Все опасения, которые десять лет назад высказывались по поводу минусов от вступления Латвии в Евросоюз, подтвердились. Об этом порталу Delfi заявил глава Общества юристов Айвар Боровков. "Политическая культура или бескультурье настолько велики, что правящая элита, обращаясь к обществу, считает общество глупым. И поэтому обществу нужно лгать. Самое мерзкое - что тебя считают идиотом", - сказал Боровков.

По словам юриста, десять лет назад он настаивал на необходимости открыто обсуждать критические аспекты евроинтеграции. "Прежде всего, власть освободилась от ответственности, кому-то делегировав часть своих функций. Во-вторых, мы получили группку высокооплачиваемых европейских бюрократов, которых мы видим раз в пять лет. По-моему, та реклама, которую мы сейчас везде видим, унижает самих евродепутатов", - отметил он.

"Нужно говорить о том, каковая вообще мотивация. По-моему, она только одна - просто там быть. Очень дорогие, хорошо оплачиваемые европейские бюрократы. Больше от них никакой пользы нет. Прошу прощения, я всех этих людей знаю и хорошо с ними общаюсь. Но смысла в них нет", - добавил юрист. "Национальные интересы не установлены. Нет целей, к которым движется Латвийское государство. Здесь устраивают большую зону услуг, перенасыщенную супермаркетами. Производство ликвидировано в корне. Последний государственный банк разворовали... Любое искусственное образование рано или поздно распадается. "Розовые" истории про равенство, братство и любовь теряют звучание, которые было 10 лет назад", - добавил он.

Напомним, в мае Латвия отметит десять лет с момента вступления в Евросоюз. Эксперт DNB в области макроэкономики Петерис Страутиньш в беседе с Delfi отметил, что республика присоединилась к ЕС именно в период стремительного экономического роста, который длился с 2000 по 2007 год, говорит. "Однако в середине этого цикла характеристика экономического роста значительно изменилась. В начале рост обеспечивал, в основном, быстро развивающийся экспорт. Так продолжалось и после вступления в ЕС. Наравне с ростом экспорта, сильнейшим фактором был рынок недвижимости. Он работал как огромный насос, который вкачивал деньги в государство - главным образом, через банковское финансирование, - и перенаправлял средства на развитие недвижимости и строительство. Далее эти деньги уплывали в другие отрасли экономики", - отмечает эксперт. Страутиньш подчеркивает, что "жирные годы" более или менее отразились на каждом жителе Латвии. Об этом свидетельствовали показатели роста зарплат во всех отраслях народного хозяйства.

На совпадение периодов вступления в ЕС и роста экономики указывает также и эксперт банка SEB по макроэкономике Дайнис Гайшпуйтис. "Стремительные докризисные годы совпадают с вступлением Латвии в Европейский союз - это давало новые возможности, обеспечивало дополнительный объем инвестиций", - уверен эксперт. По мнению Гайшпуйтиса, такие обстоятельства создали условия, в которых "превалировала беспечность и самоуверенность, в результате чего было полностью потеряно чувство реальности". Гайшпуйтис считает, что финансовый кризис, в какой-то степени, навел порядок, и похожая ситуация в ближайшем будущем вряд ли повторится - люди сделали определенные выводы.

Петерис Страутиньш напоминает, что прирост долговых обязательств частного сектора был главным фактором экономического роста. Процесс этот в 2006-2007 годах происходил с фантастической скоростью - частный сектор ежегодно увеличивал свои долги на сумму, сравнимую с 20% ВВП Латвии. По его мнению, средства фондов ЕС, открытие трудового рынка, спекуляции на рынке недвижимости были важными, но все-таки второстепенными факторами. Эксперт DNB также подчеркивает, что в период от вступления в ЕС до лопнувшего "пузыря" в стране происходили также и благоприятные процессы. Например, успешно развивалась машиностроительная отрасль, металлобработка, химия, электроника. "В последние 10 лет объем работ многочисленных лесопилок практически не менялся, однако объем производства продуктов дальнейшей обработки утроился. Это закономерно. Присоединившись к ЕС, европейские предприятия стали рассматривать Латвию в качестве подходящего места для производства различных компонентов, деталей", - указал Петерис Страутиньш.

Однако, отвечая на вопрос, использовала ли Латвия возможности, данные Европейским союзом, Страутиньш отвечает отрицательно: "Если в первые пять лет до вступления в ЕС Латвия прекрасно использовала все предлагаемые возможности, и достигла большего, чем ожидалось, то пятилетие после вступления в ЕС стало катастрофой. "Пузырь недвижимости" не был неизбежным результатом присоединения к ЕС, а появился из-за снижения процентных ставок по кредитам, роста количества возможностей для займа денежных средств и т.п. В общем-то, хорошие для бизнеса вещи стали для Латвии настоящей бедой". Несмотря на это, экономист уверен, что на данном этапе Латвия скорее выиграла от вступления в ЕС. "В этом году стало абсолютно ясно, что Латвия не может сохранить свою независимость в качестве нейтральной страны. Если бы мы не были членами ЕС и НАТО, сейчас бы испытывали стремительный отток капитала - и иностранного, и принадлежащего местным инвесторам", - уверен Страутиньш.

Эксперт подчеркивает, что без средств фондов ЕС инфраструктура латвийских дорог, например, была бы еще в более плачевном состоянии. Кроме того, экономика страны может развиваться успешно только при открытых границах, что обеспечивает участие в ЕС. С этим мнением согласен и Дайнис Гайшпуйтис - без европейского финансирования кризис для Латвии стал бы еще более тяжелым. "Членство в ЕС не мешает нам сотрудничать с третьими странами, экспортировать, однако повышает общие перспективы на европейском рынке. Учитывая последние тенденции в контексте украинского конфликта, это является очень важным фактором для того, чтобы мы продолжали работать на этом рынке. Не будь мы в ЕС, такой возможности не было бы", - поясняет эксперт банка SEB. Он также уверен, что опыт Восточной Германии наглядно демонстрирует отсутствие возможности построить благосостояние исключительно при помощи больших денег. "Поэтому нужно больше фокусироваться на плюсах, что дает членство в ЕС, не забывая также и о своих интересах", - считает Гайшпуйтис.