Объявленный Турцией ещё в 2009 году тендер на поставку зенитно-ракетных систем (ЗРС) дальнего радиуса действия до сих пор не получил вразумительного итога. Принятое Анкарой в сентябре 2013 года решение о победе китайской компании CPMIEC с её разработкой HQ-9 (экспортное обозначение FD-2000), как и следовало ожидать, оказалось лишь промежуточным. Тем самым турецкая сторона подняла ставки в изнурительной гонке американских и европейских оборонно-промышленных корпораций.

С начала текущего года Турция избрала своеобразную модель затягивания с выносом окончательного вердикта по тендеру. Европейцам и американцам теперь даётся каждый раз по два-три месяца для приведения своих предложений по системам ПВО/ПРО в "конкурентоспособный" с китайской разработкой вид. Сперва в конце октября прошлого года торги были продлены на три месяца - до 31 января 2014 года. Затем этот срок был увеличен до 30 апреля, а ныне перенесён ещё на два месяца - до 30 июня. Сложно предположить, чтобы за остающееся время франко-итальянский консорциум "Eurosam" и его американский визави в лице компаний "Raytheon" и "Lockheed Martin" могли бы качественно освежить свои заявки на конкурсе. Предпочтение китайским HQ-9 было отдано из соображений их низкой стоимости для турецкого заказчика по сравнению с конкурирующими образцами. Китай предложил максимально выгодные ценовые и производственные условия для продвижения своего изделия: стоимость контракта $3,44 млрд. с передачей технологий производства.

На всех этапах затяжного тендера турецкая сторона выдвигала настоятельные пожелания не только для обеспечения себе комфортной стоимости закупок систем ПВО. Она стремилась к получению лицензий на производство с тем, чтобы в дальнейшем наладить сборку собственными силами или в совместном с выбранным партнёром режиме. По мнению военных экспертов, именно стремление Турции к получению полного доступа к технологиям разработки современных ЗРС стало главной причиной неоправданно затянувшегося тендера. Навстречу пожеланиям союзнику по НАТО готовы были пойти, например, американцы. Компания "Raytheon" отмечала факт наладки выпуска на турецких оборонно-промышленных предприятиях компонентов для систем "Patriot". По принципиально важному для Турции вопросу (производство комплектующих для систем на турецкой территории) американцы также демонстрировали сильную позицию. Турции обещалось выполнение на её производственных мощностях работ в $2 млрд., изготовление на месте около 80% комплектующих. Предложения европейского консорциума на предмет более детального представления условий будущего контракта не были приоткрыты. Но можно не сомневаться, что французы и итальянцы постарались не отставать от американских конкурентов в выдвижении льготных для турок условий.

Если Анкара всё же найдёт необходимым отказаться от контракта с Пекином, то в порядке очередности в начале будет рассмотрено предложение франко-итальянского консорциума, только потом американских "Raytheon" и "Lockheed Martin". Российская же заявка не будет рассматриваться вовсе, она выведена за рамки тендера. Интересно, что турецкие источники стали говорить об этом в полный голос в разгар украинского кризиса, в период подготовки к референдуму в Крыму. Впрочем, у российских оборонщиков и дипломатов изначально не было иллюзий в отношении гипотетической победы С - 300ВМ на турецком тендере. По этому поводу известны заявления бывшего посла России в Турции Владимира Ивановского, а также комментарии представителей отечественного ОПК. В соответствии с последними, российские комплексы принимали участие в многолетнем тендере исключительно по маркетинговым соображениям.

Очевидна значительная внешнеполитическая подоплёка во всём, что касается проведения тендера, оглашения его промежуточных результатов и постоянного переноса принятия окончательного решения. Кому, как ни Турции было знать, какая реакция возникнет у её партнёров по НАТО после оглашения предварительных итогов в сентябре прошлого года?! Китайские комплексы не могут быть инкорпорированы в действующую систему НАТО по борьбе с воздушными целями. Несмотря на высокие тактико-технические характеристики российского и китайского образцов, их интеграция в систему ПВО/ПРО НАТО невозможна, - прямым текстом доносили до всех заинтересованных сторон западные участники тендера. В Североатлантическом альянсе действует Сеть наземных средств противовоздушной обороны (NATO Air Defence Ground Environment, NADGE), и Турция является частью этой системы. Помимо этого, в США негативно восприняли принятое турецкими партнёрами по НАТО решение в пользу китайских ЗРС не только под сугубо военно-техническим углом зрения. Китайская компания CPMIEC находится в санкционном списке американской администрации. Из Вашингтона незамедлительно пришёл сигнал в Анкару, на адрес местного "оператора" тендера по ЗРС компании "Aselsan". Вступив в коммерческие отношения с китайской CPMIEC, турецкая оборонная компания будет подвергнута ограничениям со стороны американских банков, других финансовых институтов, где голос США является определяющим. Под таким напором, всё больше принимающим вид откровенного давления, трудно устоять даже испытывающему сильную тягу к самостоятельности правительству Реджепа Эрдогана. Системно портить отношения с США и ведущими европейскими партнёрами в Анкаре не намерены. Настаивать на доведении крупной оружейной сделки с китайцами до вида заключённого двустороннего контракта означает встать на грань кризиса в отношениях с Западом.

Турецкого заказчика не особо смущает даже факт продолжающихся с китайской компанией переговоров. С одной стороны партнёры из Поднебесной обнадёживаются тем, что Анкара не уступит давлению натовцев и не пересмотрит своё решение в пользу систем HQ-9. С другой - предпринимаются малоскрываемые попытки вынудить европейцев, а, если понадобится, и американцев к уступкам в цене, в передаче технологий, к созданию на турецкой территории необходимой для сборки комплексов производственной инфраструктуры.

В Анкаре готовы использовать любую возможность для продления сроков тендера и одновременной демонстрации своей открытости к пересмотру ранее принятых решений. В эту логику укладывается отставка многолетнего руководителя турецкого Секретариата оборонной промышленности Мурада Байяра, все последние годы курировавшего тендер по ЗРС. Смена Байяра на нового главу Секретариата Исмаила Демира состоялась в конце марта, когда турецкие власти укрепились во мнении о необходимости вновь продлить сроки тендера.

В затяжной игре турок вокруг тендера на отдельных этапах политические мотивы преобладают. Ныне мы являемся свидетелями именно такого этапа, очередное продление которого вполне ожидаемо и после 30 июня. "Противовоздушный тендер" Турции - это просто находка для её руководства в долгой игре на приглашение своих западных партнёров к политическим торгам по различным темам. В ближайший год перед турецкими властями стоит ряд актуальных внутри- и внешнеполитических задач. Это президентские выборы в августе текущего года и последующий процесс конституционных реформ в стране, заданный правящей Партией справедливости и развития. Кульминацией внутриполитического процесса в стране, для которого необходимо обеспечить благоприятный внешний климат, станут парламентские выборы в июне 2015 года. Среди тем внешнеполитического звучания, по которым турецкая сторона добивается от западных партнёров позитивного к себе отношения, можно отметить проблему Кипра, вопрос действенного примирения с Израилем и, безусловно, надвигающееся 100-летие Геноцида армян. В актуальной внешней повестке также остаётся намерение Турции обезопасить себя от проникновения курдского и алавитского "сепаратизма" из северных провинций Сирии. Во всех перечисленных вопросах Турция нуждается в поддержке западных держав, в ровных с ними отношениях, в исключении с их стороны элементов давления.

России уже отдана "пальма первенства" в крупном энергетическом проекте на турецкой территории - строительство на площадке в районе турецкого Мерсина четырёх энергоблоков АЭС "Аккую" суммарной мощностью 4,8 ГВт. Учитывая инвестиционный потенциал Китая, со второй экономикой мира турецкие власти также найдут общие темы для сотрудничества. Даже если в конечном итоге турки откажутся от закупки китайских HQ-9. Остаётся сделать жест "доброй воли" в сторону США и ЕС, для чего тендер по системам ПВО смотрится как нельзя кстати. Не исключено, что Турция даст натовским партнёрам уговорить себя впритык к весне - лету следующего года, когда указанные выше вопросы получат свою определённость.

Здесь не лишним будет вспомнить факт обсуждения в ходе недавних переговоров Франции и Турции на высшем уровне (визит президента Пятой республики Франсуа Олланда в Анкару в конце января 2014 года) вопросов, связанных с продвижением разработки франко-итальянского консорциума на турецком рынке. Вполне вероятно, что решение Анкары по тендеру будет иметь комплексный характер, распределяющий заказ по системам ПВО в примерно равной мере между американскими и европейскими консорциумами. Например, при закупке европейского изделия SAMP/T (возможно, в меньшем количестве, чем было объявлено в рамках тендера), компании "Raytheon" и "Lockheed Martin" могут быть привлечены к реализации смежного проекта. А именно, к совместной с турецкой "Aselsan" разработке систем ПВО с опорой на американские технологии и турецкие производственные мощности. Подобный вариант рассматривался турецким руководством в начале 2013 года, когда к боевому дежурству на южных рубежах страны с Сирией заступило несколько натовских батарей "Patriot". Вопрос создания систем ПВО силами национального ОПК носит для Анкары приоритетный характер. Но, по оценкам военных экспертов, наладка Турцией производства систем в самостоятельном режиме может потребовать более 10 лет. Ждать столько никто не будет. В связи с этим Турции всё же потребуется приобрести несколько ЗРС, например у франко-итальянского консорциума, для удовлетворения срочных потребностей. А оставшаяся часть турецкого запроса в обладании средствами ПВО дальнего действия может быть удовлетворена совместным производством с корпорациями США.

Михаил Агаджанян - ближневосточный обозреватель ИА REGNUM