Калининградская (или Балтийская) атомная электростанция (БАЭС) - главный энергетический проект группы "Росатом" в Балтийском регионе, о который в Прибалтике за четыре года было сломано немало копий. Директор проектной дирекции "Янтарный остров" компании "Русатом Оверсиз" Антон Дедусенко в кулуарах Петербургского международного экономического форума в беседе с корреспондентом ИА REGNUM рассказал, на какой стадии находится развитие проекта, чем грозит новой АЭС переход Прибалтики в европейскую энергосистему, и что он думает о позиции Литвы в данном вопросе на сегодняшний день.

ИА REGNUM: Строительство БАЭС началось в 2010 году. Первоначальной задачей проекта было обеспечение энергоснабжения Калининградской области, при этом остаток электроэнергии планировалось реализовать в страны ЕС. Прежде всего, в Польшу и Литву, а также другие соседние страны. После начала проекта страны Прибалтики (Литва, Латвия и Эстония), энергосистемы которых работают синхронно с энергосистемами Севера-Запада России и Белоруссии, заявили о планах десинхронизации и присоединения к европейской энергосистеме. Под влиянием такого политического решения Росатом вынужден был снизить темп работ на площадке для того, чтобы уточнить схему выдачи мощности станции в новых условиях и обеспечить новые коммерческие договоренности с покупателями электроэнергии в Европе, В новой конфигурации проект получил рабочее название "Янтарный остров". Какие корректировки произошли в связи с этим обстоятельством?

Сейчас основная стратегия - ориентация на экспорт, т.е. большая часть электроэнергии БАЭС будет продаваться за пределы Калининградской области. На текущем этапе проработки проекта мы не ограничиваемся сбытом в какую-то конкретную страну региона, рассматриваем всю Европу. Схема выдачи мощности уточняется, будут разные решения, и технические, и коммерческие. Закономерно, что сроки проекта сместились вправо: если первоначально планировалось запустить первый энергоблок БАЭС в 2016 году, то теперь эта дата перенесена на 2018 год.

ИА REGNUM: В Литве - стране, которая, так или иначе, задействована в проекте Балтийской АЭС, изначально была бурная политическая и общественная реакция на инициативу...

Да, действительно, с самого начала реализации проекта было много вопросов со стороны Литвы. Но российская сторона всегда демонстрировала и будет демонстрировать открытость, готовность к компромиссу и партнерству. Мы с самого начала приглашали Литву и литовские компании принять участие в реализации проекта для получения доступа к надежному и конкурентноспособному источнику электроэнергии; наш проект предполагает совместное участие в строительстве, поставках оборудования, создает новые рабочие места в регионе- этот проект региону нужен, он не навязывается искусственно российской стороной, а органично вписывается в энергетическую стратегию ЕС. Дам конкретный пример: как Вы знаете Российская Федерация пока не ратифицировала Конвенцию Эспо, которая регулирует вопросы воздействия проектов на окружающую среду, но Росатом провел все необходимые и предусмотренные Конвенцией консультации с соседними странами: Эстонией, Латвией, Польшей, Белоруссией, Германией и Литвой. Все, страны, кроме Литвы, были удовлетворены представленной информацией. Для того, чтобы окончательно развеять сомнения коллег, мы пригласили экспертов МАГАТЭ. Еще раз подчеркну, мы абсолютно открыты в этом проекте и убеждены, что Литва от этого проекта только выиграет. В отличие от проекта строительства Висагинской АЭС, который сталкивается с серьезными экономическими и политическими (референдум против строительства в Литве) трудностями, БАЭС уже строится, мы имеем все необходимые лицензии и разрешения, заключили контакты с поставщиками оборудования. Кстати, более 50% оборудования поставляют зарубежные партнеры Росатома, и мы готовы этот объем увеличивать. Сооружение БАЭС - это настоящий международный проект по сооружению фактически внутри Евросоюза современного и безопасного объекта генерации, которым могут пользоваться все близлежащие страны.

ИА REGNUM: А как Вы, кстати, охарактеризуете экономическую целесообразность проекта?

С экономической точки зрения, эта энергия в регионе нужна. По многим причинам. Если кратко, то наша стратегия соответствует энергетической политике ЕС: чистая, "зеленая", безопасная, надежная и недорогая энергия для европейских потребителей. А потребности есть и в Литве, и в Латвии, и Польше. Более того, в этом регионе здесь уже есть заинтересованные потребители не менее чем на 500 МВт мощности. Потребности есть и в других странах. Мы ориентируемся на бизнес и рынок. Если нет спроса - в любой сфере экономики - зачем создавать продукт? Сейчас мы должны договориться о технических вопросах, согласовать схему выдачи мощности: где и как мы будем строить межгосударственные линии электропередач, где бизнес может размещать свои энергоемкие производства и т.п. И здесь вопрос больше в технике, а не в экономике.

ИА REGNUM: С точки зрения техники: чем грозит России, и БАЭС, в частности, переход Прибалтики в европейскую энергосистему?

В настоящий момент энергосистема IPS/UPS, в которую входит Россия и все-еще входят страны Прибалтики, работает в ином режиме, чем европейская система ENTSO-E. Если решение будет принято, и Литва, Латвия и Эстония перейдут на частоту ENTSO-E, то нам нужно будет предусмотреть технические решения для схемы выдачи мощности. Вне зависимости от того, какое решение будет принято, технологическая возможность решить проблему есть.

Еще раз подчеркну- БАЭС- это выгодное и необходимое решение энергоснабжения региона: вне зависимости от того, светит ли солнце, дует ли ветер, это круглосуточный источник энергии. Мы зовем в этот проект европейских инвесторов. Приходите, создавайте рабочие места, стройте вместе с нами электростанцию и сети покупайте и продавайте электроэнергию по конкурентной цене, размещайте энергоемкие предприятия на территориях соседних государств и на территории Калининградской области, открывайте возможности участия в многочисленных других международных проектах группы Росатом.