Вступление Крыма в состав России не окажет существенного влияния на динамику процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта. У России одна позиция по Крыму и совершенно другая по Карабаху. Об этом выступая на организованной Институтом Кавказа научной конференции "Кавказ 2013" 15 мая в Ереване заявил российский политолог, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета Сергей Маркедонов, передает корреспондент ИА REGNUM.

"Когда некоторые говорят, что есть якобы план Путина о продвижении России в том или ином направлении, то я всегда отвечаю - покажите мне этот план как составленный документ. Если этого нет, в таком случае и разговоры о наличии плана Путина беспочвенны", - сказал Маркедонов, добавив, что в случае с Крымом Москве было очень трудно принять решение. "Это решение было очень трудно принять. Шаги Москвы были продиктованы сложившейся ситуацией на Украине", - сказал эксперт, отметив при этом, что Карабах для России отдельный случай. "Москва никогда не поддерживала выборы в Карабахе", - добавил он.

Процесс урегулирования нагорно-карабахской проблемы, как считает политолог, весьма сложен и на данном этапе не реализуем. "В основных принципах урегулирования карабахского конфликта (о чем было сказано также в недавнем заявлении американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Джеймса Уорлика - прим. ИА REGNUM) четко сказано, что окончательный статус Нагорного Карабаха будет решен путем волеизъявления, имеющего юридическую силу. Проблема ведь упирается в механизмы реализации этих принципов. Будет ли результат этого волеизъявления обязательно проазербайджанским? Не уверен. Таким образом, подвешивание некой территориальной целостности Азербайджана заложено в Мадридских принципах карабахского урегулирования. Не видеть этого невозможно", - подчеркнул Маркедонов.

Продолжая анализ Мадридских принципов по карабахскому урегулированию, политолог подчеркнул, что в документе говорится также о промежуточном статусе Нагорного Карабаха, что также вызывает вопросы. "Собственно говоря, это что? Если там какие-то выборы проходят, тогда как-то надо заниматься управленческими вопросами, чтобы на месте не была установлена диктатура полевых командиров, или не было "Свадьбы в Малиновке". Это важный момент. Что касается различия статусов территорий, так это тоже есть в Мадридских принципах. Пункт первый говорит об освобождении "оккупированных территорий", но пункт второй говорит о необходимости сохранения Лачинского коридора для обеспечения сухопутной связи между Арменией и Нагорным Карабахом. Это уже некоторая разностатусность. Понятно, что Лачин, это не Физули, Агдам или другие районы вокруг Карабаха. Вопрос: как быть с Кельбаджаром, который обеспечивает 90% водных ресурсов Карабаха? Эта проблема не упоминается", - пояснил Маркедонов.

Проблема так называемых "обновленных Мадридских принципов", как считает эксперт, не в том, что они "хороши или плохи". "Проблема в том, что в них есть множество нюансов и деталей, которые имеют разную интерпретацию. Вот почему их нельзя реализовать. Даже если Армения и Азербайджан договорятся о шести пунктах (Мадридского документа), возникает очень много вопросов с точки зрения их реализации. Например, что касается проведения референдума. Возникает вопрос: кто в нем будет участвовать? Это будут только жители бывшей НКАО (Нагорно-Карабахской Автономной Области в составе советского Азербайджана - прим. ИА REGNUM) или все беженцы? Беженцы и жители НКАО - это две большие разницы. Напомню, что азербайджанская община только НКАО составляла порядка 45 тыс. человек, а беженцы из "оккупированных районов" вокруг Карабаха - порядка 500 тыс. человек. Будут ли они участвовать в референдуме или нет? А их дети? Референдум будет проведен на территории всего Азербайджана или только Нагорного Карабаха? Между тем, по Конституции Азербайджана, референдум может проводиться на всей территории страны. В противном случае, надо менять Конституцию Азербайджана", - сказал он.

Вышеизложенное, по словам Маркедонова, свидетельствует о том, что Мадридские принципы - не окончательный документ, они не реализуемы. "Я отметил лишь некоторые вопросы, которые возникнут при реализации уже подписанного документа. Следовательно, надо не тешить себя иллюзиями о том, что это некий конечный документ. Совершенно нет. Если даже его заключат завтра, он поднимает в 10 раз больше вопросов, чем те, которые там отражены. Поэтому разговоры о возможности прорыва в процессе переговоров необоснованны. В этом плане было бы полезно, чтобы сопредседатели Минской группы ОБСЕ занимались не разогревом оптимистических ожиданий, так как после этого наступает тяжёлое похмелье. Если бы вместо этого они занимались установлением реальных мер доверия, минимизацией обстрелов (на линии соприкосновения войск в зоне конфликта - прим. ИА REGNUM), выработкой механизмов наказания инициаторов этих обстрелов, это было бы чрезвычайно важным моментом. К сожалению, мирный процесс вокруг карабахского конфликта чрезмерно идеологизирован. Его необходимо сделать прагматическим, и тогда будет результат", - заключил Сергей Маркедонов.