Александр Лукашенко 22 апреля выступил с ежегодным посланием к белорусскому народу и Национальному собранию (парламенту) Белоруссии. В начале доклада и сразу же после него руководитель постсоветской республики обстоятельно остановился на "русском вопросе", заявив, что проблема притеснения русских и русскоязычных в Белоруссии создаётся провокаторами, деятельностью которых займётся КГБ. Он подчеркнул: "Нас пугают: завтра Путин придёт, захватит. Ещё раз повторяю: откуда бы кто-то ни пришел, мы будем за свою страну сражаться. А в ответ некоторым говорю: если сюда придёт Путин, то неизвестно, на чьей стороне будут воевать русские. Поэтому не надо нас пугать Путиным, Россией, и прочее. Здесь нет проблем у России. Нет! Есть отморозки, и в России - тем более, на этой волне". Похожие страхи выказывают и номинальные оппоненты бессменного руководителя республики из числа прозападной оппозиции, в частности - руководитель нацистской "Партии "Белорусского народного фронта" Игорь Ляльков. Не настал ли период активной демонизации русских в Белоруссии? На этот вопрос 28 апреля корреспонденту ИА REGNUM ответил белорусский политолог Николай Радов.

"Александр Лукашенко пытается продемонстрировать Москве, что он по-прежнему на стороне России, несмотря на переговоры с Александром Турчиновым и отказ поддержать идею о федерализации Украины, - считает Радов. - В действительности бояться "прихода в Белоруссию Путина" ему не стоит, потому что республика и так практически полностью зависит от восточного соседа. Остается лишь формальная независимость по Конституции, а в остальном можно сказать, что республика является частью Российской Федерации".

По мнению эксперта, нет оснований для вывода о том, что в Белоруссии осуществляется или планируется масштабная кампания по дискриминации русских. "Этого не было ни в девяностых, ни сейчас, - сказал белорусский политолог. - Есть отдельные попытки поднять престиж белорусского языка и культуры, но они не находят широкого отклика. Поэтому белорусское руководство абсолютно не беспокоится по поводу российских претензий по данному поводу".

"Что касается фразы о том, что неизвестно, за кого будут воевать русские, то это лишь очередная попытка доказать, что белорусы и русские настолько близки, что никто друг с другом воевать не будет. Я думаю, что и с Украиной будет то же самое", - сказал эксперт.

Радов отметил также, что не стоит придавать слишком большого значения эмоциональным всплескам Лукашенко и пассажам в его речах, подготовленных специалистами госагитпропа. Геополитический вес Белоруссии всем известен, и "власти не намерены рубить сук, на котором сидят", подчеркнул эксперт.

Напомним, официальный Минск долго воздерживался от признания "нового киевского правительства", сформированного прозападной оппозицией после свержения Виктора Януковича и признанного Евросоюзом и США, но не получившего признания со стороны юго-восточных регионов и России. До 23 марта официальный Минск не продемонстрировал однозначного отношения к итогам крымского референдума 16 марта, а также к вхождению Крыма и Севастополя в состав России. Несколько представителей "новых киевских властей" заявили о признании своей легитимности официальным Минском, однако МИД Белоруссии не подтвердил и не опроверг достоверность этих заявлений. В конце марта Лукашенко заявил о категорическом неприятии идеи федерализации Украины и 29 марта встретился в Белоруссии с одним из лидеров "новых властей Украины" Александром Турчиновым, которого Лукашенко именует "президентом".

Как сообщало ИА REGNUM, официальный Минск выказал намерение заработать на оборонных заказах Российской Федерации после того, как "новые власти Украины" отказались от поставок в РФ продукции ВПК. Данная проблематика обсуждалась 1 апреля в Минске на переговорах переговоры Александра и Виктора Лукашенко с зампредом правительства РФ Дмитрием Рогозиным, курирующим вопросы ВПК. Во время переговоров Рогозин предложил разместить российские заказы на белорусских предприятиях и активизировать отраслевые кооперационные связи, отметив, "что наработано было в российско-украинских отношениях в области оборонно-промышленного сотрудничества, на высоком уровне было создана промышленная группа - сейчас всё это просто режется с украинской стороны по принципу "я назло бабушке себе уши отморожу". Накануне госконцерн "Укроборонпром" прекратил сотрудничество с российскими партнёрами и остановил поставки своей продукции в Россию, получив соответствующее предписание от "новых властей Украины".

После этого на заседании Совета законодателей Владимир Путин заявил, что Россия сможет обойтись без поставок продукции украинского ВПК - денег хватит и на размещение заказов на других предприятиях, и на инвестиции в Крым. "Разница в том, что Россия и ее ОПК в состоянии и по финансовым соображениям, и по технологическому уровню осуществить так называемое импортозамещение", - сказал Путин. Он отметил также, что России потребуется 1,5-2 года на реализацию планов "импортозамещения", а ВПК Украины разрыв отношений с российскими партнерами "скорее всего, приведет к катастрофе", т.к. РФ является основным потребителем данной украинской продукции.