"Референдумы успешно проводятся во многих государствах. При их проведении важно учитывать, насколько высока степень доверия населения к проведению референдумов, их статусу, отражению народного волеизъявления", - заявил 12 мая корреспонденту ИА REGNUM белорусский политолог, кандидат исторических наук Андрей Русакович, комментируя итоги состоявшихся в Донецкой и Луганской областях референдумов.

Напомним, 11 мая в Донецкой и Луганской областях при явке около ¾ местных жителей состоялись референдумы, по итогам которых около 90% участвовавших в голосовании высказались за провозглашение Донецкой и Луганской республик. Один из лидеров временного правительства ДНР Денис Пушилин 12 мая озвучил обращение, в котором от имени народа ДНР содержится просьба "рассмотреть вопрос о вхождении Донецкой народной республики в состав Российской Федерации". США и ЕС, поддержавшие отстранение от власти Виктора Януковича и признавшие прозападные "новые власти Украины", отказались признавать итоги референдумов в Донецкой и Луганской областях.

"Проблемы Украины вышли на международное обозрение после смены конституционной власти - это и проблема Крыма, и проблема признания "нового киевского руководства" - в частности, Россией, и проблема русского языка как второго государственного, и статус юго-восточных областей, и ряд других проблем. В итоге мы наблюдаем противостояние юго-восточных регионов и "новых властей" в Киеве", - сказал Русакович.

Сторонниками федерализации был найден способ решения данных проблем, напомнил политолог, отметив, что "среди этих сил на юго-востоке, которые противостоят Киеву, в т.ч. оказывают вооруженное сопротивление, нет единства в вопросе федерализации или полного отделения от Украины".

"Референдум, инициированный в Луганской и Донецкой областях, вызывает ряд вопросов о возможности именно таким способом решить имеющиеся проблемы в имеющихся условиях, - констатировал Русакович. - Понятно, что референдумы должны проводиться, прежде всего, в спокойной обстановке, которая на юго-востоке не является таковой - во-первых. Во-вторых, референдум должен проводиться более-менее легитимными властями. По украинскому законодательству не предусмотрены такие местные референдумы с обсуждением вопросов конституционного строя, отделения территорий, федерализации и т.д. Также есть проблема международного признания, соблюдения процедуры референдума (организация участков для голосования, списки участников голосования и т.д.). Поэтому итоги референдумов оспариваются и вряд ли они смогут решить проблему противостояния центра и ряда территорий".

В Белоруссии неоднократно проводились референдумы, с помощью которых решались важнейшие вопросы и вносились изменения в Конституцию, однако, считает Русакович, между белорусскими и украинскими референдумами нельзя ставить знак равенства. Эксперт отметил также, что консультативные референдумы часто проводились в Швейцарии, во многих других странах проводятся референдумы, итоги которых обязательны для исполнения органами государственной власти.

"Между белорусскими и украинскими референдумами есть сходство и различия. Сходство - в названиях, - констатировал Русакович. - В Белоруссии трижды проводились референдумы: в мае 1995 года, в ноябре 1996 года и в октябре 2004 года. Ключевым был референдум 1996 года, в ходе которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию. Он проводился в сложных политических условиях - противостояния исполнительной и законодательной властей, решались сложные вопросы. На этом сходство и заканчивается".

"Запад оценивал референдум 1996 года в Белоруссии по аналогии с политическим кризисом в России 1993 года, когда также отмечалось противостояние между законодательной и исполнительной властями. Все ветви власти и все госструктуры были согласны с тем, что референдум должен быть проведён - здесь разногласий не было, таковые касались методики проведения референдума, статуса принимаемых решений (обязательный или рекомендательный) - в Белоруссии была иная ситуация. На Украине же сейчас мы видим иную ситуацию: на территории двух областей проведены референдумы, юридическая значимость которых не совсем понятна. Я считаю, что в итоге получился некий срез общественного мнения и данный результат можно учитывать в процессе переговоров с участием "киевских властей", региональных органов власти, международного сообщества и т.д. Если же властями, контролирующими территории Луганской и Донецкой областей, провозгласивших образование Донецкой и Луганской республик, будет принято решение об обязательном характере данных референдумов, то есть большая вероятность повторения ситуации с Приднестровской Молдавской Республикой".

Как сообщало ИА REGNUM, вскоре после насильственного государственного переворота на Украине официальный Минск признал "новые власти" соседней постсоветской республики. Александр Лукашенко неоднократно критиковал украинских сторонников федерализации и заявлял, что считает Александра Турчинова украинским "президентом". Тем временем силы самообороны юго-восточных областей Украины, выступая под флагами Донецкой Республики, Белоруссии и России, установили контроль над Донецком, Луганском, Мариуполем, Славянском и другими ключевыми городами данного региона, изгнали ставленников "новых киевских властей" и провели 11 мая референдумы, объявив о создании Донецкой и Луганской республик. Руководство Донецкой республики обратилось с просьбой принять её в состав Российской Федерации. "Новые власти Украины" пытаются уничтожить силы сопротивления федералистов и надеются провести президентские выборы. После массового уничтожения сторонников русского единства в Одессе 2 мая, а также расстрелов федералистов в других городах, власти ДНР и ЛНР заявили об отсутствии условий для диалога с "киевской хунтой".