отвержение президентских выборов в Сирии, а, с другой стороны, посредством морально-психологического давления желает навязать населению идею ненадежности Асада как главы государства. Но эти шаги сейчас уже не эффективны

. ИА REGNUM: Как вы оцениваете шансы Асада на выборах? И насколько целесообразно проводить выборы в условиях продолжающегося в стране противостояния, когда даже ООН выступила против идеи проведения выборов в сегодняшней ситуации?

В нынешних условиях проведение президентских выборов - политическая акция, которая почти ничем не может быть ценна в качестве конституционно-демократического действия, несмотря на направленные на организацию выборов усилия правительства как внутри страны, так и за ее пределами. Миллионы сирийцев бежали в соседние страны, миллионы выселены из мест своего проживания, сирийские города и села ежедневно попадают под артиллерийские обстрелы. Результат выборов уже предрешен: президент Асад будет переизбран на очередной срок, что станет еще одним подтверждением с его стороны того, что он продолжит борьбу за Сирию.

ИА REGNUM: Г-н Ташджян, какого вы мнения о произошедшем в сирийском армянонаселенном районе Кесаб? Ряд армянских экспертов считает, что Турция спровоцировала террористов на атаку с целью очистить местность от армян. Другие утверждают, что Турция намеревается вторгнуться в Сирию. Ваше мнение?

Без американского участия или поддержки НАТО Турция не может совершить интервенцию в Сирию. Исключено, чтобы Турция сама двинулась в северном направлении вдоль морского побережья, где стоят российские военные корабли. Это красная черта, которую Турция перейти не осмелится. Москва своей бурной информационной реакцией на события в Кесабе показала Турции, что будут последствия. Турки сумели войти в Кесаб, воспользовавшись тем обстоятельством, что граница, согласно подписанному несколько десятилетий назад договору, охранялась турецкими пограничниками, ответственность за ее безопасность лежала на турецкой стороне. Уже этого достаточно, чтобы Турция была осуждена в соответствии с нормами международного права, потому что это с ее позволения вооруженные группировки вторглись в соседнюю страну. Кесабская операция, которая совершенно явно была согласована с США, укладывается в логику угроз алавитскому руководству Сирии, планам Эрдогана (премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган - прим. ИА REGNUM) по расширению зоны влияния в Сирии и его неоосманской политики. Армяне в этой политике рассматриваются Турцией как препятствие, и туркам не выгодно с ним сталкиваться. Так что, уход армян из Кесаба скорее последствие, нежели причина этой операции.

ИА REGNUM: Каким вы видите выход из ситуации, в которой оказались армяне Кесаба? Должны ли армяне возвращаться в места своего проживания, или правильнее будет покинуть их, чтобы в будущем не стать мишенью новых атак?

Кесаб и около десятка окружающих жилых пунктов - армянские. Они продолжат быть таковыми. Там люди тяжким трудом многих поколений создали ценности, привязаны к своей земле точно так, как любой человек привязан к своей родине. Никто не может помешать жителям Кесаба вернуться в свои дома. Те, кто возомнит о себе такое, могут считать, что вызвали ярость и удостоились статуса врага всего армянства, а также Республики Армения. Думаю, никто этого не захочет. Будучи человеком, знакомым с царящими среди кесабских армян настроениями, могу подтвердить, что они хотят вернуться на земли своих дедов в качестве частички сирийского государства, какой бы в будущем ни была структурная картина этой страны.

ИА REGNUM: Г-н Ташджян, во время нашей прошлой беседы вы отметили, что Россия может взять на себя роль защитника христианского населения на Ближнем Востоке. Как вы представляете это в реальности? Какие конкретные действия может предпринять она в этом направлении?

Украинский кризис не позволит России взять на себя эту функцию. Этот кризис перерос в большое противостояние с Западом, которое отнимает у России много сил и ресурсов. Взамен у христиан Востока начал формироваться пока слабо выраженный, но уже виднеющийся подход - больше вовлекать Ватикан. Христианскую Сирию (имеет в виду христианское население этой страны - прим. ИА REGNUM) может постичь участь христианского Ирака - это очевидно, и пока не видны пути, как можно этого избежать.

ИА REGNUM: На ваш взгляд, не ослабила ли сложившаяся вокруг Крыма ситуация позиции Москвы в международном процессе по урегулированию сирийского конфликта и как следствие не повлияла ли негативно на сам процесс?

Вовсе нет.

ИА REGNUM: И последний вопрос, господин Ташджян: как отразится полное уничтожение химического оружия Сирии на конфликте в этой стране?

Асад сдал почти весь арсенал химического оружия. На данный момент в Сирии осталась та часть запасов химоружия, которая фактически недоступна правительству, находится на подконтрольных оппозиционным силам территориях. Сирийское химическое оружие является одним из основных компонентов выдвинутой отцом Асадом (отец нынешнего президента Сирии Башара Асада - экс-президент этой страны Хафез Асад - прим. ИА REGNUM ) доктрины о достижении стратегического равновесия с Израилем. Это никак не было связано с внутренней ситуацией в Сирии, что фактически подтверждается тем, что по сей день нет ни одного доказательства использования ОМУ правительственными войсками. Следовательно, ответственность за возможное использование химического оружия падает на плечи оппозиции и спонсирующих ее государств.

Беседовала Нане Саргсян