В Санкт-Петербурге в один день открываются два вернисажа, посвященные 40-летию начала строительства БАМа. Как сообщает сегодня, 29 апреля, корреспондент ИА REGNUM, в Центральном музее железнодорожного транспорта Российской Федерации открывается новая экспозиция "Байкало-Амурская магистраль: 40 лет с начала строительства", а в Музее политической истории - выставка.

Выставка включает большой объем фотографий, полученных от участников строительства дороги, натурные предметы, документы, значки и медали, сувениры. Центральное место экспозиции занимает интерактивная карта трассы БАМа с указанием Транссибирской магистрали, политико-административным делением, с отмеченными месторождениями полезных ископаемых и местами расположения тоннелей.

В организации экспозиции приняли участие проектные институты ОАО "Ленгипротранс", ОАО "Ленметрогипротранс" и ОАО "Ленметрострой".

Выставка о БАМе открывается и в Музее политической истории. Она призвана показать магистраль как масштабный экономический и идеологический проект, объяснить его значение для страны и целого поколения, напомнить о значительном вкладе ленинградцев в строительство.

Подлинные экспонаты отражают всю грандиозность и сложность возведения дороги, демонстрируют инженерно-технические возможности разных эпох. Оригинальное архитектурно-художественное оформление выставки поможет окунуться в атмосферу 70-80-х годов прошлого века, познакомиться с героями и простыми строителями БАМа, с их жизнью и бытом.

Посетители заглянут в стилизованное "купе" железнодорожного вагона, пройдут по визуальному "тоннелю", попадут в "избу" строителя. Богатейшая коллекция материалов о строительстве БАМа - от первого колышка до последнего забитого в шпалу "золотого" костыля - была собрана сотрудниками Музея политической истории России в 1970-1980-е годы во время экспедиций на стройку.

Вступительный раздел выставки рассказывает об истории проекта железной дороги "от Байкала до Амура", уходящего корнями в ХIХ столетие, когда началось активное обустройство Сибири и Дальнего Востока. Советское руководство возродило идею в 1932 году, в связи с чем на Дальнем Востоке был создан БАМлаг. Один из ярчайших экспонатов в этом разделе - грандиозное шелковое панно размером 4х6 м - подарок И.В.Сталину от работниц железнодорожного депо станции Шепетовка - изображает карту Советского Союза, испещренную линиями железных дорог, демонстрируя, по замыслу авторов, магистральный путь победившего социализма. О труде заключенных на БАМе рассказывают материалы, размещенные в стилизованном вагоне-"теплушке".

Основной раздел экспозиции начинается с рассказа о возобновлении исследовательских, а затем и строительных работ на БАМе в 1960-1970е годы. Брезентовая палатка, кровать и стол, рабочие инструменты в комплексе "Лагерь изыскателей" воссоздают обстановку жизни и труда. Многие поселки и станции магистрали возводились союзными республиками или отдельными городами. Так, москвичи возводили столицу БАМа - Тынду. Трудились здесь и военные строители - они строили восточный участок до Комсомольска-на-Амуре. Заключительный раздел выставки посвящен современному состоянию дел на БАМе и перспективам его развития.

Напомним, что в 8 июля 1974 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали" протяженностью 3145 км от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре, а также второго пути железнодорожных линий Тайшет-Лена и Тында-Беркакит. В 1989 году Байкало-Амурскую магистраль сдали в постоянную эксплуатацию в объеме пускового комплекса. В 1997 году дорога была реорганизована, часть вошла в состав Восточно-Сибирской железной дороги, а часть - в состав Дальневосточной. В 2003 году строительство БАМа было завершено постройкой Северомуйского тоннеля.