В процессе сближения Армении и Европейского союза, разработки и согласования Ассоциативного соглашения был пройден немалый совместный путь, и стирать его "ластиком" было бы нелогично. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил председатель общественной организации "Европейская интеграция", армянский политолог Карен Бекарян, комментируя активизировавшиеся в последнее время разговоры об альтернативной ассоциации Армения-ЕС.

"Весь вопрос в той работе, которую проделали стороны - существует оценка этой работы. Она выражается в том, что, как это было заявлено в 2013 году, Армения была готова парафировать Ассоциативное соглашение с Евросоюзом. Иными словами, были обеспечены необходимые критерии, приведены в соответствие стандарты, достигнуты договоренности и так далее. Насколько логично будет вот так взять и стереть это ластиком? Ни насколько. Следовательно, сейчас стоит вопрос о том, в какой степени эти два процесса (евразийская интеграция Армении и развитие отношений с Евросоюзом) могут пересекаться. Осмысление этого вопроса и поиск ответов - вот что мы видим, когда говорят об альтернативной ассоциации", - заметил Бекарян.

Напомним, в рамках своего государственного визита в Армению президент Франции Франсуа Олланд 12 мая предложил "подумать, как можно организовать ассоциацию с ЕС, чтобы она не стала помехой вашей интеграции в Таможенный и Евразийский союзы". Уже 13 мая его армянский коллега Серж Саргсян на совместной пресс-конференции с Олландом подчеркнул, что членство Армении в Таможенном союзе не будет означать остановку или прекращения отношений с Европейским союзом. "Мы с господином Олландом говорили о том, что было бы желательно, если бы для Армении было разработано отдельное предложение по ассоциации", - заявил Саргсян.

Карен Бекарян отметил, что реанимации разговоров об ассоциации Армения-Евросоюз также способствовало изменение позиций со стороны Европы. "Развитие событий в других странах "Восточного партнерства", в частности, речь об Украине, привело к тому, что наши европейские партнеры осознали необходимость корректировки своих подходов. Нужно максимально учитывать специфику каждой страны, с кем развиваешь сотрудничество, а не мерить всех одним аршином и применять одинаковые регуляторы на все случаи жизни", - подчеркнул эксперт.

При этом Бекарян указал, что сам документ "Ассоциативное соглашение Армения-ЕС", вокруг которого было столько споров, необязателен. "Нет никакой разницы, как этот документ называть. Просто нужно окинуть взглядом пройденный путь, обобщить достигнутое, хорошенько вздохнуть и идти дальше по принципу максимально возможного совмещения двух направлений развития", - выразил уверенность политолог.

В том, что Ереван должен как и прежде стремиться именно к реализации принципа "и-и", Бекарян не сомневается. "Вот если задать любому родителю вопрос, важна ли для него безопасность его ребенка, он, несомненно, ответит положительно. Если задать ему вопрос, а хочет ли он, чтобы его дитя развивалось, имело соответствующий потенциал, возможности для его реализации и более светлое будущее, ответ будет аналогичным. Никто не желает видеть своего ребенка бомжем в безопасности, или же реализовавшейся личностью, над которым нависла угроза. Для Армении принцип "и-и" - не формальность, не кокетство, а жизненная необходимость. Изъятие отдельных элементов из целостной системы делают общую парадигму ущербной", - резюмировал Карен Бекарян.

Напомним, что 3 сентября в Москве президент Армении Серж Саргсян заявил, что Армения вступит в Таможенный союз, а в дальнейшем будет участвовать в формировании Евразийского союза. Позднее еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Штефан Фюле заявил, что, учитывая решение Армении вступить в ТС, Ереван не сможет парафировать Ассоциативное соглашение с ЕС в ноябре 2013 года на вильнюсском саммите стран-участниц программы ЕС "Восточное партнерство". Комментируя мнения о том, что Армения может парафировать соглашение в ноябре без Договора о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли, Фюле подчеркнул: "Существует один документ - это Ассоциативное соглашение, в которое входит также Договор о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли. Это две части одного документа, они четко взаимосвязаны, их невозможно разделить. Мы вели переговоры с Арменией вокруг одного целостного документа".

Отметим, что 24 марта министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт, отвечая на вопрос о том, почему Армения не может подписать политическую часть Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, как это сделала Украина, заявил, что Армения больше не готова быть в одной политической лиге с Евросоюзом: "Армения находится в другой лиге. Соглашение об ассоциации является своеобразным вариантом политической общности, которая существует в различных сферах. К примеру, мы видим армян, которые приезжают и защищают здесь политику России против Украины. Так что, я не считаю, что они готовы быть с нами в одной лиге".