Складывающийся в Абхазии политический кризис - "это не цветная революция: здесь нет каких-то внешних технологий, нет внешнего участия, здесь нет полного раскола общества". Об этом ИА REGNUM заявил координатор рабочей группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Александр Скаков.

"В Абхазии традиционно и власть, и оппозиция не являются антагонистами, некоторые оппозиционеры то входят во власть, то выходят из нее, люди из бывшей власти становятся оппозиционерами, пример - Станислав Лакоба, Рауль Хаджимба. Жесткого противостояния нет. И поэтому почва для компромисса, для диалога и была, и остается", - сказал Скаков.

27 мая в Сухуме состоялся всенародный сход, в СМИ его называют митингом оппозиции. К сходу народ Абхазии призвал Координационный совет оппозиционных политических партий и общественных организаций Абхазии, который считает, что в стране назрела реформа власти. О возможности сбора схода, если Анкваб не пойдет на их требования (отставку правительства, отставку глав двух районов и генпрокурора), оппозиция заявляла еще с осени прошлого года. Планировалось обсуждение наиболее актуальных проблем, назревших в стране - паспортизации, соглашений о нефтедобыче, безработицы. 27 мая, в то время как переговорщики находились у Анкваба, несколько десятков человек из числа митингующих ворвались в администрацию. Президент покинул здание. Сейчас здание администрации под контролем оппозиции. Александр Анкваб заявил, что не уезжал из страны и что контролирует ситуацию в Абхазии.

"Все это началось не вчера, слова о проведении схода - а сход это не митинг, это главное решение проблем в Абхазии, это что-то среднее между митингом и революцией - прозвучали еще осенью прошлого года. Власть вполне могла пойти на диалог и жаль, что она этого не сделала вовремя. Попытки диалога были, но они были неуспешными, поэтому произошедшее было ожидаемо", - сказал Скаков.

Отвечая на вопрос о том, почему же, если события были ожидаемы, Анкваб не принял мер, чтобы предотвратить произошедшее 27 мая, Скаков сказал, что "здесь некоторая самонадеянность, возможно, некоторое упрямство".

"Дело в том, что в Абхазии общество разделено на более-менее равные две части, и считать, что все находятся в оппозиции к Анквабу нельзя. Сторонников Анкваба - примерно половина общества, ему есть на кого опираться. Не только на силовиков - обычные граждане тоже. В Абхазии было сделано и делается довольно много хорошего - это социальная сфера в первую очередь, вложения в человека, школы, больницы - все это делается, многие ему за это благодарны", - рассказал эксперт.

Одна из самых острых проблем для жителей Абхазии - паспортизация грузинского населения восточных районов республики - отставки глав районов, где проводилась паспортизация, и требовала оппозиция. Как отмечает Скаков, жители Абхазии боятся того, что снова окажутся в меньшинстве на своей земле, что исход выбора Абхазии будут решать не абхазы, русские и армяне, проживающие там, а те же жители Галского района Абхазии, которые являются и гражданами Грузии.

По мнению Александра Скакова, выход из ситуации для Анкваба заключается в том, чтобы "пойти на диалог с оппозицией, сесть за стол переговоров". "Смена кабинета министров не является панацеей. Я думаю, имеет смысл ввести в кабинет министров людей оппозиции, сделать коалиционное правительство. Это вполне возможно. Я думаю, оппозиция на это пойдет", - сказал он.

Эксперт считает, что в Южной Осетии не может сложиться ситуация той, которая складывается в Абхазии. "Южная Осетия гораздо более жесткая, здесь силовым образом поставленное правление, если в Абхазии - демократия, безусловно, абхазская, но демократия, то в Южной Осетии это не так", - полагает Скаков.