Эксперт: Торможение реинтеграции постсоветского пространства может расцениваться как национал-предательство
В ходе состоявшегося 29 апреля в Минске заседания Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств
ИА REGNUM: Судя по последним заявлениям Александра Лукашенко, создание Евразийского союза находится под угрозой?
Саммит лидеров стран-участниц
Подобная неспешность была ожидаема, поскольку Российская Федерация не готова делиться своей рентой с природных ресурсов, прежде всего - с нефти и газа (речь идет о нескольких десятках миллиардов долларов в год), поэтому настаивает на соответствующих изъятиях и ограничениях для торговли внутри ТС. С другой стороны, такие задержки вызывают разочарование у других участников ТС - как реальных, так и потенциальных: с момента распада СССР на постсоветском пространстве стартовала уже дюжина экономических интеграционных объединений, но реальный эффект от них до сих пор удивительно скромный. В одном из наиболее успешных объединений - Таможенном союзе - только Белоруссия показывает высокую степень интеграции: в общем объеме её внешнего товарооборота торговля со странами ТС составляет 50,7% по итогам 2013 г. Для сравнения: у России этот показатель составляет 7,5%, у Казахстана - 18,4%. При этом общий товарооборот в рамках Таможенного союза снизился за год на 0,4%.
ИА REGNUM: С учётом изъятий и ограничений в будущем Евразийском союзе, интеграция с Россией и Казахстаном для Белоруссии привлекательна?
Перспективы интеграции для Белоруссии сейчас выглядят следующим образом: страна продолжит активно участвовать в создании и развитии
Вопрос равных условий хозяйствования мог бы быть решен оперативнее, если бы Белоруссия согласилась продать свой нефтеперерабатывающий комплекс российским финансово-промышленным группам. Однако Минск это рассматривает как акт экономического вымогательства своих "голубых фишек" в преддверии полноценной интеграции. Кроме того, передача прибыльных активов в руки российских олигархических групп чревата рисками для социально-экономической стабильности в стране. Эти опасения только усилились после скандального развала белорусско-российского калийного картеля в прошлом году по инициативе "
Со стороны Кремля также ощущается недоверие к официальному Минску в политическом аспекте, усилившееся после непризнания Белоруссией независимости Южной Осетии и Абхазии, а также сдержанной позиции касательно украинского кризиса. Кроме того, у сторон разный взгляд на принципы интеграции: Российская Федерация старается буквально скопировать технологии
Сближение этих парадигм, особенно в условиях взаимного недоверия, - процесс длительный и болезненный. Однако, учитывая нарастание санкций и военно-политического давления Запада на Российскую Федерацию, можно прогнозировать постепенное переформатирование российских элит в сторону сближения их позиций с белорусской. Искусственное торможение реинтеграции постсоветского пространства, вполне возможно, вскоре будет расцениваться как акт "национал-предательства", поскольку экономические конфликты с собственными союзниками могут оказаться более дорогими, чем вопрос таможенных изъятий и ограничений. В этом случае России предстоит очередная трансформация своих властных и экономических элит, а также передел собственности с акцентом на национализацию.