Общая сумма выявленных нарушений при строительстве казанского метрополитена в 2012-2013 годах составила 411,8 млн рублей. Основная доля нарушений связана с использованием собственности.

Об этом было заявлено на заседании коллегии Счетной палаты Татарстана. По информации аудитора Ильнура Мубаракова, в указанный период общий объем средств на возведение метро с учетом поступлений из федерального бюджета составил 8 млрд 143,9 млн рублей. Были введены в эксплуатацию станции "Яшьлек", "Северный вокзал", "Авиастроительная", протяженность линии увеличилась до 17,31 км.

Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе СП РТ, более 90% средств заказчиком, функции которого выполняет Дирекция по строительству подземных транспортных сооружений, были направлены на оплату выполненных работ основным подрядчикам ОАО "Казметрострой" и Институту "Татинвестгражданпроект", оставшаяся часть использована на закупку оборудования для продления первой линии метро от станции "Проспект Победы" до станции "Дубравная". При этом в проверяемом периоде продолжались работы по достройке объектов первого участка первой линии, введенных в эксплуатацию с 2005 года. Всего к оплате были приняты работы на общую сумму 637,4 млн рублей.

При этом общая сумма выявленных нарушений составила 411,8 млн рублей. Среди претензий ревизоров - отсутствие результативного использования бюджетных средств и имущества, искажение отчетности. В частности, распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений были предусмотрены изъятие из оперативного управления Дирекции и передача в муниципальную собственность подземных стоянок на станциях метро "Кремлевская", "Площадь Тукая" и "Горки". Однако на момент проверки объекты общей стоимостью 298,8 млн рублей все еще числились в составе незавершенного строительства дирекции. При этом автостоянка на станции "Горки" используется ИП М. Акулов в качестве платной парковки для автомобилей, а взаимоотношений с предпринимателем дирекция не имеет. Автостоянка на станции "Кремлевская" используется в качестве бесплатной парковки.

По итогам проверки было устранено нарушений на сумму 323 млн рублей. По заверению заместителя начальника Дирекции по строительству подземных транспортных сооружений Константина Салиева, в настоящее время принимаются меры по устранению нарушений в полном объеме. Все автостоянки уже переданы Минземимущества для дальнейшей передачи на баланс исполкома Казани.

Как следует из материалов Счетной палаты, согласно контрактам по технологическому присоединению энергетических установок для электроснабжения станций "Яшьлек" и "Северный вокзал", ОАО "Сетевая компания" обязалось завершить работы до 25 октября 2012 года. Оплата дирекцией произведена в полном объеме. На момент проверки контракты не исполнены ввиду отсутствия заключения Приволжского управления Ростехнадзора о соответствии.

Кроме того, на балансе дирекции числилось электротехническое оборудование общей стоимостью 22,9 млн. рублей, фактически смонтированное и уже несколько лет используемое МУП "Метроэлектротранс" на станции "Яшьлек". Как пояснил Салиев, по итогам проверки в Минстрой и Минземимущества передано соответствующее обращение дирекции о передаче оборудования на баланс Метроэлектротранса.

После проведения обмеров объемов выполненных строительно-монтажных работ на станции "Северный вокзал" ревизорами установлены факты завышения стоимости строительно-монтажных работ на сумму 1,3 млн рублей. Так, с подрядчиком ООО "Апекс-Татарстан" расплатились за установку 490 нержавеющих решеток Aquastok, хотя фактически установлено лишь 137. В ходе проверки был составлен акт на снятие суммы по фактически невыполненным работам, в институт ГУП "Татинвестгражданпроект" направлено письмо о внесении изменений в проектную документацию.

В аудиторском отчете фигурируют также факты ненадлежащей претензионной работы со стороны дирекции за нарушения условий контрактов. Например, по 9 контрактам на общую сумму 773 млн рублей были нарушены сроки выполнения работ, в ряде случаев они просрочены на 750 дней. Свое право по взысканию пени за нарушения условий контрактов дирекции в полном объеме не использовала. Расчетная сумма неустойки составила более 78 млн рублей.

"Это уже четвертая наша проверка дирекции, последнюю из них Счетная палата проводила в 2012 году, - сообщил аудитор Мубараков, - и допущенные ранее нарушения и замечания устранены. По итогам нынешнего аудита дополнительно ожидается устранение нарушений на сумму более 88 млн рублей".

По результатам проверки принято решение проинформировать Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана и направить представление в Дирекцию по строительству подземных транспортных сооружений для принятия мер по устранению выявленных нарушений. Материалы проверки передаются в прокуратуру Республики Татарстан.