Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев представил Законодательному собранию отчет о деятельности правительства региона за 2013 год. Об этом 20 мая сообщили корреспонденту ИА REGNUM в Департаменте информационной политики главы региона.

"Фактически это отчёт о работе правительства, адресованный всем жителям области. Во имя благополучия которых, мы, собственно, и работаем", - отметил губернатор.

В частности в отчете говорится"2013 год был непростым, мировая конъюнктура ухудшилась, глобальная экономика замедлила своё развитие. Тем не менее, как подчеркнул в Послании Федеральному Собранию президент России Владимир Владимирович Путин: "Экономическая конъюнктура может меняться, но это не повод говорить о ревизии целей. Нужно заниматься делом и искать решения, четко расставлять приоритеты".

Ключевыми направлениями работы правительства Свердловской области в 2013 году было выполнение майских Указов президента России, достижение позитивных результатов в социальной сфере, обеспечение стабильных макроэкономических показателей и, как следствие, формирование новой промышленной политики региона, удержание высоких позиций Свердловской области среди субъектов Федерации.

По этим ключевым направлениям мы работали в тесном взаимодействии с Законодательным собранием Свердловской области. В 2013 году правительство области внесло в Законодательное собрание 61 законопроект. В целом, это примерно половина всех принятых в прошлом году областных законов. Благодаря нашей совместной работе в Свердловской области продолжилось формирование современной нормативной базы, направленной на модернизацию экономики, социальной сферы, создание новых институтов развития. Так, в 2013 году созданы необходимые предпосылки для улучшения делового климата и межбюджетных отношений, повышения инвестиционной привлекательности Свердловской области, наращивания адресной помощи населению.

В 2013 году экономика региона демонстрировала определённый рост. Валовой региональный продукт Свердловской области в 2013 году увеличился в сопоставимых ценах на 3% к уровню 2012 года и составил 1 триллион 600 миллиардов рублей.

В 2013 году Свердловская область сохранила позиции в первой десятке субъектов Российской Федерации по таким важнейшим показателям как отгрузка промышленной продукции, выполнение гособоронзаказа, оборот оптовой и розничной торговли, платные услуги населению.

Объем инвестиций в основной капитал превысил 350 миллиардов рублей, что составляет 96,5% к уровню 2012 года. Несмотря на небольшое снижение, Свердловская область сохранила свои позиции в первой десятке регионов и по данному показателю. Уровень безработицы снизился до 1,2%. На 9% выросло количество вакансий, заявленных работодателями, составив 39 тысяч вакансий.

В 2013 году выросли денежные доходы населения. Средняя заработная плата по итогам 2013 года составила 27 тыс. 979 рублей, или 110,2% к уровню 2012 года. Причём среднедушевые денежные доходы населения Свердловской области в номинальном выражении выросли на 10,7%, составив 30 тыс. 687 рублей.

Макроэкономические показатели - не единственный критерий работы власти. Главное - это улучшение качества жизни уральцев, реализация активной социальной политики.

Поэтому, наверное, самым позитивным итогом минувшего года, можно считать стабильный естественный прирост населения и одновременный рост продолжительности жизни.

По сравнению с 2012 годом численность населения в регионе выросла более чем на 6 тысяч человек. А ожидаемый показатель средней продолжительности жизни превысил 70 лет. Социальное благополучие людей может быть достигнуто только на основе повышения эффективности региональной экономики, роста производительности труда и качества управления.

Основной отраслью экономики Свердловской области является промышленный комплекс, который в 2013 году сохранял свою лидирующую роль в обеспечении занятости населения, формировании налоговой базы.

Индекс промышленного производства региона в 2013 году составил 101,9% к уровню 2012 года. А наибольший рост достигнут в обрабатывающих производствах - 103,4%.

Наиболее крупные инвестиционные проекты были реализованы в 2013 году именно в промышленном комплексе: на Уралвагонзаводе, на предприятии "Уральские локомотивы", УГМК, Каменск-Уральском металлургическом заводе, Уралтрансмаше, машиностроительном заводе им. Калинина, ряде других предприятий.

В 2013 году мы получили весомые федеральные гарантии для развития особой экономической зоны "Титановая долина", якорный резидент - компания "Боинг" - подтвердил свои намерения и заинтересованность развивать на нашей площадке производство титановых изделий для мирового авиастроения.

Началась работа по созданию технопарка высоких технологий "Университетский", индустриальных парков "Богословский", "Новоуральский", индустриального парка в районе Новосвердловской ТЭЦ.

В то же время, говоря о промышленном комплексе региона, как основе Свердловской области, мы не должны закрывать глаза на проблемы, трудности, диспропорции, возникающие в этой сфере.

Прежде всего, мы должны наращивать усилия, направленные на повышение качества нашей экономики, её эффективности и конкурентоспособности. Иными словами, необходимо в полной мере "включить" все возможные интенсивные факторы экономического роста.

Это тем более важно, что и в прошлом году, и в 2014, мы сталкиваемся не просто с нарастанием проблем на мировых рынках, но, и с международной политической ситуацией, санкциями, направленными на сдерживание экономического развития России. Повышенного внимания требуют проблемы моногородов, обострившиеся в 2013 году из-за уязвимости градообразующих предприятий, высокой зависимости нашей экономики от цен на сырьевых рынках и курса валют.

К негативным факторам отношу недостаточный объем инвестиций, не позволяющий ускорить темпы модернизации производств, слабую инвестиционную привлекательность многих отраслей промышленности, низкий уровень производительности труда и квалификации работников.

Мы знаем способы решения этих проблем. Пример тому - получивший поддержку на федеральном уровне проект создания в Краснотурьинске индустриального парка "Богословский". Одновременно надо иметь чёткие планы развития экономики муниципальных образований, расширения доходной части муниципальных бюджетов.

В целом, главная задача исполнительной и законодательной власти региона - обеспечить мощную поддержку реальному сектору экономики, поддержать наши ведущие отрасли - металлургию, машиностроение, оборонную промышленность, содействовать развитию уральской инженерной школы, укрепить межрегиональные связи, наладить выпуск импортозамещающей продукции, искать новые рынки сбыта.

В 2013 году, благодаря государственной поддержке, хорошие темпы роста показал наш агропром. Объем продукции сельского хозяйства, произведённой в хозяйствах всех категорий, составил 59 миллиардов рублей или 108,2 процента к уровню 2012 года. Таким образом, областной АПК в 2013 году стал одним из локомотивов экономического роста. Огромную благодарность следует выразить нашим аграриям за ударный труд и достижение высоких показателей в своей работе.

В 2013 году продолжилось развитие транспортной инфраструктуры. В течение года было построено 19 километров новых автодорог, за счет субсидий из федерального бюджета отремонтирован участок автодороги Карпинск-Кытлым, завершена реконструкция шести мостовых переходов.

Устойчивее стала работать система жилищно-коммунального хозяйства. В 2013 году не допущено необоснованного роста тарифов, больше стало порядка в работе управляющих компаний, проведении отопительного сезона.

Общее количество аварий, произошедших на объектах ЖКХ, по сравнению с 2012 годом снизилось более чем на 75% - с 95 до 23 случаев. Общее количество технологических нарушений также сократилось достаточно серьезно - более чем в два раза - с 482 до 213 случаев.

За исключением чрезвычайной ситуации на водоводе в Сухом Логу ни одно из этих технологических нарушений не вызвало серьезных последствий для потребителей.

Сокращение аварийности на объектах коммунального комплекса стало результатом серьезной работы, как со стороны правительства области, так и со стороны муниципальных властей.

В 2013 году заменено более 370 км ветхих сетей, проведен целый ряд мероприятий, направленных на модернизацию объектов тепло- и водоснабжения.

Ключевым направлением работы правительства Свердловской области в 2013 году была реализация майских Указов президента Российской Федерации.

В 2013 году в Свердловской области реализованы все положения майских Указов, касающиеся роста заработной платы в бюджетном секторе, развития образования и здравоохранения, повышения качества и доступности государственных услуг, модернизации жилищно-коммунального комплекса, помощи молодым и многодетным семьям в строительстве жилья.

Так, в прошлом году отремонтировано 150 школ и 148 учреждений здравоохранения, заново построено либо капитально отремонтировано 33 здания детских садов.

Тем самым дополнительно создано более 12 тысяч мест в детских садах. В 2014-2015 гг. мы должны будем вместе ввести ещё не менее 18 тысяч 300 мест, чтобы обеспечить всех детей от 3 до 7 лет местами в детских садах.

Для нужд здравоохранения закуплено более 2000 единиц современного медицинского оборудования. Введены в эксплуатацию отделение свердловской областной клинической психиатрической больницы, станция переливания крови в Нижнем Тагиле, будет введена в ближайшее время первая очередь лечебного корпуса Североуральской городской больницы, здание противотуберкулёзного диспансера в Екатеринбурге.

Существенно выросли заработные платы в бюджетной сфере.

В сфере образования:

- у педагогических работников общеобразовательных учреждений общего образования заработная плата выросла на 12,4% и составила 29 тыс. 284 рубля;

- у педагогических работников дошкольных образовательных учреждений - на 47,5% и составила 23 тыс. 927 рублей;

- у преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования - на 31,6% и составила 22 тыс. 320 рублей;

- у педагогических работников учреждений дополнительного образования - на 22,4% и составила 20 тыс. 641 рубль;

В сфере здравоохранения:

- у врачей заработная плата выросла почти на 20% и составила 54 тыс. 177 рублей;

- у среднего медицинского персонала - на 19%;

- у младшего медицинского персонала - на 34%.

В 2013 году медицинская статистика зафиксировала сокращение смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, туберкулеза, а также сокращение младенческой смертности и гибели людей в результате ДТП.

В минувшем году в регионе начались выплаты областного материнского капитала и ежемесячных денежных выплат многодетным семьям.

Размер областного материнского капитала составил 105 тысяч 500 рублей. В течение года было выдано 13 тысяч 444 сертификата. Как показывает практика, большинство семей решает вложить эти средства в строительство жилья.

В 2013 году в Свердловской области было построено более 1 миллиона 740 тысяч квадратных метров жилья. Это 24 тысячи квартир. Свыше 70 процентов - жилье эконом-класса.

Отвечая на вопросы депутатов, отмечу, что в 2013 году из ветхого и аварийного жилья переселены 1523 человека, что почти в 2,5 раза больше, чем в 2012 году. Общая расселяемая площадь такого типа жилья превысила 28 тысяч квадратных метров, или в 2,5 раза больше, чем в 2012 году.

Дальнейшая реализация майских Указов президента России и впредь будет составлять основную стратегию развития Свердловской области.

Минувший год стал успешным для развития культуры, физической культуры и спорта.

В Свердловской области появились два новых театра, в Екатеринбурге отрылся музей Эрнста Неизвестного, в Гаринском городском округе - свой муниципальный музей. Начал работу информационный портал "Музеи Свердловской области". Были учреждены премии Губернатора Свердловской области для работников культурно-досуговой, библиотечной и музейных сфер. Увеличилось количество посетителей музеев, библиотек, концертных организаций. Практически на 15% выросла детская аудитория театров, что говорит о востребованности культурного продукта и его доступности.

Также растет количество жителей области, активно занимающихся физической культурой и спортом. В предолимпийский год в регионе было более миллиона физкультурников, почти 24% жителей области.

В 2013 году доходы областного бюджета составили 154,2 миллиарда рублей. Расходы - 180,4 миллиарда рублей.

В результате роста бюджетных расходов на развитие социальной сферы, реализации Майских Указов президента и сокращения доходов областного бюджета произошло увеличение государственного долга Свердловской области до 33,9 миллиарда рублей. Это вопрос, который интересует многих депутатов.

Считаю заимствования Свердловской области обоснованными. Эти средства позволили укрепить социальную сферу региона, начать масштабные программы по реализации Майских Указов президента, развития Нижнего Тагила, осуществить ряд инфраструктурных проектов.

Одновременно правительству Свердловской области поставлена задача сдерживания роста государственного долга, преимущественно за счёт сокращения заимствований неинвестиционного характера. И, конечно, по-прежнему актуальной остаётся задача повышения эффективности бюджетных инвестиций, рационального использования каждого бюджетного рубля. Особенно в условиях сокращения или умеренного роста налоговых поступлений.

Говоря о деятельности правительства Свердловской области, хочу обратить особое внимание на задачи роста, над которыми нам необходимо работать в 2014 году, чтобы обеспечить преемственность приоритетов развития, преодолеть негативные тренды в экономике, создать запас прочности, необходимый нашему региону.

На предстоящий период наш приоритет - реальный сектор экономики, те отрасли и те предприятия, где идет создание новых высокопроизводительных рабочих мест, используются инновационные технологии, ведется модернизация производства. Программа импортозамещения становится задачей номер один, особенно в оборонно-промышленном комплексе, традиционно сильном в Свердловской области. Мы должны быть уверены в том, что наши предприятия застрахованы от каких-либо конъюнктурных явлений в мировой экономике, политической нестабильности, каких-либо попыток диктовать нам условия путем санкций, угроз и шантажа.

Говоря о рынках сбыта, обращаю ваше внимание на необходимость ориентации промышленного комплекса региона на российский и региональный рынки, укрепление промышленной кооперации в рамках Уральского федерального округа.

Особую актуальность имеет освоение новых территорий, установление связей с новыми субъектами Российской Федерации - республикой Крым и городом Севастополь. Другим приоритетным направлением для нас являются страны, входящие в Таможенный союз, а также страны ШОС. И огромный потенциал для нас имеет сближение с Китаем, тем более, что Китай - это возможный источник оживления ситуации в металлургии и перспектива вести расчёты по торговым операциям в рублях. Следующее направление работы - реализация программы "Новое качество жизни уральцев". Мы сохраняем в повестке дня задачу - вывести Свердловскую область в первую десятку российских регионов по качеству жизни людей.

И ещё одно важное направление, о котором я считаю необходимым сказать - это комплексный подход к развитию территорий. Реализация комплексных программ по развитию Екатеринбурга и Нижнего Тагила, построенная на объединении усилий федерального, областного и местного бюджетов, а также привлечении внебюджетных источников, убедительно доказала эффективность такого подхода.

Правительству области поставлена задача - разработать комплексную программу развития северных территорий региона. Рассчитываю, что в ближайшее время мы её рассмотрим.

Оценивая работу правительства Свердловской области в 2013 году, считаю, что оно в целом справилось со своими задачами. Однако это не означает, что отсутствует необходимость повышения качества его работы. Сегодня, в условиях ужесточения глобальной конъюнктуры, требуется исключительно современный и эффективный государственный подход. Необходимы и структурные изменения.

Аппарат компактный, компетентный и ответственный, ориентированный на достижение целевых параметров развития, реализацию задач по формированию нового качества жизни уральцев. Работа по совершенствованию государственного управления будет продолжена".