"Реконструкция генеральского управления" в Северо-Кавказском федеральном округе оправдана и понятна. При этом новый полпред президента в СКФО Сергей Меликов, вероятно, сумеет предложить сообществу СКФО не только военно-политические управленческие инициативы, но и широкий современный социальный и эмоциональный кругозор, без которого невозможно успешное управление на высоком уровне исполнительной власти. Такое мнение высказала 19 мая корреспонденту ИА REGNUM доктор политических наук, профессор Пятигорского государственного лингвистического университета, член Совета по вопросам межэтнических отношений при губернаторе Ставропольского края, член Комиссии по вопросам миграции Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Майя Аствацатурова, комментируя назначение нового полпреда президента в СКФО и создание министерства по Северному Кавказу.

"Прежде всего, трансформацию системы управления, которая инициирована Президентом РФ, не стоит рассматривать как нечто экстраординарное. Создание новых министерств для решения проблем конкретных регионов (Дальний Восток,, Северный Кавказ") и назначение новых министров при наличии соответствующих заместителей председателя правительства РФ и представителей президента РФ в соответствующих федеральных округах является составляющей общей реформы исполнительной власти в направлении ее дальнейшей вертикализации и повышения качества управления", - считает политолог.

По мнению Аствацатуровой, современные инициативы верховной власти нацелены на создание эффективной системы принятия и исполнения решений федерального масштаба, субъектами которых в новой схеме выступают соответствующий заместитель председателя правительства РФ - соответствующий министр - соответствующий полномочный представитель. Это способствует усилению присутствия федерального центра в федеральных округах, а также дивизионализации всего процесса реализации политики президента РФ в регионах.

Относительно СКФО очевидно, что состоялась закономерная ротация полномочного представителя президента РФ после практически пятилетнего цикла. Политические и управленческие усилия Александра Хлопонина придали округу новую динамику, внесли современные техники и технологии в горизонтальные и вертикальные политико-управленческие процессы. Хлопонин внедрил в политико-управленческую практику современный стиль общения, а также приложил многие усилия для оптимизации общественно-политических отношений, для упрочения позитивного имиджа Северного Кавказа на базе этнокультурной самобытности и традиции межэтнического взаимодействия.

"При этом несомненной управленческой доминантой является позиция Хлопонина, в соответствии с которой полиэтничность региона рассматривается как социальный и политический ресурс. Вместе с тем, сегодня уязвимость региона "располагается", прежде всего, в сфере безопасности, так как в СКФО сохраняются северокавказские риски - терроризм, национально-религиозный экстремизм, межэтническая напряженность. Также актуальна борьба с коррупцией во власти и органах МСУ, нейтрализация криминальных группировок, обеспечение правопорядка и законности", - считает эксперт.

"Важна также и нейтрализация и дезавуация возможных внутри-и геополитических угроз на фоне событий в Сирии, на Украине, которые вновь подтвердили необходимость здравого, достоверного верхушечного управления и значимость авторитета первого лица государства. Необходим также и аудит соблюдения прав человека в СКФО в контексте активизации гражданского общества в его особой - этнокультурной - модели. Важно осмысление тенденций этноконфессиональной архаизации, которая, с одной стороны, отчасти соответствует социальному заказу населения, а, с другой стороны, составляет дифферент общероссийской тенденции демократизации и упрочению российской гражданской идентичности", - продолжила политолог.

"После успешного завершения олимпийского проекта эти задачи выводят на авансцену управления качество деятельности силовых структур, прокурорского надзора. В этом плане "реконструкция генеральского управления" в СКФО оправдана и понятна. Однако думается, что стиль управления Сергея Меликова будет существенно отличаться от управленческого стиля Виктора Казанцева, который возглавил Южный федеральный округ в 2000 г. Можно надеется, что С. Меликов сумеет предложить сообществу СКФО не только военно-политические управленческие инициативы, но и широкий современный социальный и эмоциональный кругозор, без которого невозможно успешное управление на высоком уровне исполнительной власти", - подчеркнула Аствацатурова.

Эксперт обозначила задачи, которые стоят перед новым полпредом президента в СКФО.

"Сергею Меликову, во-первых, необходимо укрепить позитивные тенденции СКФО и профилактировать возможность реакции как движения назад. Во-вторых, необходимо продемонстрировать личностные и командные инновационные ресурсы для решения проблем современного северокавказского социально-экономического и общественно-политического пространства, динамика которого гетерогенна, - отметила эксперт.

"В-третьих, важно обрести авторитет у населения, для которого генеральский чин хотя и является некоей позитивной "вводной", но не может служить механической индульгенцией власти и влияния. В-четвертых, нужно преодолеть скепсис общественного дискурса и дискурса СМИ в отношении "череды полпредов", сменяемость которых вызывает вопросы, на которые приемлемые ответы власти, зачастую, запаздывают", - продолжила политолог.

Аствацатурова добавила, что новому представителю президента в округе важно выстроить плодотворные отношения с главами субъектов РФ СКФО, которые искушены общением с весьма значимыми и незаурядными политиками - Виктором Казанцевым, Владимиром Яковлевым, Дмитрием Козаком, Григорием Рапотой, Владимиром Устиновым и Александром Хлопониным.