«Полиция Безопасности Латвийской Республики (ПБ), судя по их делам, является полицией политической, и их публичный отчёт за 2013 год тому доказательство. Главная угроза там, соответственно внутриполитической конъюнктуре, неизменно исходит от России, которая в 22-ух страничном тексте упоминается аж 106 раз. Для сравнения, США упоминаются лишь трижды, да и то в связи с их противостоянием России, а отнюдь не потому, что они отстроили в Риге новое посольство типа «крепость» с региональным отделением ЦРУ/ФБР, без согласования позиции с которым латвийское правительство редко когда примет какое важное решение. Это официальная пропаганда русофобии под видом полицейского отчёта о госбезопасности», — считает Гирс.

«Полиция безопасности продолжает линию прежних лет. Вместо признания, что главной проблемой внутриполитической стабильности являются многолетние массовые нарушения гражданских, политических и социально-экономических прав русского населения русского населения страны, ПБ такой проблемой называет естественное движение русского протеста, последовательно демонизируя его деятелей. Список врагов латышской Латвии согласно отчёту ПБ в 2013-м существенно расширился — на этот раз я указан в нём поимённо, да ещё и с фотографией. В общем, расширенный список «врагов государства» включает и тех, кто к реальному противостоянию правящему в Латвии режиму едва ли способен, просто когда-то был замечен вблизи русского протеста. Такое необоснованное расширение списка связано с тем, что этнократический режим в двухобщинной стране просто не может обойтись без усиления межэтнического напряжения, этим он выживает, этим же он и приближает свой конец. Кроме того, ПБ вынуждено оправдывать своё по сути бесполезное, но очень дорогое существование перед обществом, они нуждаются в большом количестве «врагов государства» настолько, что готовы их даже придумывать. Разбирать поимённо, кто есть кто на самом деле, не буду, пусть враги заблуждаются. Основательно отчитаюсь лишь по тому, что связано с товариществом «Русская Заря», — пишет Илларион Гирс

«Главная очерняющая ложь в отношении лично меня и Евгения Юрьевича Осипова, моего ближайшего соратника, заключается в следующем утверждении: «Гирс и Осипов являются виднейшими представителями радикального проявления русского национализма в Латвии». Ничто в нашей деятельности за последние годы не даёт объективных оснований вешать на нас ярлык национализма, наоборот, мы последовательно представляем идею русского интернационала, как антитезу, а отнюдь не зеркальное отражение родоплеменного латышского национализма. Такое чернение вредит нам лично и мешает развитию товарищества «Русская Заря» — поэтому мы ищем возможности призвать ПБ к судебной ответственности за такое чернение», — указывает Гирс.

«Ещё одним их нелепым заблуждением на мой счёт является утверждение, что я являюсь одним из воспитанников Бронислава Зельцермана — меня с ним не связывает ничего, кроме нескольких встреч на этапе подготовки языкового референдума и одной сразу после. По моим наблюдениям, он с Александром Гапоненко одного поля ягоды, и я принципиально отличного от них склада. Пропотчёт сообщает, что в конце прошлого года в партии «За родной язык!» произошёл раскол. Раскол или нет, но мнения о дальнейшем развитии организации действительно разошлись основательно. Владимир Линдерман решил сменить вектор деятельности, а Осипов и я придерживаемся изначального — все силы на борьбу за справедливое решение русского вопроса без отвлечений по сторонам. Причина нашего расхождения отнюдь не разность отношений к теме прав ЛГБТ, а разность отношения к людям в общем и к товарищам в частности. В итоге, линию языкового референдума последовательно продолжает товарищество «Русская Заря» под председательством Осипова», — указывает активист.

«В отчётный период Илларион Гирс пытался также укрепить сотрудничество с Русским Союзом Латвии (Latvijas Krievu Savienība), партией Татьяны Жданок, ища возможности участвовать на выборах в Европарламент по списку этой организации», сказано в пропотчёте. Добавлю, что соответствующая договорённость, место в первой тройке было за товариществом «Русская Заря» в моём лице. Но собравшись инициировать очередной референдум по русскому вопросу, было принято общее решение мне с выборов сняться во избежание предвыборной тени сомнения на благую цель нового референдума. При этом партия «За родной язык!» решением своего правления воздержалась от самостоятельного участия на выборах в пользу Жданок, а товарищество «Русская Заря» делегировала в этот список в знак своей моральной поддержки Елену Леонидовну Осипову, которая выступила одним из лиц кампании языкового референдума и является участником движения местного русского протеста с 1996 года. В пропотчёте верно помечено, что в 2013 я открыто выступил против так называемых «профессиональных соотечественников», пойдя на конфронтацию с Гапоненко — эту часть пропотчёта передали местные русские СМИ, умолчав о том, что в основе моей позиции довод, о слабой отдаче со стороны Гапоненко и ему подобных. Да, я считаю, образно, что патроны нужно давать тем, кто готов и может стрелять, а не только лишь рассуждать о тяжком положении», — считает Илларион Гирс.

«Ценнейшим и правдивым фрагментом пропотчёта было признание, что Осипов и я действуем в условиях информационной блокады со стороны так называемых русских СМИ Латвии. Тут важно понимать, что информацию о нашем движении блокируют не потому, что мы никому не интересны — утверждениями чего иногда оправдываются лукавые представители местных СМИ. А потому, что наша борьба отвечает интересам большинства русских и при достаточном освещении приведёт к перезагрузке общественных настроений, при которых «Центр Согласия», контролирующий местные так называемые русские СМИ, утратит свою искусственную монополию на политическое представительство русских латвийцев. В тенденциях и прогнозах пропотчёта указано: «Есть основание полагать, что активисты политики соотечественников в Латвии, которые примут участие на выборах в Сейм 2014-го года, в целях привлечения большего внимания общества к своей личности могут ввязаться в различные провокационные акции или их организацию. Эти акции, скорее всего, будут ориентированы на раскол общества и умаление его принадлежности к Латвии». Угрозу спецслужба чует верно, только вот извращает цель предполагаемого. В действительности, речь идёт об акциях гражданского неповиновения, сопряжённого с риском тюремного заключения, которые предполагаются в случае вступления в силу закона об уголовной ответственности за несогласие с латышской исторической догмой о советском периоде латвийской истории. И цель этого отнюдь не привлечение внимания к личности, а обнажение остроты проблематики местного русского вопроса высокой ценой личной свободы тех, кто на это пойдёт», — заключает Гирс.

Напомним, что в опубликованном Полицией безопасности докладе указывается ряд имен тех, кого спецслужба считает «проводниками российского влияния в Латвии». В частности, особое внимание уделяется деятельности Александра Гапоненко, который «необоснованно выдавал себя за эксперта и исследователя». Представители ПБ пишут, что в тесном сотрудничестве с Гапоненко работает рижский педагог, глава частной школы Бронеслав Зельцерман, который наладил подготовку политических активистов нового поколения. В числе питомцев Зельцермана Полиция безопасности называет Елизавету Кривцову, Иллариона Гирса, Маргариту Драгиле, Елену Бачинскую.

В ряду подрывных групп называется партия «За родной язык», руководимая Владимиром Линдерманом, и основанная его однопартийцами Илларионом Гирсом и Евгением Осиповым организация «Русская Заря», претендующая на финансирование из российских и западных фондов. Как отмечает Полиция безопасности, противники режима в Латвии прибегают к разным способам деятельности. Так, Линдерман вместе со своим соратником Каспарсом Демитерсом затеял, с целью привлечения к себе внимания, сбор подписей за организацию референдума против гей-пропаганды в школах. В свою очередь, Илларион Гирс, наладивший в последнее время сотрудничество с евродепутатом Татьяной Жданок, вступил в конфликт с представителями старшего поколения «профессиональных соотечественников» — в частности, с тем же Гапоненко. Как указано в отчете ПБ, данный конфликт следует расценивать в качестве борьбы за финансирование российских институций.