Миссия США на Ближнем Востоке становится невыполнимой: союзники перестали друг другу доверять

Москва, 15 мая 2014, 12:55 — REGNUM  

Соединённые Штаты не намерены свёртывать военное присутствие на Ближнем Востоке. Эту мысль руководства Пентагона и Совета национальной безопасности США стремятся донести до своих партнёров в регионе. Политика нынешней администрации Белого дома свидетельствует, скорее, об обратном. Президент Барак Обама придерживается линии на уменьшение оборонного бюджета сверхдержавы и перемещение центра её стратегического внимания с Ближнего Востока на Азиатско-Тихоокеанский регион. Это заставляет ряд ближневосточных государств крепко призадуматься над вопросом глубокого пересмотра отношений с американцами.

На серьёзность момента указывает целый ряд последних событий. С одной стороны, они свидетельствуют в пользу проведения Соединёнными Штатами активной дипломатии по разубеждению ближневосточных партнёров в собственном "бегстве" из региона. С другой - налицо недвусмысленные шаги самих регионалов, демонстрирующих возросший интерес к самостоятельности. Вплоть до предпринятия военных шагов для защиты национальных интересов. В этом отношении особенно выделяется Израиль. Хотя, следует признать, курс на выход из-под определяющего внешнего влияния американцев в военнополитической плоскости ближневосточных проблем взяли и другие крупные игроки. Например, Саудовская Аравия и Турция. И всё же под призмой американо-израильских отношений высвечивается наибольшая острота настигших в последнее время Вашингтон трудностей.

Союзники всё больше расходятся в своих оценках вокруг одной из наиболее актуальных на сегодня тем их двусторонних отношений. Израиль категорично против ядерной программы Ирана в любом виде. Тегеран не должен проводить в самостоятельном режиме работы по обогащению урана, даже если он даст чёткие гарантии по исключительно мирным целям своей ядерной программы. Такова планка требований израильского руководства. В свою очередь, американская администрация оставляет за Тегераном возможность к производству дозированных объёмов ядерного топлива, указывая на предел обогащения урана иранскими ядерщиками - 5%. Для убеждения израильтян в серьёзности своих намерений поставить ядерную программу иранцев под эффективный контроль, американцы апеллируют к собственным разведывательным возможностям, к налаженной системе сбора информации по всему Ближнему Востоку. Но в Тель-Авиве к подобным заверениям Вашингтона относятся с нескрываемым скепсисом.

Последние встречи на высоком американо-израильском уровне только убеждают в отсутствии у союзников мотивации к преодолению разногласий. 7-8 мая Израиль посетила советник президента США по национальной безопасности Сьюзан Райс. Её сопровождала заместитель госсекретаря по политическим вопросам, глава американской делегации на переговорах "шестёрки" с Ираном Уэнди Шерман, а также представители финансового ведомства, разведывательного сообщества США. По итогам визита комментаторы сошлись во мнении, что переговоры Райс с израильским руководством не дали результата в виде сближения позиций сторон.

Кабинет Биньямина Нетаньяху поставил ближайшей задачей недопущение подписания к 20 июля этого года соглашения в формате "5 + 1 и Иран". Госпожа Райс в ходе своего визита дала понять, что в вопросе достижения с иранцами соглашения глава Белого дома настроен весьма решительно. При этом с её стороны не была исключена вероятность переноса сроков заключения соглашения на более отдалённую перспективу, но не позднее конца текущего года. Тем не менее, и подобное отложение во времени "американо-иранской сделки" (именно так её интерпретируют в Израиле) не устраивает Тель-Авив. Израильтянам недавно уже удалось нейтрализовать невыгодный себе иной американский проект на Ближнем Востоке - достижение в палестино-израильском мирном процессе промежуточных соглашений к 29 апреля. Теперь они могут сконцентрировать все силы на иранском направлении, не чувствуя себя скованными обязательствами ни перед американцами, ни перед кем бы то ни было ещё. Расчёт израильтян весьма прост. В ситуации нарастания в адрес американцев критичности со стороны всех их ближневосточных партнёров, Вашингтон не может пойти на резкие шаги, напоминающие ультимативный стиль ведения дел в регионе. Принудить Израиль и, например, Саудовскую Аравию, к одобрению готовящегося соглашения с Ираном администрации Обамы не удастся. Противопоставление же себя союзникам чревато серьёзной девальвацией собственных позиций в регионе. Впрочем, нельзя исключать, что склонный к глубокой ревизии глобального присутствия сверхдержавы Обама желает воспользоваться случаем и снять с себя значительную часть обязательств перед ближневосточными партнёрами.

На уровне публичной дипломатии США пытаются убедить всех в отсутствии у них планов исхода из региона. За визитом Райс в Израиль последовало очередное ближневосточное турне главы Пентагона Чака Хейгела. Первым пунктом посещения региона министр обороны США выбрал саудовскую Джидду, где 14 мая прошло заседание глав военных ведомств в формате "США - Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива". Далее Хейгел направляется в Иорданию, затем, в завершение турне, в Израиль. Здесь ему предстоят наиболее напряжённые переговоры. Можно с уверенностью предположить, что очередные реляции первого лица Пентагона о способности поставить "мирный атом" Ирана под контроль вновь не произведут особого впечатления на израильскую сторону.

Интересными данными, приоткрывающими предмет американо-израильских разногласий, поделились посвящённые ближневосточные источники. В соответствии с ними, в преддверии визитов Райс и Хейгела в Израиль, администрация Обамы обратилась к нескольким израильским экспертам с просьбой оценить вероятность уступок кабинета Нетаньяху. В центр экспертного опроса было выведено следующее: можно ли ожидать изменения позиции израильского руководства в вопросе оставления за Тегераном права на обладание несколькими тысячами центрифуг, которые дадут возможность иранским ядерщикам самостоятельно производить низкообогащённый уран? Некоторые из экспертов в дальнейшем поделились с израильским правительством своими впечатлениями, что администрация Белого дома и лично сам президент США "зациклились" на заключении быстрой сделки с Тегераном, не обращая особого внимания на жёсткую оппозицию Тель-Авива. Оценивая степень настроя Вашингтона, израильские эксперты предупредили Нетаньяху о вероятности инициирования Белым домом в зарубежных СМИ кампании по дискредитации действующего кабмина Еврейского государства. Появившиеся вслед за этим на американских информационных ресурсах публикации подтверждают подобную версию. В частности, на днях американский журнал " Newsweek " вновь поднял тему ведущегося Израилем против США шпионажа.

Налицо дальнейшее увязывание США в непростых отношениях даже со своими ближайшими союзниками. Саудовцев и других аравийцев американцы пытаются сплотить на некой консолидированной платформе оборонного свойства. Задействовав для этих целей, например, проект создания интегрированной системы противовоздушной и противоракетной обороны арабских стран Персидского залива. Данная тема была одной из ключевых на прошедших 14 мая в Джидде переговорах министра обороны Хейгела со своими аравийскими коллегами. Вашингтон более не намерен нести основное бремя в поддержании стабильности в зоне Персидского залива, склоняя арабские режимы региона к крупным инвестициям в проекты совместного обеспечении безопасности.

С израильтянами всё намного сложнее. Администрацию Обамы то бросает в русло жёсткого отстаивания своей точки зрения по целесообразности заключения быстрой "сделки" с Ираном. То на неё нисходит озарение, что ввязывание в острый конфликт с правительством Нетаньяху может отозваться опасными последствиями. Везде проглядывается линия нынешней администрации Белого дома "дотянуть" второй президентский срок Обамы к 2017 году без необратимых провалов на Ближнем Востоке. В Израиле говорят, что Обама поменял свою цель с неядерного в военном отношении Ирана, на неядерный Иран только на остающийся срок его президентского мандата. Отсюда и хаотичность в действиях американцев, явные симптомы отсутствия у них стратегии в регионе. Всё это в совокупности усиливает у партнёров настрой минимизировать собственную зависимость от США. Если сверхдержава на самом деле решила скинуть с себя груз ответственности на Ближнем Востоке, прикрываясь противоположными декларациями, то никто её в этом переубеждать не собирается.

Михаил Агаджанян - ближневосточный обозреватель ИА REGNUM

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
23.05.17
Продовольственная блокада Приднестровья: угроза гуманитарной катастрофы
NB!
23.05.17
Украинская модель выпрашивания денег идет ко дну — Пушков
NB!
23.05.17
Крым: Программу переселения из аварийного жилья снова ждёт провал?
NB!
23.05.17
Путин выразил соболезнования Терезе Мэй после взрыва в Манчестере
NB!
23.05.17
Подайте на евроколею! — Украина клянчит на перешивку железных дорог: обзор
NB!
23.05.17
Под огнем — 19 населенных пунктов ДНР: сводка боевых действий за сутки
NB!
23.05.17
«Флинн отказался свидетельствовать против себя»
NB!
23.05.17
Как байкальский проект сменил название и потерял бизнес-составляющую
NB!
23.05.17
Власти КНР объявили войну запрещенному интернет-контенту
NB!
23.05.17
Стивен Сигал построит спортивный комплекс на «дальневосточном гектаре»
NB!
23.05.17
Казённый человек России
NB!
23.05.17
ЕС грозит наплыв 6,6 млн беженцев
NB!
23.05.17
«Рубль теряет поддержку»
NB!
23.05.17
Россия заканчивает подготовку к революции в ядерной медицине
NB!
23.05.17
Радио REGNUM: первый выпуск за 23 мая
NB!
23.05.17
Польша: угроза внешнеполитической изоляции России
NB!
23.05.17
Гигантская оружейная сделка США и Саудовской Аравии: шоу, зрители, жертвы
NB!
23.05.17
Сумерки национальных элит США: новый Рим накануне эпохи упадка
NB!
23.05.17
Вооруженные силы Баку дрейфуют к неуправляемости?
NB!
23.05.17
Почему казахстанские ископаемые действительно полезные
NB!
23.05.17
Либерализм как путь к гибели. Почему так случилось?
NB!
23.05.17
Нужны ли волгоградцам прямые выборы мэра?