На пленарном заседании 29 апреля верхняя палата российского парламента приняла так называемый "закон о блогерах", устанавливающий особый порядок учета публикаций в социальных сетях и на персональных сайтах, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Содержание документа и целесообразность его принятия стали предметом оживленной дискуссии среди сенаторов.

Согласно закону, блогером считается "владелец сайта и (или) страницы сайта в сети "Интернет", на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети "Интернет". Он обязан проверять достоверность публикуемых сведений, оперативно удалять ложную информацию и раскрывать свои персональные данные ("фамилию и инициалы, электронный адрес для направления юридически значимых сообщений"). Обязанность предоставлять "информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и информацию о таких пользователях" ложится "организатора распространения информации", например, владельца социальной сети. Отказ от предоставления этих сведений по запросу федерального органа грозит оператору административным штрафом до 500 тысяч рублей, а повторный отказ - приостановкой деятельности до 30 суток.

Если посещаемость сайта или блога падает и в течение трех месяцев составляет менее 3 тысяч просмотров, ресурс может быть исключен из реестра по заявлению владельца, говорится в документе, при отсутствии заявления сайт выбывает из списка через шесть месяцев.

Действие закона "не распространяются на граждан (физических лиц), осуществляющих деятельность для личных, семейных и домашних нужд", перечень "нужд" определяется правительством РФ. Ему же предстоит утвердить методику расчета посещаемости сайтов и определить федеральный исполнительный орган, ответственный за работу с блогерами.

Как пояснили корреспонденту ИА REGNUM в правовом управлении Совета Федерации, речь не идет о приравнивании блогов к СМИ, как ошибочно полагают многие журналисты, документ лишь вводит особый порядок учета электронных ресурсов.

Как отметил, представляя документ, глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, отдельные положения этого закона несовершенны и юридически не точны, тем не менее, законодательное регулирование в данной сфере необходимо, поскольку в отсутствии законодательной базы "совершать наезды" на пользователей интернета гораздо проще. По его словам, члены Совета по правам человека при президенте РФ разделяют это мнение.

По словам представителя Роскомнадзора Максима Ксендзова, под действие закона попадут несколько тысяч блогеров. Сенатор от Владимирской области Антон Беляков привел свои данные, согласно которым аудиторию, превышающую 3 тысячи посещений в сутки, имеют несколько сотен интернет-ресурсов, в том числе те, которые не занимаются распространением общественно значимой информации. Беляков предложил коллегам "хорошо подумать" и не принимать "сырой" документ. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко обратила внимание сенаторов на то, что подобные документы существуют во многих странах, а "отсутствие регулирования хуже несовершенного регулирования", поскольку дает поле для незаконного ограничения прав граждан. Она считает, что через несколько лет можно будет вернуться к законопроекту и уточнить его формулировки. В итоге верхняя палата приняла документ 137 головами при 3 воздержавшихся и 1 проголосовавшем "против". Сенаторы также приняли решение создать рабочую группу и обсудить результаты действия закона через полгода.

Напомним, федеральный закон № 428884-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей" был одобрен Государственной думой 22 апреля. 28 апреля профильный комитет Совета Федерации рекомендовал его к принятию. Отметим, что в заседании участвовал глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов, которому были даны все разъяснения по содержанию документа.