Энергетики грозят отключить муниципальное предприятие Йошкар-Олы (Марий Эл) "Троллейбусный транспорт" от энергоснабжения за долги. Как сообщили в "Мариэнергосбыт", долги на начало мая составляли 16,5 млн рублей, и в случае неуплаты с 21 мая будет прекращено энергоснабжение предприятия.

Директор МП "Троллейбусный транспорт" Николай Новоселов заявил корреспонденту ИА REGNUM, что в случае отключения энергоснабжения ситуация будет близка к чрезвычайной. "Если троллейбусы встанут, будет настоящий коллапс. - говорит он. - Если они даже на перекрестках встанут, там никто не проедет и не пройдет. У меня 125 машин на линию выходит, весь город заполонен".

Средств на погашение долга у муниципального предприятия нет, но транспортникам обещают помочь в правительстве Марий Эл. Как заявил ИА REGNUM министр транспорта республики Марий Эл Вячеслав Пашин сегодня, 20 мая, в середине следующей недели долг перед энергетиками будет погашен. "Из бюджета республики будут выделены средства в объеме 15 млн рублей, - сказал он. - Никакого отключения 21 мая не будет".

Николай Новоселов, в свою очередь, уверен, что проблему нужно решать более системно. "Сейчас деньги выделят, но что будет в будущем? Тут надо решать и менять все кардинально. Все это тянется давно", - заявил Новоселов. Только за 2013 год угроза отключения электроэнергии возникала со стороны поставщиков услуг трижды. "Один раз нас выключили - все, сразу нашлись деньги в правительстве, - рассказывает он. - И действительно, это очень действенный рычаг". По мнению Новоселова, ситуацию могло бы изменить введение раздельных социальных проездных билетов - на автобусный и троллейбусный транспорт. По данным Новоселова, на троллейбусный транспорт приходится 86-89% так называемых "социальных перевозок", то есть дотируемых государством. "На автобусные остается около 15%", - подчеркнул он. Однако именно автобусное предприятие, по его словам, "торговало проездными, получало деньги, а услуги выполняли, получается, мы".

Вячеслав Пашин, однако, говорит, что разделить автобусные и троллейбусные проездные не получится: "каждый проездной будет стоить не 220 рублей, а 110. И до 700 рублей, стоимости обычного проездного, придется возмещать из бюджета, а бюджет не потянет - скажем, если пенсионер купил проездной и на автобус, и на троллейбус". Он заверил, что правительство региона совместно с транспортниками будут искать другие варианты.

Энергетики, в то же время, сообщают, что на данный момент, кроме задолженности перед "Мариэнергосбыт" в размере 16,5 млн рублей, за МП "Троллейбусный транспорт" числится долг в отношении ЗАО "Марийская сбытовая компания". Общий объем долга троллейбусного парка составляет 39,5 млн рублей.

Оплата долга перед энергетиками - только малая часть проблем предприятия. В марте коллектив "Троллейбусного транспорта" обращался с письмом в администрацию главы республики Марий Эл Леонида Маркелова, в котором попытался обратить внимание на отсутствие контроля со стороны чиновников за деятельностью коммерческих перевозчиков, конкурирующих с социальным транспортом за платных пассажиров, а также на состояние дорог в столице Марий Эл. Также в обращении отмечалось, что дотации за социальные перевозки поступают не в полном объеме и предприятие терпит убытки. Наконец, по словам Новоселова, возраст работающих на линии троллейбусов превышает 30 лет.

Ранее ИА REGNUM сообщало, что в марте в Йошкар-Оле бастовали сотрудники другого транспортного предприятия - ООО "Пассажирские перевозки". Транспортники требовали погасить долги по зарплате, а также контролировать коммерческих перевозчиков. В ответ в правительстве Марий Эл было принято решение на базе одного ООО создать два других транспортных предприятия и перевести в них активы и часть коллектива. ООО "Пассажирские перевозки" в настоящее время проходит процедуру банкротства. При этом данная попытка реформирования общественного транспорта - пятая за последние шесть лет. Ранее созданные автобусные предприятия через некоторое время также объявлялись банкротами.

В Марий Эл, кроме того, периодически проходят массовые протестные акции против неудовлетворительного состояния дорог.