Запланированная в рамках визита в Татарстан встреча председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина с активистами русских, кряшенских и казачьих организаций была сорвана. Возможной причиной послужило навязчивое гостеприимство митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия, а также гиперопека сотрудников Департамента внутренней политики АП РТ.

О том, что протоирей Всеволод Чаплин не приедет на запланированную встречу, стало ясно за 40 минут до начала - уже после того, как все активисты (около 70 человек) прибыли на неё. Известие вызвало шквал возмущения у ряда общественных деятелей. В частности, архитектор, автор концепции возрождения острова-града Свияжск Евгений Игнатьев отметил, что подобное отношение духовных пастырей к своей пастве иначе как возмутительным не назовешь.

Председатель Совета ветеранов кряшенского движения Аркадий Фокин предположил, что представителей Московского патриархата сумела соответствующим образом заинтересовать местная этнократия, после чего "проблемы простого народа и реальное положение дел в митрополии отошли на второй план".

Несмотря на неявку гостя из Москвы, собравшиеся решили все-таки не расходиться, а обсудить имеющиеся проблемы. Чаще всего в выступлениях звучали такие слова как "татаризация" и "исламизация". В частности, председатель Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов отметил существующий в регионе конфессиональный перекос: на 225 церквей приходится 1524 мечети, только в Казани на сегодняшний день действует 30 церквей и 60 мечетей, в настоящий момент в городе в ускоренном темпе достраиваются 11 мечетей и только один храм (хотя количество "условно православных" казанцев превышает количество "условных казанцев-мусульман").

При этом многие православные храмы, включая даже такие заметные, как Дворцовая церковь в Казанском кремле и Успенская церковь в Болгаре, не переданы Церкви и продолжают использоваться в качестве музеев. Президент Татарстана до сих пор не отреагировал на письмо казанских общественников, историков и краеведов, написанное ему в связи с разрушением одной из старейших церквей Казани - Косьмы и Дамиана, построенной в 18 веке.

Аркадий Фокин сообщил, что давление на независимых кряшенских активистов после написания письма патриарху Московскому и всея Руси Кириллу в связи с поджогами церквей в кряшенских селах только усилилось (сами церкви пока не восстановлены, несмотря на обещания президента Татарстана). Также татарстанская власть не оставляет попыток ассимилировать этот православный тюркоязычный этнос, в чем ей содействуют и представители Татарстанской митрополии.

В частности, по словам Фокина, в Чистопольской епархии "говорят, зачем на вас обращать внимание, вас все равно скоро не будет". При этом просветительская работа среди кряшен со стороны митрополии не ведется, приходов, где проходят службы на церковно-кряшенском языке меньше, чем пальцев на руках. Сама же верхушка "официальных" кряшенских организаций плотно интегрирована в татарскую элиту и способствует дальнейшей ассимиляции своего народа, о чем свидетельствуют попытки строить мечети в кряшенских селах.

Евгений Игнатьев обратил внимание на то, что стараниями местных властей остров-град Свияжск превращается в курортную зону, что противоречит изначальной идее возрождения города как такового. В нем до сих пор нет градообразующих предприятий, училищ, несмотря на то, что эти пункты были прописаны в Концепции возрождения острова-града, при этом "результатом шаймиевской реконструкции стало то, что местные нувориши и элита скупают земли на острове, превращая его, по сути, в большой дачный поселок".

Атаман казачьей станицы Алексеевского района Татарстана Олег Логинов рассказал о том, как в регионе вопреки федеральным законам местные власти препятствуют регистрации казачьих обществ. В частности, в приватной беседе с руководством района ему было заявлено, что "казаков у нас не было и не будет". После чего казакам отказали в согласовании устава (необходимого для вхождения в реестр казачьих организаций) под предлогом, что районное руководство не может быть учредителем казачьего общества.

"Но их никто и не приглашал, - удивлялся Логинов. - После этого я выиграл несколько судов у районной администрации, но они всякий раз находят способ затянуть дело. Мне тут передали их реакцию, мол, пусть судится, все равно ничего не получит". Аналогичная ситуация, по словам атамана Алексеевского района, сложилась в Чистополе и Набережных Челнах.

Атаман Казанского казачьего общества Евгений Тренин рассказал, что 4 ноября 2013 года во время Крестного хода в честь иконы Казанской Божией матери казакам было запрещено появляться на нем в форме. Это пожелание поступило от руководства митрополии со ссылкой на аппарат президента Татарстана: "Мы тогда подчинились, чтобы не подвести некоторых священнослужителей, которые являются нашими духовными наставниками, - пояснил Тренин. - Но больше этого не произойдет, по закону мы имеем право носить форму, независимо от того, нравится это кому-либо или нет. По всей России казаки выходят на крестные ходы в форме, и только Татарстан продолжает стоять особняком".

Поднимались на встрече и проблемы взаимоотношений верхушки Татарстанской митрополии с паствой и обществом. В частности, монахиня Евфросинья (Мухамедзянова) отметила, что митрополия совершенно не занимается миссионерством, вследствие чего те же татары остаются без апостольского окормления. Присутствовавшие говорили и о том, что из-за политики местной митрополии, сопряженной с гомосексуальными скандалами, православие теряет популярность среди молодежи Татарстана. От представителей "неопределившейся" русской молодежи в этой связи там же прозвучало предельно резкое заявление: "Да мы лучше пойдем к сатанистам, чем к педерастам".

Также говорилось, что вне зависимости от национальной и конфессиональной принадлежности детей в Татарстане в рамках школьного курса светской этики водят на экскурсии исключительно в мечети, а в некоторых детских садах даже вопреки протестам родителей вводится халяльное питание. Кроме этого, с четырех лет поголовно всех воспитанников обучают татарскому языку, а в школьных библиотечках можно найти такие книжки, как "Жизнь Мухаммеда", при отсутствии книг православной тематики. Поднимался и вопрос русского языка в школах Татарстана, который преподается в регионе в гораздо меньших объемах, чем в остальных субъектах Российской федерации.

Как сообщил ИА REGNUM Михаил Щеглов, в тот же вечер у него состоялся телефонный разговор с помощником протоирея Всеволода Чаплина, который от его имени пригласил всех активистов, безуспешно прождавших встречи, на заседание Общественной палаты Татарстана. Свою неявку глава Синодального отдела объяснил навязчивым гостеприимством митрополита Анастасия, устроившего московскому гостю праздничный ужин, и после всеми способами не отпускавшего его от себя.

На следующий день Щеглову все-таки удалось побывать на заседании Общественной палаты РТ, куда он попал исключительно благодаря вмешательству Всеволода Чаплина. Также лишь благодаря Чаплину опальному председателю ОРКТ дали слово, и он изложил собравшимся суть большинства проблем, поднимавшихся накануне. По словам очевидцев, выступление Щеглова было выслушано членами Общественной палаты в тяжелом молчании. Хотя после, в кулуарах, многие подходили к нему и благодарили за смелость. Сам Всеволод Чаплин пообещал Михаилу Щеглову, что этот визит в Татарстан - не последний, и в следующий раз он непременно проведет встречу с православной общественностью республики.

Как сообщало ИА REGNUM, 13 мая глава Синодального отдела МП РПЦ, протоиерей Всеволод Чаплин прибыл в Казань для участия в так называемом I Форуме православной общественности Республики Татарстан, проходившем при кураторстве АП РТ. По мнению ряда экспертов, мероприятие было организовано с целью "реабилитации" республики после "круглого стола" Правозащитного центра Всемирного русского народного собора в Москве, состоявшемся в декабре 2013 года сразу после поджогов церквей в Татарстане исламистами.

Тогда руководитель Департамента внутренней политики АП РТ Александр Терентьев, срочно выехавший для участия в "круглом столе" в Москву, попал под шквал критики русских и кряшенских активистов, а также московских журналистов и имел, по свидетельству очевидцев, "бледный вид".

В ходе же нынешнего форума доклады подавляющего большинства выступавших были сделаны в мажорных тонах, также много говорилось о плодотворном взаимодействии Татарстанской митрополии с местной властью. В качестве высшего достижения республиканские официозные СМИ подали тот факт, что президент Татарстана Рустам Минниханов, посетивший форум, вручил митрополиту Анастасию сертификат на 30 млн рублей "для строительства спортивного комплекса Казанской духовной семинарии".