На прошедшей 25 сессии областного Собрания депутатов в первом чтении был принят бюджет Архангельского областного фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) на 2004 год.

Как заявил корреспонденту ИА REGNUM - Архангельские Новости генеральный директор исполнительной дирекции Архангельского областного фонда обязательного медицинского страхования Виктор Трофимов, областное Собрание, приняв первое чтение бюджета ФОМС без прений, поступило мудро. По его мнению, второе чтение вряд ли будет такое же простое.

"Отличий в бюджете ФОМС на 2004 год несколько. В 1,44 раза повысились платежи на неработающее население. Учитывая, что 2004 год - год предвыборный, мы максимально направили средства на территориальную программу обязательного медицинского страхования". Но главным отличием бюджета ФОМС на 2004 год является финансирование фондом дополнительных двух расходных статей".

Напомним, что при вхождении области в систему ОМС, федеральный фонд обязательного медицинского страхования рекомендовал региональному ФОМС взять на финансирование пять переменных расходных статей лечебных учреждений: заработная плата, начисления на нее, медикаменты, питание и мягкий инвентарь. Но из-за недостатка финансирования все 10 лет существования ФОМС финансировались только три расходные статьи: заработная плата, начисления на нее и медикаменты. По словам В.Трофимова, брать на себя финансирование двух дополнительных статей без решения вопросов уплаты значительной части страховых взносов со стороны предприятий и муниципальных образований для фонда было бы самоубийством, так как "дефицит бюджета бы просто накапливался". По его словам, за последние три года решены два основных вопроса. Грамотная работа с налоговой полицией позволила просчитывать реальные доходы по единому социальному налогу, зачисляемому в ФОМС. Также "необходимо было добиться, чтобы муниципальные образования осуществляли платежи в реальных цифрах. Причем, не просто в реальных, а в тех, которые прописаны по межбюджетным отношениям. "Раньше существовала очень хитрая позиция районов. Они получали бюджетную ссуду на платежи в ФОМС, а на сессиях своих советов принимали бюджеты, в которых расходы на ФОМС были значительно меньше. Например, в 2002 году по межбюджетным отношениям Архангельскому областному муниципальные образования должны были заплатить ФОМС 654 млн. рублей. А на сессиях райсоветов муниципальных образований была принята цифра в 309 млн. рублей. То есть, недофинансирование составило 53 процента. Поэтому, 2003 год был посвящен решению этой проблемы. Во-первых, ФОМС стал участвовать в межбюджетных отношениях, то есть ФОМС теперь заранее знает, какие суммы на обязательное медицинское страхование будут прописаны в районных бюджетах. Мы добились, чтобы в бюджете 2003 года прописан минимальный платеж на одного человека. Платеж, ниже которого муниципальное образование не может заложить в своих бюджетах. Теперь в наших отношениях с муниципальными образованиями прописана не только юридическая основа, но и экономическая. В статье 15 бюджета на 2003 год записано, что если муниципальное образование не предусмотрит соответствующих размеров платежей или даже не будет их выплачивать, то администрация области может уменьшить размер ссуды, на эти суммы, предоставляемые муниципальным образованиям. Таким образом, в фонд обязательного медицинского страхования стало платить выгодно.

Разница между суммами, заложенными в областном бюджете и теми, которые заложены в бюджетах муниципальных образований, составила только 4 процента (в 2002 году эта цифра составляла 53 процента)". Важным отличием бюджета 2004 года стало и то, что расходы по питанию и мягкому инвентарю теперь будут отчисляться не по фактическим затратам лечебных учреждений, а по нормативам.