Смена правительства в Армении совпала с началом процесса конституционных реформ, результатом которых может стать трансформация модели государственного управления в виде перехода с президентской системы к парламентской форме правления. Иными словами, на политической арене страны мы наблюдаем попытку пересмотра установленных правил игры, что не может не вызвать интерес, как среди общественности, так и СМИ.

После отставки премьер-министра Тиграна Саркисяна, кабинет министров возглавил один из лидеров правящей Республиканской партии Армении (РПА), экс-спикер парламента Овик Абрамян.

Абрамян - один из немногих влиятельных персон в республике, назначение которого на пост главы правительства позволяло удержать внутриполитический баланс.

Помимо этого, "побочным эффектом" изменений в структуре власти стало де-факто исчезновение правящей коалиции в стране после выхода из нее партии-спойлера "Оринац еркир". Маленькая фракция ОЕ в парламенте выполняла функцию "пятого колеса" для правящей Республиканской партии, но покинула формально действующую коалицию после длительного игнорирования республиканцами своей роли в осуществлении важных перестановок внутри власти. Симптоматично, что президент Армении, лидер партии РПА Серж Саргсян даже не захотел обсуждать кандидатуру председателя партии "Оринац еркир", экс-секретаря Совета национальной безопасности Артура Багдасаряна на пост премьер-министра, хотя соответствующие амбиции у последнего вероятнее всего были.

В результате перестановок внутри власти сложилась следующая картина - де-факто и де-юре страной единолично будет править РПА, которая все больше смахивает на профсоюз чиновников, а новое правительство Овика Абрамяна в плане министерских персоналий обновилось, скажем так, несильно (часть лиц, возглавивших различные правительственные ведомства, в разные времена также работали министрами). Хотя и в составе правительства произошли существенные изменения, однако личности министров, история их пребывания на госдолжностях или отсутствие такого "бэкграунда" у некоторых, свидетельствует о том, что во главу угла ставится не развитие системы, а ее управляемость.

Вопрос управляемости особенно актуален для президента Сержа Саргсяна на данный момент, когда страна на фоне обострения отношений между Россией и Западом из-за украинского кризиса двигается ко вступлению в Таможенный союз, экономика продолжает стагнировать, недовольных становится все больше, политически мотивированный социальный протест набирает обороты, в стан оппозиции переходила вторая по величине и мощи политическая сила - партия "Процветающая Армения" (ППА), а нашумевшие пенсионные реформы фактически провалились.

В этом плане, как нам представляется, перед новым премьер-министром поставлено несколько задач - расширение политической базы президента, повышение управляемости системы, сплочение команды (в том числе олигархии), усмирение и по возможности маргинализация гражданских активистов, продвижение пенсионных реформ, рациональное использование государственных средств, активизация экономики и эффективная работа с Москвой по вступлению Еревана в Таможенный союз.

Сразу после назначения Овика Абрамяна на пост премьер-министра, Серж Саргсян, несмотря на заявление о высокой степени свободы у премьера в кадровых вопросах, "начертил" рамки его деятельности: не критиковать предыдущее правительство, так как "мы одна команда", рассеять опасения по поводу не сплочённости команды, бюджет не трогать, взятки не брать, продолжать реформы и дать толчок процессу вступления Армении в Таможенный союз.

"В течение последних дней мы с господином Абрамяном долго говорили о наших нынешних и дальнейших программах. Я искренне представил все те сомнения, которые есть даже у членов нашей команды, связанные с единством внутри команды, нашими отношениями с другими политическими силами или возможным восприятием со стороны различных слоев общества. Имеющиеся в наших рядах возможные озабоченности господин Абрамян пообещал очень быстро рассеять своими активными шагами, четкими политическими посланиями, своими инициативами по повышению командного духа и объединению всех вокруг работы и, что самое важное, ощутимыми результатами работы", - отметил глава государства, подчеркнув, что работы по вступлению в Таможенный союз будут продолжены с новым размахом. "Осуществляемые работы будут эффективно продолжены: имею в виду внедрение обязательной накопительной пенсионной системы. В кадровых вопросах у премьер-министра будет высокая степень свободы, сохраняя лучших независимо от взглядов, выдвигая новых, избегая по возможности назначений, основанных на "принципе кумовства"". Мы вновь зафиксировали важнейший приоритет для всех: "государственный бюджет неприкосновенен, взятки - запрещены" - сказал президент Серж Саргсян.

Возникает вполне естественный вопрос - справится ли с этой задачей новый премьер-министр, который, судя по сведениям местных СМИ, довольно долго и упорно прокладывал себе путь к креслу главы правительства? Абрамян - влиятельная персона, один из лидеров так называемой "старой гвардии" Республиканской партии, а, по оценкам экспертов, приемлемая фигура для олигархии. В плане активизации экономики, он, конечно же, оказался в не завидном положении, ибо ему досталось не лучшее наследство (экономика не растет, миграция продолжается, внешний долг подходит к критической отметке). Справится ли он с поставленными политическими и экономическими задачами, или же станет капитаном тонущего корабля, с которого, чувствуя приближение неизбежного, сбежала даже партия-спойлер - "Оринац еркир"? Сами представители Республиканской партии на условиях анонимности выражают сомнение на счет того, что правительству Абрамяна удастся справиться поставленными задачами, отмечая - "билеты на Титаник уже проданы". Задачи поставлены, рамки очерчены, путь извилистый, а перспективы туманны.

Впрочем, первый шаг Абрамян по сплочению команды и расширению политической базы можно сказать уже сделал. На выборах спикера парламента, за кандидата от РПА, помимо республиканских депутатов проголосовали почти все представители фракции ППА. Не стоит забывать, что Абрамян и лидер ППА, крупный бизнесмен местного масштаба Гагик Царукян находятся в родственных связях. Это был первый тест на прочность, который Овик Абрамян сдал. Однако в плане экономики представляется довольно сложным внести перелом в ситуацию, когда в стране ощущается инвестиционный голод на фоне нестабильного внешнеэкономического фона. Не секрет, что экономическая ситуация в Европе и России (основные торгово-экономические партнёры Армении) оставляет желать лучшего. Экономика России по данным международных профильных структур уже находится в рецессии. Экономика части Европы в упадке, а Старый Свет развивается очень медленно. В этом плане представляется весьма сомнительным, как и откуда новое правительство Армении будет привлекать инвестиции - "длинные деньги". Остается уповать на внутренние ресурсы, в виде прокачки денег граждан через накопительную пенсионную систему, что может вызвать волну общественного протеста. Правительство и здесь будет сталкиваться с существенными проблемами. Во всяком случае, серьезных и существенных изменений к лучшему вряд ли стоит ожидать в ближайшем будущем, тогда как назревшие проблемы требуют оперативной и эффективной реакции, особенно в виде денежных вливаний.

В этом контексте достаточно трудно представляется и удержание недовольства гражданских активистов, которые в настоящее время методом тыка отрабатывают различные формы протеста. И потом, каким образом Овик Абрамян будет "усмирять" олигархов и сплачивать чиновников, при условии, что "бюджет неприкосновенен, а взятки запрещены"? Госбюджет, взятки и коррупция в целом - цементирующее средство когорты чиновников и олигархии, особенно в условиях сужения размеров пирога. Правительство оказалось перед "вилкой": с одной стороны надо усмирять олигархов, активизировать экономику, с другой - "не трогать" госбюджет. Отсюда и убеждение некоторых экспертов и политиков, что на самом деле Абрамян "временная фигура", который будет руководить правительством в переходный период, пока идут конституционные реформы. То есть, до окончания процесса пересмотра правил игры на политической арене и установления новых правил, что скорее произойдёт после парламентских выборов 2017 года, когда новая Конституция вступит в силу. Если к тому времени Абрамяну не удастся внести перелом в экономическую ситуацию в стране, есть большая вероятность, что система "спишет" на него провалы и найдет ему замену. Если же премьер-министру удастся достичь позитивных сдвигов, то политический фактор Абрамяна станет одним из важнейших в определении формата власти в стране.

Не стоит забывать, что действующей и предыдущий президенты Армении Серж Саргсян и Роберт Кочарян пришли к власти с кресла премьер-министра. А также то, что Овик Абрамян, в отличие от своего предшественника Тиграна Саркисяна, является политиком, а не технократом. Есть ли у действующего премьера президентские амбиции, станет ясно от методов его работы и политических заявлений, направленных как к аудитории внутри страны, так и за ее пределами. Но в политике одного желания мало, необходимо также учитывать ситуацию внутри страны и геополитический контекст. Для того чтобы серьезно претендовать на пост президента Абрамян должен суметь сплотить олигархию, давать необходимые гарантии, существенно активизировать экономику и заручиться поддержкой силовиков. В плане региональной геополитики, на фоне вступления страны в Таможенный союз, снижения роли ЕС в Армении и повышения важности Ирана в регионе в связи с постепенным ослаблением санкций, Абрамян должен заручиться поддержкой также России и Ирана. Пока что премьер-министр занят поиском консенсуса и повышением своего имиджа, желая находить общий язык с гражданскими активистами и ориентируясь на чувствительные социальные проблемы, отраженные в докладе омбудсмена страны.

Очень важно и то, как сложатся карты по части конституционных реформ: изменится ли форма государственного правления или нет. Об этом наверняка знают лишь несколько человек. Пока что вся политическая палитра страны выстраивается в текущую повестку с прицелом на выборы 2017 и 2018 гг., чтобы лучше адаптироваться к новым реалиям на политической арене.

Аршалуйс Мгдесян - корреспондент ИА REGNUM (Ереван)