Референдум о самоопределении Луганской и Донецкой областей Украины стал важной вехой в развитии украинского кризиса. Официально Запад не признает их итогов, но, тем не менее, впечатлен предъявленной ему картиной очередей на избирательные участки в Луганске, Донецке и Мариуполе. "Противники автономии и сепаратизма, казалось, держались подальше от избирательных участков", - суммировало свои наблюдения американское издание New York Times. Сторонники единства Украины никак не проявили себя в этот день в Донецкой и Луганской областях, а, следовательно, подобные настроения слабы в восточном регионе Украины - таково главное впечатление от референдума в Европе. Стало очевидно, что официальный Киев избегает проведения на Украине "правильного" референдума о федерализации из-за опасения их результатов. В противном случае сверстать и принять закон о референдуме в нынешней Верховной Раде можно было бы за пару дней.

Итог 11 мая подтвердил для реально мыслящих политиков в Европе ту мысль, что попытка военного умиротворения Киевом восставших областей провалилась и необходимо договариваться с ними в самые ближайшие дни. На Западе не могут не понимать, что как бы "несерьезно" ими ни оценивались итоги референдумов в Донецкой и Луганской областях, на Украине возникла новая ситуация, когда был сделан очередной шаг к расколу страны, поставивший под вопрос президентские выборы 25 мая, которые по замыслу их организаторов, обеспечат полную легитимность прозападной государственной власти на Украине. Британский Daily Telegraph в специальном комментарии отметил, что, хотя прошедший референдум не является легитимным, де-факто украинские власти оказались в ситуации, когда 4,5 миллиона населения страны готовы присоединиться к России. И "постреволюционное" киевское правительство не знает, что с этим делать, так как силовые операции потерпели фиаско. Только, если Киев начнет диалог с пророссийским движением и внесет конкретные предложения о федерализации страны, ситуация может как-то нормализоваться.

ЕС вынужден был, как обещал заранее, реагировать на случившееся в Луганске и Донецке, но тут, скорее, он продемонстрировал и США, и России, что находится в крайне затруднительной ситуации. В случае, если лидеры государств-членов Евросоюза ничего не предпримут в ответ на последние действия на юго-востоке Украины, это станет признаком того, что Европа колеблется. В том случае, если одно или несколько государств ЕС предложат дополнительные санкции, а остальные с этим не согласятся, то Евросоюз продемонстрирует США и России раскол. В случае, если все 28 государств-членов выскажутся за расширение санкций, то в Европе скажут, что они провоцируют Россию. Поэтому для того, чтобы избегнуть возникшей коллизии Европейский Союз 12 мая выбрал чисто символическое действие: министры иностранных дел ЕС расширили санкции против России в понедельник, добавив в список две малоизвестные крымские компании и 13 новых имен к уже имеющимся 48.

На следующий день после референдума, 12 мая 2014 года, министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер вновь предостерег от введения экономических санкций против России. Восточный комитет немецкой экономики также выступил против них. 13 мая 2014 года канцлер Германии Ангела Меркель в интервью немецкой газете Westfalenpost подтвердила, что она по-прежнему выступает за дипломатическое разрешение украинского кризиса. Меркель считает, что урегулировать ситуацию на Украине можно посредством диалога с участием представителей всех регионов и украинского общества.

В Европейском Союзе частично бывшие государства советской зоны владычества, а также страны Северной Европы и Великобритания заявляют о поддержке принятия санкций против России по американской модели. Германия, Франция, Италия, Испания, Греция и Кипр выражают осторожное отношение к предложениям экономических санкций против России. В ЕС по-прежнему сильные позиции занимают те, которые верят в возможность урегулирования ситуации при помощи политического диалога на основе Женевских договоренностей от 17 апреля при посредничестве ОБСЕ.

12 мая председатель Европейского Совета Герман Ван Ромпей посетил Киев с целью стабилизировать ситуацию на Украине накануне президентских выборов 25 мая путем создания "всеобъемлющего национального диалога". В Киеве Ван Ромпей повторил требование разоружения незаконных вооруженных формирований и освобождения зданий на востоке Украины, адресуя его повстанцам: "Крайне необходимо, чтобы Россия призвала вооруженных сепаратистов сложить оружие и освободить здания, которые они незаконно заняли. Исполнение Женевских договоренностей - это наилучший шанс, который у нас есть для достижения прогресса". Однако в свете происшедшего 9 мая в Мариуполе, когда именно участники официального АТО предстали в образе полувоенной банды, атаковавшей органы правопорядка Мариуполя и местных милиционеров, подобное требование демонстрирует, что, по крайней мере, руководство Евросоюза не отслеживает ситуацию.

12 мая пресс-служба президента РФ заявила, что с уважением относится к волеизъявлению населения Донецкой и Луганской областей и теперь ожидает практической реализации итогов референдумов, который должен пройти "без каких-либо рецидивов насилия через диалог между представителями Киева, Донецка и Луганска". Российский МИД следующим образом прокомментировал событие: "Предварительные итоги подсчета бюллетеней убедительно показывают реальный настрой граждан Донецкой и Луганской областей иметь право на самостоятельное принятие решений по вопросам, касающимся жизненно важных для них проблем. Считаем, что претворение в жизнь итогов референдумов должно проходить в рамках диалога между Киевом, Донецком и Луганском". В тот же день премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил "Газпрому" с 13 мая вводить с Украиной авансовую систему платежей за газ. Вслед за этим "Газпром" выставил Украине предварительный счет за поставки газа в июне. 3 мая спикер Госдумы Сергей Нарышкин призвал власти Украины заключить со всеми регионами "общественный договор" и закрепить его в Конституции страны, т. е. речь опять идет о конституционной реформе, которая должна предшествовать каким-либо выборам на Украине. Готовится соответствующее официальное обращение в Государственной Думе РФ.

На этом фоне Россия по-прежнему выступает за посредническое участие ОБСЕ в разрешении конфликта на Украине. 12 мая состоялся телефонный разговор президента РФ Владимира Путина с президентом Швейцарской Конфедерации, действующим председателем ОБСЕ Дидье Буркхальтером. С обеих сторон была отмечена важность активизации усилий по линии ОБСЕ, направленных на урегулирование кризисной ситуации путем налаживания прямого диалога между властями в Киеве и представителями юго-восточных регионов Украины.

К 12 мая официально ЕС, США, Россия и Украина поддержали "дорожную карту" урегулирования конфликта, предложенную ОБСЕ. "Дорожная карта" ОБСЕ основана на четырех пунктах: отказ от насилия, разоружение, национальный диалог и проведение президентских выборов 25 мая. ЕС и ОБСЕ надеются посредством "круглых столов" по проблеме урегулирования украинского кризиса меньше чем за две недели стабилизировать ситуацию ко дню проведения президентских выборов.

Первое заседание "круглого стола" при посредничестве ОБСЕ с участием представителей центральной власти и всех украинских регионов, включая восточные, намечено провести в Киеве 14 мая. Председателями "круглого стола" станут: представитель центральной власти и специальный уполномоченный ОБСЕ по Украине. На роль последнего выбран бывший немецкий дипломат председатель Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер. Других имен потенциальных участников киевского "круглого стола" пока не названо. Предполагалось, что 13 мая их услышит министр иностранных дел Германии Штайнмайер из уст премьер-министра Украины Арсения Яценюка. Но этого не случилось. По замыслу организаторов, украинский председатель круглого стола и должен помочь собрать все заинтересованные стороны для диалога. Однако эта работа до сих пор никак не просматривается публично.

Отметим, что Москва указывает на первоочередную важность переговоров между представителями Киева, Донецка и Луганска, т. е. представителей конкретных регионов, а не регионов вообще, как пытается представить будущий "диалог" Киев.

Народный губернатор провозглашенной 12 мая Луганской республики Валерий Болотов заранее предупредил, что восставшие не намерены вступать в какие-либо переговоры с Киевом, и ведут переговоры только об обмене пленными и заложниками. На следующий день, 13 мая, на Болотова было совершено покушение, и он был госпитализирован с огнестрельным ранением.

Киев может привлечь к участию в круглых столах кого угодно, только не участников сопротивления и организаторов референдумов в Луганской и Донецких областях. Но именно они представляют сторону в конфликте. После побоищ в Одессе 2 мая и Мариуполе 9 мая, а теперь после покушения на Болотова участники сопротивления не пойдут на какие-либо переговоры с Киевом в формате круглого стола или в иной форме, по крайней мере, до того, пока АТО не будет прекращена, а силы, в ней участвующие, не будут выведены из Луганской и Донецкой областей.

Ближайшая задача нелегитимного "постреволюционного" украинского правительства, с точки зрения его западных спонсоров, это добиться на президентских выборах через две недели как можно большей активности избирателей, подтвержденной международными наблюдателями. От итогов выборов, которые должны таким способом подтвердить целостность Украины, зависит получение Киевом двухгодичного резервного займа от МВФ в размере $17,1 млрд.

12 мая премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что Киев готов вести переговоры по урегулированию украинского кризиса, но только в четырехстороннем формате: Украина, США, ЕС и Россия. Накануне проведения "круглого стола" в Киеве и.о. президента Украины Александр Турчинов предложил запретить Коммунистическую партию Украины после инцидента в Верховной Раде, когда не дали говорить о происшедшем в Мариуполе председателю КПУ Петру Симоненко. Публично озвученная в тот день в стенах Верховной Рады Турчиновым и Ляшко версия событий, происшедших в Мариуполе 9 мая, вызовет сейчас очередной взрыв негодования и презрения к властям в Киеве на востоке Украины.

Подобная череда действий означает, что официальный Киев не признает стороной конфликта повстанцев юго-востока Украины. Своими действиями власти в Киеве надеются изолировать "сепаратистов". Но получится ровным счетом наоборот. Донецк и Луганск не признают правомочность круглых столов в формате, установленном Киевом.

Несмотря на экстренную ситуацию во внутренней политике, 13 мая правительство Украины в полном составе отбыло в Брюссель для участия в пленарном заседании совместно с коллегией Европейской комиссии в ознаменование получения кредита в €1 млрд. от Евросоюза. При подобном подходе Киева запланированный на 14 мая "круглый стол" так и не выйдет за рамки общих деклараций о намерениях. "Мы достигли поворотного момента в этом кризисе, как для Украины, так и для Европы", - заявил выбранный на роль посредника по урегулированию кризиса на Украине нынешний председатель ОБСЕ Буркхальтер, предупредив, что "окно возможностей, вероятно, будет коротким". Остается совсем немного времени для проведения круглого стола с позитивным для всех сторон конфликта результатом, и, похоже, что это мероприятие по тому, как ведет себя 13 мая официальный Киев, обречено на провал.

По всей видимости, 25 мая 2014 года Луганской и Донецкой областям для большей убедительности своих прав все-таки предстоит еще раз подтвердить результаты своих референдумов от 11 мая путем корректного бойкота президентских выборов на Украине. К подобному бойкоту могут присоединиться и другие области юго-востока с ключевыми точками в Одессе и Харькове. Что касается активной части сопротивления, действующей в Славянске, то им надо будет добиться успеха в бою, если в ближайшие дни АТО на юго-востоке Украины не будет остановлена Киевом.