Последние новости по делу об обвинении чиновников из администрации президента в связях с преступным миром. "Паксасгейт" в мировой прессе. Эксперты ЮНЕСКО: эксплуатация нефтяной платформы Д-6 недопустима без международной экологической экспертизы. Литва - одна из наиболее подготовленных для вступления в ЕС стран. Политический кризис не будет иметь влияния на "фантастические" темпы роста литовской экономики. Главный импортер Литвы - Россия (статистика экспорта-импорта Литвы за 9 месяцев). Пустеет единственный в Литве русскоязычный город. Рейтинг доверия к общественным институтам за октябрь.

Последние новости по делу об обвинении чиновников из администрации президента в связях с преступным миром

Сегодня судьба президента Литвы Роландаса Паксаса и, в определенной мере, будущего Литвы - в руках специальной комиссии сейма. До 1 декабря она должна сделать выводы насчет причастности советников президента, а также и самого руководителя государства, к скандалу. Уже опрошен руководитель Департамента государственной безопасности (ДГБ) Литвы, планируется опросить руководителей других государственных служб и самого президента Паксаса.

Если Р. Паксас будет признан виновным, ему грозит процедура импичмента и отстранение от должности. В комиссию входит 9 человек, руководит комиссией Алоизас Сакалас. А. Сакалас - один из старейших членов сейма, долголетний руководитель социал-демократической партии Литвы до ее объединения (под тем же названием) с более левой партией Альгирдаса Бразаускаса. Он руководит "правовым" комитетом (комитет права и правопорядка) сейма. Никогда не был замешан ни в каких скандалах, редко дает интервью, редко показывается "в кадре", обладает моральным авторитетом. 5 ноября центральная газета Литвы Lietuvos rytas взяла у него интервью.

Верите ли вы, что комиссии сейма удастся увидеть якобы существующий договор между президентом и Юрием Борисовым? (бизнесмен, якобы связанный с "русской мафией", один из основных фигурантов скандала - прим. ИА REGNUM)

Алоизас Сакалас: Желание выяснить существование такого договора - только одна из задач комиссии. Если такой договор существует, мы хотели бы его увидеть и узнать, что там написано.

Если Ю. Борисов врал, и такого договора нет, ему грозит дополнительный месяц или годы тюрьмы. Если такой документ существует, и он хочет спасти свою шкуру, то он представит этот документ.

Однако главная задача нашей комиссии - ответить на вопросы, которые руководитель Департамента государственной безопасности Мечис Лауринкус поднимает в своей справке: угрожают ли связи должностных лиц администрации президента государственной безопасности?

Насколько, отвечая на этот вопрос, важен упоминаемый в разговорах якобы существующий договор между Р. Паксасом и Ю. Борисовым?

Очень важен. Если такой договор существует и в нем указаны конкретные пункты, то это было бы конкретное указание на то, что президент выполняет волю других людей.

Если бы было доказано, что такой договор существует, было ли бы возможно говорить об обвинении президенту?

Это не дело этой комиссии сейма. Она только представит выводы. Получивший эти доводы сейм может создать комиссию и решить, можно ли начать обвинение.

Желая начать процедуру обвинения, нужно иметь хотя бы одно доказательство из троих: не нарушил ли президент грубо Конституцию, не сломал ли данной им присяги или не совершил ли другого преступления.

Если комиссия не установит, что президент нарушил хотя бы один из пунктов, никакое обвинение невозможно.

Не будет ли дублировать деятельность этой комиссии работу правоохранительных органов?

Мы не будем углубляться в правовые моменты, не будем изучать, заслужил ли какой-либо из советников президента уголовной ответственности. Мы будем расследовать разные политические обстоятельства. Комиссия должна решить, как все широко охватить.

Попытаетесь ли вы выявить связи окружения президента со связанными с преступными группировками лицами, которые упоминаются в справке ДГБ, будете ли вы углубляться в упоминаемые случаи приватизации и контрабанды?

Случаи контрабанды и приватизации комиссию должны интересовать только в той мере, в какой советники президента оказывали и старались оказывать влияние на эти процессы. Если это будет доказано, это будет минус президенту.

Другим направлением работы комиссии может быть определение статуса советников президента, каковы должны быть отбор, критерии отбора, функции, их связи с другими лицами, сохранение имеющейся информации.

Как мы слышали от М. Лауринкуса, поставляемая президенту информация попадает не тем лицам, которые ее должны получать.

Еще одним блоком направлений, которые должна расследовать комиссия сейма, должен быть сам президент: управляет ли он своими советниками, контролирует ли он их, существует ли уже упомянутый договор?

Также в ходе расследования комиссия сейма должна будет ответить на вопрос, как нужно исправить законы, чтобы в будущем было немыслимо купить какие-либо услуги у будущего президента или у будущего члена сейма.

Как вы оцениваете утверждение М. Лауринкуса, что посылаемые президенту секретные донесения попадали в руки представителей преступного мира?

Если будут найдены виновные, должны быть заведены уголовные дела.

Можно ли предполагать, что подобным образом из администрации президента могла произойти и утечка информации, представляемой руководителю страны другими институтами?

Если можно огласить один секретный документ, естественно возникают сомнения, не были ли преданы огласке другие документы, которые могли представлять интерес для лиц, совсем не связанных с администрацией президента.

Комиссия должна представить свои выводы до 1 декабря. Хватит ли времени провести детальное расследование?

Может, до этого комиссия представит и окончательные выводы. Это будет зависеть от круга вопросов. Но я не думаю, что комиссия сейма была бы заинтересована работать два или три месяца.

Должна ли работа комиссия быть открытой?

Согласно сегодняшним законам, ее работа не может быть публичной, но, имея в виду такой скандал, думаю, было бы рационально, если бы сейм дал комиссии разрешение работать открыто.

Но открытая работа имеет и отрицательную сторону. В таком случае увеличивается вероятность, что деятельность комиссии может по-разному интерпретироваться.

Способна ли эта комиссия сопротивляться возможному давлению окружения президента или политиков?

Мне приходилось руководить комиссией, которая исследовала деятельность министра внутренних дел Юозаса Бернатониса. Тогда никакого давления не было.

Хотя Ю. Бернатонис является моим хорошим коллегой, ни с его стороны, ни со стороны других парламентариев я не слышал пожеланий, что я должен его оправдать или представить факты каким-нибудь другим образом.

Когда сейм взялся за процедуру увольнения с поста М. Лауринкуса, вы выразили сомнение в законности таких действий. Не будут ли вас обвинять, что вы имеете предубежденное мнение?

Я не сомневался в законности увольнения М. Лауринкуса. Наоборот, когда сейму прошлого созыва представлялась кандидатура М. Лауринкуса, я этой кандидатуры не поддержал. На мой взгляд, он хороший политик, однако не был особо хорошим шефом безопасности.

Как вы оцениваете поведение президента Р. Паксаса после того, как начался скандал?

На месте президента я, конечно, сразу же отмежевался бы от личностей, которые упоминаются в справке ДГБ. Но, может, президент придерживается презумпции невиновности.

Однако здесь речь идет не об уголовной ответственности, а о престиже президента и его администрации. Никакое пятно не должно запятнать руководителя государства.

Для меня неприемлемо и то, что дочь Р. Паксаса принимает участие в вечеринке вместе с отпрысками авторитетов преступного мира. Это не только проблема семьи руководителя страны.

Многие говорят, что в ваших руках - будущее президента и государства. Как вы себя чувствуете?

Чувство тяжелое. Думаю, так себя чувствуют и все члены комиссии. Ответственность - огромная, поэтому хочется не сделать ни одной ошибки и представить сейму объективную информацию, не политизируя ее, не высказываясь в пользу ни единой партии.

Мне таких важных решений еще не приходилось принимать.

Выводы нашей комиссии на самом деле могут определить будущее Литвы.

Вызванного на допрос Ю. Борисова заставили написать обещание о невыезде и отобрали оба паспорта - гражданина Литвы и гражданина России. Lietuvos aidas пишет о том, что Генеральная прокуратура Литвы начала досудебное расследование по делу об угрозах президенту страны (основание - ставшие достоянием общественности записи телефонных разговоров Ю. Борисова). Правда, даже в худшем случае Ю. Борисову грозит не более двух лет лишения свободы. Суд может также ограничиться штрафом. Суть выдвинутых обвинений: действуя через советника президента Ремигиюса Ачаса и предпринимателя Альгирдаса Дракшаса (руководителя фирмы, которая раньше принадлежала Р. Паксасу), Ю. Борисов стремился получить пост в администрации президента. Причем речь даже шла не о месте советника. В СМИ Литвы прошла информация, что во время обыска на квартире Ю. Борисова были обнаружены бумаги, свидетельствующие об амбициозных намерениях главного спонсора президента стать премьер-министром. На ту же тему материал в Lietuvos rytas - "С улыбкой, зато без обоих паспортов" (имеется в виду всегда улыбающееся выражение лица Ю. Борисова). Другой подход к теме отражает Kauno diena - "За миллион покупал пост, а купил уголовное дело".

В то же время Respublika в номере за 8 ноября ставит вопрос шире: практически все побеждавшие до сих партии благодарили своих спонсоров, предоставляя последним разные льготы, а то и назначая их на ответственные государственные посты. Самый яркий пример - назначение консерваторами одного из спонсоров их партии министром экономики страны. И ничего, никакого скандала (более того, министр еще и прославился тем, что, будучи собственником фирмы, производящим квартирные счетчики для подсчитывания количества потребляемой воды, сделал своей фирме госзаказ на миллионные суммы, которые и были выплачены с бюджета). Так почему теперь за те же самые дела, которые вчера считались нормой в политической жизни Литвы, Р. Паксас должен платить головой? Разве что там речь шла о "своих", литовских спонсорах и обычных нечистоплотных махинациях, а в данном случае - о деньгах российского (мафиозного?) происхождения? Но одно из самых тяжелых обвинений, предъявляемых Паксасу (что он вообще имел какие-то обязательства по отношению к "спонсорам"), - нелогично, ибо практически все партии в Литве до сегодняшнего дня имели (и исполняли) какие-то обязательства перед своими спонсорами.

Газета не обходит стороной и Валдаса Адамкуса, во время правления которого в администрации президента и "около" пригрелось немало выходцев из США (известна помощь литовской эмиграции В. Адамкусу). Факты: Ремигиюс Гашка поддержал В. Адамкуса во время президентских выборов суммой в 63 тыс. литов, Юлиус Шмулькштис - 40 тыс. литов, Раймундас Межялис с женой - 90 тысяч литов. Результат: после победы В. Адамкуса на президентских выборах в 1997 г. все трое стали советниками президента.

Огласившая секретную справку ДГБ Литвы Respublika описывает обыски, проведенные генеральной прокуратурой в вильнюсских квартирах Юрия Борисова, а также на вилле в Тракае и в офисе его фирмы "Avia Baltika", находящейся в Каунасе. И хотя пресловутого "договора", подписанного президентом, о котором говорил в подслушанных ДГБ телефонных разговорах Ю. Борисов, найдено вроде бы не было (найдены похожие документы без подписей), все же Ю. Борисов, скорее всего, будет иметь крупные неприятности. Ему угрожает второе, намного более серьезное уголовное дело - о поставках запрещенных деталей для военных вертолетов в страны, поддерживающие терроризм (в частности, в Судан). СМИ Литвы сообщают о якобы найденных при обыске подтверждающих документах. Однако Генеральная прокуратура предпочитает отмалчиваться, пока ведется следствие.

В то же время сам Ю. Борисов уже заявил в интервью Lietuvos aidas, что он должен разочаровать любителей сенсаций: договор, о котором речь шла в преданных огласке телефонных разговорах, - не письменный, а устный. И вообще Р. Паксас не подписывал ничего, что вредило бы Литве. Версия последних дней, обсуждаемая литовскими СМИ: существует якобы не письменный договор между Ю. Борисовым и Р.Паксасом, а записи разговоров между ними. Как уже подтвердили в прокуратуре, такие записи, даже если их никто не санкционировал (можно предположить, что их делал сам спонсор Р. Паксаса), могут быть приняты в качестве вещественного доказательства.

Скандал в Литве путает карты не только самой Литве, но и США. Литва всегда считалась самой подготовленной из стран-кандидатов в НАТО. К тому же Р. Паксас собирался прибыть с официальным визитом в Вашингтон в начале декабря. Отъезд в США для встречи с президентом Джорджем Бушем в то время, когда парламентская комиссия в любой момент может признать его виноватым и начать процедуру импичмента, создает более чем щекотливую ситуацию.

Однако, очевидно, у Р. Паксаса своя тактика: делать вид, что ничего не происходит, все развеется, как дым, не менять своих планов, не оставаться "дома". Эта тактика уже проявила себя во время его визита в Бельгию и в Германию. Несмотря на советы оппозиции и даже спикера парламента отложить визиты до выяснения ситуация, Р. Паксас поехал и объяснялся с брюссельскими чиновниками лично (на встрече с натовским руководством вопрос о скандале даже стоял в центре).

Р. Паксас также не намерен отказываться от визита в США. Тем временем президент Литвы получил по дипломатическим каналам запросы из Белого дома: он должен ясно ответить на ряд интересующих американское руководство вопросов. Об этом пишет в материале "Руководителю Литвы - сигнал из Белого дома" Lietuvos rytas. Центральная газета Литвы считает, что, исходя из реакции должностных лиц США на скандал, американцы заранее знали о событиях, которые должны были разыграться в Литве (что не удивительно, если вспомнить слова шефа ДГБ Литвы М. Лауринкуса о помощи "спецслужб других государств", а также о его длительной "стажировке" в США накануне скандала).

В то же время сообщается, что и американская сторона пока не собирается откладывать давно намеченный визит Р. Паксаса. Визит должен состояться 8 декабря. К этому времени должно уже быть заключение парламентской комиссии о виновности или невиновности Р. Паксас в деле о связях с преступными структурами.

Другое сообщение на эту тему: посол США в Литве посетил Генеральную прокуратуру Литвы. Это беспрецедентный случай, ибо обычно послы этого не делают. И хотя посол объяснял журналистам, что он всего лишь обсуждал общие проблемы сотрудничества и развития двусторонних отношений, а не явился специально для выяснения связанной со скандалом ситуации из первых рук, в Литве в это мало кто верит.

ДГБ Литвы начал расследование, чтобы установить, кто передал СМИ секретную информацию ДГБ, в которой описываются возможные связи президентского окружения с международной преступностью. 1 ноября этот материал был опубликован в специальном номере газеты Respublika. Впоследствии ДГБ рассекретил этот материал.

За раскрытие государственной тайны в Литве предусмотрена уголовная ответственность - ограничение некоторых прав или лишение свободы на срок до двух лет.

Как сообщил BNS, находившийся в 7 ноября с визитом в Берлине президент Литвы категорически опроверг все подозрения в том, что президентская канцелярия якобы передала СМИ подготовленный Департаментом госбезопасности материал о возможных связях президентского окружения с международными преступниками и торговцами оружием. В сообщении пресс-службы президента обращается внимание на то, что СМИ уже ссылались на материал ДГБ до того, как этот документ был представлен самому Р. Паксасу.

"Президент Паксас считает, что эти интерпретации только нагнетают напряженность в обществе", говорится в заявлении пресс-службы президента.

Вопрос выяснения утечки информации важен не столько в отношении к конкретному скандалу (от утечки суть компрометирующей информации не меняется), сколько в более глобальном масштабе. В НАТО более чем обеспокоены тем, что в стране, которая завтра станет членом альянса, не умеют хранить государственную тайну. Эту обеспокоенность, кажется, поняли и сами литовские спецслужбы, которые занялись поиском путей утечки. Скорее всего, в ближайшем будущем в Литве будут приняты законы и меры, ужесточающие контроль за соблюдением государственной тайны.

Оппозиционный Союз либералов и центра добился своего, и сейм принял постановление, касающееся законности предоставления основному спонсору Р. Паксаса литовского гражданства. 6 ноября литовский парламент в срочном порядке обратился в Конституционный суд с просьбой выяснить, не нарушил ли закон о гражданстве и Конституцию страны декрет президента страны о предоставлении гражданства в порядке исключения Ю. Борисову. Ранее у Борисова было литовское гражданство, однако он отказался от него с целью получения гражданства РФ, а затем попросил предоставить ему литовское гражданство, при этом сохраняя российское. Борисов получил литовское гражданство в порядке исключения, при этом запрос в правоохранительные органы о претенденте не направлялся. Литовские СМИ обвиняют Ю. Борисова в том, что он скрывал свое российское гражданство, ожидая, пока его подопечный станет президентом страны.

Подозрителен и сам мотив предоставления президентом Р. Паксасом двойного гражданства своему спонсору. В качестве мотива предоставления гражданства в порядке исключения выдвигался аргумент: за особые заслуги перед Литвой. Однако в качестве таковых указывались несколько благотворительных акций, создание 200 рабочих мест и даже уплата налогов. В СМИ Литвы говорилось, что на таком основании любой российский предприниматель, имеющий дело в Литве, мог бы претендовать на двойное гражданство.

Конституционный суд (КС) обязан рассмотреть обращение сейма вне очереди. У КС есть право остановить действие любого закона или правового акта, если он противоречит конституции страны (BNS).

Respublika сообщает о намерении Генеральной прокуратуры Литвы допросить президента страны Роландаса Паксаса. Причем речь вовсе не идет об обвинении. Как заявил заместитель генпрокурора Литвы Гинтарас Ясайтис, президента намечается допросить в качестве свидетеля. Однако впоследствии его статус может измениться, что будет зависеть от результатов допроса. Скажем, руководитель страны может быть признан не только обвиняемым, но и потерпевшим (учитывая угрозы в его адрес).

В ходе досудебного расследования уже допрошены советники президента Ремигиюс Ачас, Даля Кутрайте-Гедрайтене, другие должностные лица.

Генпрокуратура начала досудебное расследование относительно преступной деятельности, предусмотренной в пункте 1 статьи 287 Уголовного кодекса (УК) Литвы (угрозы государственному служащему (в этом случае президенту) с целью добиться своекорыстных целей). По этой статье и предъявлены подозрения Ю. Борисову.

Состоится ли допрос Р. Паксаса? Это зависит от воли самого президента. Президент Литвы обладает правом отказаться от явки на допрос. Его также нельзя вызвать на заседание суда.

В случае согласия Р. Паксаса его допросит судья Второго участкового суда г. Вильнюса. Причем президент страны не будет являться в суд или в прокуратуру: в случае его согласия сам судья должен согласовать время и прибыть в условный час на прием в администрацию президента для проведения допроса.

Генпрокуратура, в свою очередь, намерена просить согласия президента на то, чтобы в допросе принял участие и прокурор. Однако Р. Паксас может и от этого отказаться. Тогда прокуратура заранее подготовит для него вопросы. Как сообщили в администрации президента, Р. Паксас на время своего президентства обладает абсолютной неприкосновенностью и не может быть судим ни при каких обстоятельствах.

По сообщению BNS, 8 ноября "Союз Отчизны" (СО) провел внеочередной партийный съезд, посвященный политическому кризису в стране. Руководитель СО Андрюс Кубилюс: "Мы считаем, что у президента Литвы Роландаса Паксаса больше нет морального права выполнять свои обязанности. Бесчестное стремление любой ценой остаться на президентском посту при потере морального авторитета будет означать только то, что хозяева президента не позволяют ему поступать по-мужски и честно".

Как считает лидер литовских консерваторов, единственный выход из политического кризиса - добровольный уход Р. Паксаса с поста президента еще до обнародования заключения парламентской комиссии. А. Кубилюс: "Уже известных фактов достаточно для такого решения президента. Тем более, что к этому времени комиссия не опровергла преданные огласке факты".

А вот что говорится в общем заявлении съезда "Союза Отчизны": "Президент подвел Литву к опасной черте "мафиозной диктатуры". Влияние нечистых российских денег и специальных служб достигли опасно высокого уровня... Наше государство теряет доверие нас поддерживающих государств. Они не могут быть уверены, что из кабинетов наших высших должностных лиц информация не уйдет в третьи страны".

С другой стороны, очевидно, что консерваторы пытаются заработать очки на скандале, выступая в качестве верховных судей. Скандал им также выгоден, потому что таким образом перестали говорить об их роли в подписании заведомо убыточного для Литвы договора о продаже Мяжейкяйского нефтекомплекса американцам.

В ответ на выпады правых администрация президента ответила, что президент уже заявил, что не нарушил ни Конституции, ни единого закона Литвы. Пресс-атташе президента Росвальдас Горбачевас: "Мы ничего нового не услышали. Эти обвинения постоянно звучали с уст консерваторов". Либерал-демократы, президентская партия, потребовала также после таких заявлений А. Кубилюса вывести его из членов парламентской комиссии по расследованию дела.

В то же время один из правых, но держащийся от них особняком, бывший советский политзаключенный Антанас Терляцкас озвучил уже давно ходящую версию происходящего: "Нужно сначала доказать, а уже после этого требовать процедуры обвинения. Это стремление как-нибудь предоставить возможность стать президентом Артурасу Паулаускасу". Такая версия вполне логична: если вдруг Р. Паксас будет отстранен от должности, кандидатура спикера сейма, выступившего в этой истории в связке с генеральным директором ДГБ Литвы и, по сути, взявшим на себя роль главного двигателя процесса, - более чем реальна.

"Паксасгейт" в мировой прессе

Lietuvos rytas анализирует реакцию на "паксасгейт" в мировых СМИ. Ежедневная толстая газета обращает внимание на различную степень внимания к скандалу в разных странах. Больше всех о событии пишет соседняя Польша. В частности, цитируется мнение газеты "Rzeczpospolita": "Однако, независимо от того, как закончится скандал, Роландас Паксас, скорее всего, уже не будет политическим авторитетом в Литве. Он может и дальше быть президентом, однако его роль будет резко ограничена. Его предшественники - Альгирдас Бразаускас и Валдас Адамкус - имели необычайно сильную позицию в государстве, больше той, которую предусматривает Конституция. Р. Паксас такой возможности уже не имеет и, если останется президентом, скорее всего, окажется в тени премьера А. Бразаускаса".

В то же время польская газета считает, что связи советника Р. Паксаса с российскими предпринимателями свидетельствуют, что в России есть силы, которые хотят оказывать влияние на политическую ситуацию в Литве. Речь даже идет о том, чтобы навредить Литве в ее намерении стать членом ЕС и НАТО.

С другой стороны, такие цели обречены на провал, ибо Литва - демократическое государство. Это не авторитарная страна, где всем правит президент. Тогда "карманный президент" действительно был бы трагедией для страны - это означало бы потерю независимости. Однако Литва демократическое государство, где есть разные ветви власти - сейм, правительство, ДГБ и другие институты, которые взаимно контролируют друг друга. И то, что происходит сегодня в Литве, - парадоксальным образом означает доказательство существования демократии.

Немалое внимание к "паксасгейту" проявляют и французские СМИ. "Политическая буря", "Взрывообразный раппорт службы безопасности", "Очень тяжелый кризис", "Литовский "Уотергейт" - таковы названия материалов в СМИ Франции. Le Monde печатает статью "Литовский президент обвиняется в связях с мафией". Однако уже по многим из этих названий видно, что французские журналисты не столько пытаются проникнуть в суть дела, сколько ищут скандальной темы, сенсации.

Резким контрастом здесь служат СМИ Великобритании. Здесь материалы о скандале ограничиваются строчкой-двумя. Похожая ситуация в Германии. Географически самая близкая к Литве из западноевропейских стран, Германия не спешит делать сенсации из происходящего. "Давление на литовского президента" (материал в Frankfurter Rundschau). Или безличное: "Афера, касающаяся мафии в Вильнюсе" (Frankfurter Allgemeine Zeitung).

Труднообъяснимо отсутствие интереса к "паксасгейту" в скандинавских странах, которые исторически покровительствуют Прибалтике, а сегодня имеют там и серьезные финансовые интересы (достаточно сказать, что шведский капитал владеет крупнейшим литовским банком, контролирует крупнейшую компанию мобильной связи). Тем временем самая солидная газета Швеции "Dagens nyheter" печатает материал о скандале в Вильнюсе на 17-й странице.

Что касается США, то, за исключением публикации в The New York Times, интерес американских СМИ к литовскому скандалу близок к нулю. В публикации в New York Times утверждается, что, согласно сведениям ДГБ Литвы, Литва использовалась как страна для нелегальной торговли оружием.

Эксперты ЮНЕСКО: эксплуатация нефтяной платформы Д-6 недопустима без международной экологической экспертизы

В Литве очень критически отнеслись к приему Россией экспертов ЮНЕСКО, прибывших изучить возможные негативные воздействия на окружающую среду нефтеплатформы Д-6, стояшейся "ЛУКОЙЛом" в Балтийском море недалеко от литовских берегов. СМИ Литвы прежде всего подчеркнули, что экспертов ЮНЕСКО Россия даже не подпустила к самой платформе и не предоставила необходимую документацию.

Сами выводы экспертов тоже не вызывают энтузиазма у литовцев. Эксперт центра по охране мирового наследия ЮНЕСКО Бернд фон Дросте Хюльсхоф (Bernd fon Droste Hulshof): "Эта рабочая группа имела возможность ознакомиться со спецификой работы на платформе и установила, что определенное загрязнение окружающей среды возможно". Об этом представитель ЮНЕСКО заявил 6 ноября на пресс-конференции.

4 ноября эксперты ЮНЕСКО посетили национальный парк на Куршской косе, а затем последовали в Калининградскую область. Там состоялась трехсторонняя дискуссия (Россия, Литва, ЮНЕСКО). Как сообщает ELTA, Литва и ЮНЕСКО выступили в связке, заявив, что конвенция по охране мирового наследия требует, чтобы государство, член конвенции, не производило действий, которые могли бы прямо или косвенно воздействовать на объекты, включенные в список мирового наследия, находящиеся на территории другого государства. Литва предлагает России совместно обратиться в ЮНЕСКО с просьбой произвести международную экспертизу объекта Д-6. Литва также предлагает признать Балтийское море "чувствительной зоной" и установить мораторий на новые разработки нефтяных месторождений в нем.

Бернд фон Дросте Хюльсхоф также был категоричен в оценке подготовки к возможной аварии как в отношении российской, так и литовской стороны: "Нашей целью было установить, было ли оценено общее воздействие на окружающую среду. Вот наш ответ: такой оценки не было, и подготовки к возможной экологической аварии с российской и с литовской стороны нет".

В то же время эксперт ЮНЕСКО подчеркнул одностороннюю заинтересованность России только в безопасности своих собственных территорий. "Если выльется нефть, это может иметь последствия для всей Куршской косы, а не только для российской нефти". В связи с этим высказыванием дающий эту информацию BNS делает следующий вывод: "Согласно эксперту, русские думают только про безопасность с российской стороны, но не о безопасности всей Куршской косы и Балтийского моря".

Что касается намерений "ЛУКОЙЛа" начать эксплуатацию Д-6 исходя из своих собственных соображений, то комиссия ЮНЕСКО всецело поддерживает в этом вопросе позицию Литвы, которая выражается в "запрете" на такие действия российского концерна, пока не будет получено всесторонней экспертизы западных специалистов. "Добыча нефти не может быть начата ранее, чем будет подписана оценка общего воздействия на окружающую среду", - сказал Бернд фон Дросте Хюльсхоф.

Литва - одна из наиболее подготовленных для вступления в ЕС стран

5 ноября Гюнтер Фергойген, член Европейской комиссии, ответственный за расширение ЕС, зачитал рапорт об уровне готовности стран-кандидатов к вступлению в Европейский союз. Литва стоит в этом списке на втором месте, пропуская вперед только Словению. Эта новость приводится всеми литовскими СМИ: на фоне скандала вокруг администрации президента, который, по мнению многих экспертов, повредил международному имиджу Литвы, такая радостная новость несколько корректирует образ страны. Словении было дано замечание лишь в одной области, Литве - в двух. Эстония - третья. А Латвия имеет пять замечаний. По иронии судьбы Польша, которая всегда выступала в качестве полпреда Литвы на Западе, занимает последнее, десятое место в этом списке.

Речь, однако, не идет о недоработках, которые могли бы лишить страны возможности стать полноправными членами ЕС с 1 мая 2004 года.

Что касается недоработок Литвы, то они касаются двух областей: больше внимания уделять контролю над рыболовством и признанию дипломов других государств (имея в виду свободное перемещение людей). Как ни странно, но такие актуальные для Литвы проблемы, как отмывание денег, проблема интеллектуальной собственности, ситуация в сельском хозяйстве, не были оценены в качестве определяющих место страны "недоработок" (в докладе о них лишь было упомянуто).

Между тем Польша, имеющая недоработки сразу в девяти областях и являющаяся самой крупной среди кандидатов в ЕС, с населением в 40 млн. человек, была подвержена острой критике со стороны Европейской комиссии. До сих пор не приняты нужные законы, не подготовлен механизм распределения средств из фондов ЕС фермерам, страна отстает в областях, касающихся свободного перемещения людей, гигиенических стандартов, контроля над безопасностью продуктов питания и т.п. Как заявил руководитель Европейского комитета Литвы Пятрас Ауштрявичюс, Литва заинтересована, чтобы за время, которое осталось до вступления в ЕС, Польша эти проблемы решила. Иначе после вступления обеих стран в ЕС беды Польши могут повернуться против Литвы (Lietuvos rytas).

Политический кризис не будет иметь влияния на "фантастические" темпы роста литовской экономики

Об этом заявили аналитики Вильнюсского банка, крупнейшего банка Литвы. Шведская банковская группа SEB, являющаяся собственником Вильнюсского банка, посчитала, что валовой внутренний продукт (ВВП) Литвы будет продолжать увеличиваться, и его рост за весь 2003 г. составит 7,5%. В 2004 г. рост литовской экономики будет 6,7%, а в 2005 г. - 7%. По мнению шведских банкиров, страны Прибалтики в ближайшие годы будут представлять собой наиболее быстро экономически развивающийся регион Европы. Например, объем одних лишь строительных работ в Литве за год увеличился на 15,7% (Lietuvos žinios).

Между тем, таким успехам можно удивляться, если сравнивать Литву почти с нулевым ростом экономики в западноевропейских странах. Однако если сравнивать цифры роста литовского ВВП с Россией или даже и Украиной, то картина отличается не сильно. В Китае эти темпы достигают 9%. Другое дело, что экономика Литвы должна получить новый толчок после слияния с ЕС, когда на ее территории станут действовать давно отработанные и безопасные для западных инвесторов законы Евросоюза.

Главный импортер Литвы - Россия (статистика экспорта-импорта Литвы за 9 месяцев)

Как сообщил Департамент статистики, объемы литовского экспорта за девять месяцев текущего года по сравнению с таким же периодом прошлого года выросли на 8,1%. В то же время рост импорта отстает - 4,3%. В денежном выражении, по предварительным данным таможенных деклараций, в январе-сентябре текущего года было экспортировано товаров на 16.040 млрд. литов, а импортировано в Литву товаров на 21.378 млрд. литов.

Таким образом, внешнеторговый дефицит Литвы за девять месяцев составил 5.338 млрд. литов. Это на 5,6% меньше, чем в прошлом году. Рост экспорта в текущем году в целом прогнозируется в районе 10-15%.

На первом месте в списке стран, куда поступают литовские товары, стоит Швейцария. Это, на первый взгляд, странное обстоятельство легко объясняется львиной долей продукции нефтяного концерна Mazeikiu nafta в экспорте Литвы. Отныне экспорт нефтепродуктов идет через Швейцарию: 11,5% литовского экспорта. Россия - на втором месте (10,7 %). Германия на третьем (10%), за ней Латвия (9,8%).

А вот, для сравнения, список важнейших стран, из которых поступает импорт в Литву: здесь и далее лидирует Россия (22,3%), на втором месте - Германия (16,3%), на третьем - Польша (5,1%), на четвертом - Италия (4,3%).

Экспорт рос в основном за счет поставок товаров в страны-кандидаты ЕС. Экспорт в государства ЕС в январе-сентябре по сравнению с таким же периодом 2002 года сократился на 7,4%, в страны СНГ - на 9,4%, а в девять стран-кандидатов в ЕС, наоборот, вырос на 11,4%.

В совокупности больше всего товаров в текущем году было экспортировано в страны ЕС (42,1%), в СНГ - только 17 %. Что касается импорта, то здесь различие между импортом из ЕС и СНГ не столь впечатляющее: из ЕС импортировано 45,2% всех импортированных товаров, из стран СНГ - 25,4%.

Импорт за девять месяцев рос по всем направлениям: из государств ЕС он увеличился на 4%, из государств СНГ - на 3,7%, из стран-кандидатов в ЕС - на 11,9% (BNS).

Пустеет единственный в Литве русскоязычный город

В связи с приближающимся закрытием Игналинской АЭС, которого требует ЕС, из Висагинаса, города, где находится ИАЭС, уезжают русскоязычные работники. Проблема интеграции русскоязычных в литовскую среду осложнена еще и тем, что на русскоязычном островке в Литве, где нет возможности окунуться в литовскоязычную среду, довольно трудно освоить государственный язык. В российских СМИ говорилось о "десяти тысячах" уехавших. Однако служба миграции Литвы уточняет цифры. По официальным данным, в 2001 году из Висагинаса уехали в другие страны 393 человека, а прибыли из других стран - 96; в 2002 году убывших было 494, прибывших - 144. За 9 месяцев 2003 года убыл 391 человек, прибыло 262. За три года всего уехало 1278 человек, прибыло 502 человека. За счет миграции численность населения уменьшилась на 776 человек.

Интересны данные о гражданстве жителей города атомщиков. В 2001 году от гражданства Литвы добровольно отказались 22 висагинца, а еще 119 человек были лишены его. Причина лишения гражданства - принятие гражданства РФ (в основном). Согласно литовским законам, человек лишается гражданства, если, будучи гражданином Литвы, принял гражданство другого государства. В 2002 году гражданства таким образом был лишен 121 житель Висагинаса, а 46 отказались добровольно. За 9 месяцев 2003 года поступило 21 прошение об отказе от гражданства, 45 человек были лишены его автоматически. Всего за 3 года 285 человек были лишены литовского гражданства, добровольно отказались 89.

По данным службы по предоставлению гражданства, в последнее время наметилась тенденция к увеличению количества просьб о принятии литовского гражданства от лиц, отказавшихся от российского, украинского или белорусского гражданства. Такая тенденция может быть обусловлена надеждами, связанными со вступлениями Литвы в ЕС. С другой стороны, Евросоюз обещал помочь в решении социальной проблемы Висагинаса (население должно перепрофилироваться за общественный счет). Не нужно также забывать и о том, что в последний год в Литве стали серьезно поднимать вопрос о "ядерном" будущем Литвы - о строительстве нового типа АЭС на месте старой, чернобыльского типа.

Рейтинг доверия к общественным институтам за октябрь

Согласно опросу, проведенному в октябре, больше всего доверия у литовских граждан вызывают СМИ (71%), на втором месте - Литовский банк (60%), на третьем - церковь (58%). Далее министерство охраны края, то есть министерство обороны (57%) и администрация президента (51%). Скандал вокруг президента и его администрации имел место только в конце октября, поэтому, скорее всего, опрос еще не отражает возможных изменений в рейтинге доверия к аппарату президента. Не шестом месте - "Sodra" (пенсионный фонд) с 51%, далее - местные самоуправления (48%). Полиция - на девятом месте (38%), государственный контроль - 36%, правительство - 35%. Доверие литовцев к коммерческим банкам все еще невелико - 34% Меньше всего доверяют судам (26% опрошенных), таможне (24%) и сейму (22%). Опрос проводился фирмой "Baltijos tyrimai" (Lietuvos žinios).