Заявление находившегося в Ереване 12-13 мая с государственным визитом президента Франции Франсуа Олланда о возможности совмещения ассоциации Армении с Европейским союзом и ее членства в Таможенном союзе России, Казахстана и Белоруссии стало поводом для различных политических заявлений и комментариев.

Политические круги в Армении в целом восприняли заявление французского президента как корректировку политики Европейского союза по принципу "или-или" в отношении стран-участниц программы "Восточное партнёрство", а некоторые политики отнеслись к этому осторожно. По мнению других, региональный визит Олланда "не говорит ни о чем и не может иметь никакого существенного влияния на процессы в Закавказье". "Франция не могла оставить регион без внимания, но визит Олланда в контексте нынешних геополитических эксцессов, особенно, вокруг Украины, не может оставить никакого существенного влияния на процессы в регионе", - заявили корреспонденту ИА REGNUM отдельные политики из стана оппозиции, пожелавшие остаться неназванными.

Как известно, президент Франции Франсуа Олланд в Ереване, в частности, сказал: "Я знаю, что вы (Армения - прим. ИА REGNUM) ориентированы на Европу, и на Вильнюсском саммите "Восточного партнерства" (в ноябре 2013 года - прим. ИА REGNUM) вы продемонстрировали наличие воли к сближению с ЕС. Теперь мы должны подумать, как можно организовать ассоциацию с ЕС, чтобы она не стала помехой вашей интеграции в Таможенный и Евразийский союзы".

Вице-спикер парламента Армении, пресс-секретарь правящей Республиканской партии Армении (РПА) Эдуард Шармазанов поприветствовал заявление Олланда и назвал его показателем того, что в Европейском союзе осознали ранее выдвинутую Ереваном парадигму: вступление в Таможенный союз не помешает углублению политического диалога с Евросоюзом. "Об этом президент Армении Серж Саргсян заявил на Вильнюсском саммите "Восточного партнёрства" в конце ноября 2013 года, этот тезис был отмечен им и в Праге уже в этом году. Однако мы помним, что решению Армении вступить в Таможенный союз последовали эмоциональные заявления некоторых наших европейских партнеров. На самом же деле, мы неоднократно заявляли, что готовы углубить политический диалог по вопросам проведения реформ в сфере правосудия, институциональных преобразований и развития демократии. Однако наши европейские партнеры придерживались иного мнения. В этом плане, если сегодня с подобным заявлением выступает президент одной из стран-лидеров Европейского союза и члена Совета Безопасности ООН, я оцениваю это положительно. Мы неоднократно говорили, что не противопоставляем друг другу наши отношения с Россией и Европейским союзом. Они дополняют друг друга", - заявил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Шармазанов, добавив, что данная позиция была адекватно воспринята со стороны российских партнеров, а вот некоторые европейские коллеги выразили иную точку зрения.

В этом плане, как заметил политик, заявление Олланда свидетельствует об исчезновении ранее существующих сомнений. "Хорошо, что этих сомнений больше нет, и они [европейцы] осознают важность продвижения отношений с Арменией", - заявил Шармазанов, добавив, что не может сказать, что именно повлияло на изменение позиции Европы. "Я могу сказать, что это заявление очень важно, поскольку мы должны углубить отношения с Европейским союзом в экономической и тем более политической, культурной сферах. Это также сводит к нулю заявления некоторых европейских коллег о том, что вступление Армении в Таможенный союз закрывает дверь диалога с ЕС. Таким образом, это показало правдивость нашей позиции", - подчеркнул вице-спикер парламента, затруднившись, однако, сказать, как повлияет заявление Олланда на официальную позицию Брюсселя и ляжет ли оно в основу политики ЕС по отношению к Армении.

В свою очередь, председатель парламентской фракции оппозиционной партии "Наследие" Рубен Акопян считает, что заявление французского президента свидетельствует об одном - он исходил из сложившейся ситуации. "Заявление Олланда свидетельствует, что он исходит из политической реальности. В самом Европейском союзе в связи с украинским кризисом и другими факторами ситуация изменилась. Изменение произошли в том контексте, что в отношениях, особенно, со странами бывшего СССР необходимо учитывать некоторые особенности и несколько отойти от универсального подхода. Думаю, Олланд именно на этом фоне сделал заявление, что я оцениваю положительно", - отметил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Акопян, добавив, что в будущем позиция Франции станет доминантной в подходах Евросоюза к странам "Восточного партнёрства".

Глава же фракции оппозиционной партии "Армянский национальный конгресс" (АНК) Левон Зурабян советует особо не воодушевляться словами Олланда, поскольку Франция - "это еще не весь Европейский союз". "Не стоит забывать, что Европейский союз это не только Франция. Помимо Франции в ЕС состоят еще 27 государств, и еще необходимо уточнить он (Олланд) изложил позицию Парижа или Европейского союза в целом. В Евросоюзе действует принцип консенсуса, и при отсутствии согласия всех стран-членов Брюссель не может взять на вооружение такой подход. Лишь после того, как все эти вопросы будут уточнены, можно будет комментировать указанное заявление. Хотя заявление Олланда может оставить определенное воздействие на позицию ЕС", - подчеркнул в беседе с ИА REGNUM Левон Зурабян.

Продвижение отношений со странами программы "Восточное партнёрство" для Европы важно, считает депутат фракции оппозиционной партии "Процветающая Армения" Степан Маркарян. "Это важно, поскольку программа "Восточное партнерство", по сути, не увенчалась успехом. Ассоциативное соглашение с ЕС парафировали лишь две (Грузия и Молдавия) из шести стран-участниц программы. Думаю, что в Европейском союзе серьезно обсудили создавшуюся ситуацию и решили смягчить позицию. Немалое воздействие на изменение позиции ЕС оказал и вызванный выбором между Западом и Россией украинский кризис", - заявил Маркарян, добавив, что заявление Олланда в какой-то мере отражает и позицию Европейского союза. "Думаю, в Европейском союзе также пришли к выводу, что необходимо подойти к вопросу так, чтобы у стран остался люфт для сотрудничества как с Брюсселем, так и с другими экономическими и политическими блоками", - заявил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM политик.

Напомним, что 3 сентября в Москве президент Армении Серж Саргсян заявил, что Армения вступит в Таможенный союз, а в дальнейшем будет участвовать в формировании Евразийского союза. Позднее еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Штефан Фюле заявил, что, учитывая решение Армении вступить в ТС, Ереван не сможет парафировать Ассоциативное соглашение с ЕС в ноябре 2013 года на вильнюсском саммите стран-участниц программы ЕС "Восточное партнерство". Комментируя мнения о том, что Армения может парафировать соглашение в ноябре без Договора о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли, Фюле подчеркнул: "Существует один документ - это Ассоциативное соглашение, в которое входит также Договор о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли. Это две части одного документа, они четко взаимосвязаны, их невозможно разделить. Мы вели переговоры с Арменией вокруг одного целостного документа".

Отметим, что 24 марта министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт, отвечая на вопрос о том, почему Армения не может подписать политическую часть Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, как это сделала Украина, заявил, что Армения больше не готова быть в одной политической лиге с Евросоюзом: "Армения находится в другой лиге. Соглашение об ассоциации является своеобразным вариантом политической общности, которая существует в различных сферах. К примеру, мы видим армян, которые приезжают и защищают здесь политику России против Украины. Так что, я не считаю, что они готовы быть с нами в одной лиге".