Процесс палестино-израильского урегулирования вновь оказался на грани провала. 29 апреля истекает срок, к которому Тель-Авив и Рамалла должны были зафиксировать результаты предшествовавших 9 месяцев переговоров. Последние удалось возобновить в конце июля 2013 года при посредническом напоре Вашингтона. За несколько дней до истечения изначально обозначенного в переговорах 9-месячного рубежа атмосфера во время контактов сторон заметно ухудшилась. Переговорщики Израиля и Палестины, соответственно Ципи Ливни и Саиб Арикат встречались в начале апреля в Иерусалиме. Там же был спецпредставитель США Мартин Индик. Американцы дали понять, что для них не является самоцелью подготовка палестинцами и израильтянами рамочного соглашения к 29 апреля. Фиксация промежуточных результатов переговоров может быть перенесена и на более отдалённую перспективу. Например, на очередные 9 месяцев. Но израильтяне и палестинцы были далеки даже от такого скромного прогресса в сближении своих позиций. По информации посвящённых источников, встреча в Иерусалиме продолжалась более 9 часов и завершилась полным провалом.

Планы США склонить стороны к продлению сроков переговоров оказались в ещё более уязвимом положении после 23 апреля. В этот день палестинские движения ФАТХ и ХАМАС объявили об "окончании периода раскола в палестинском обществе". Администрация в Рамалле и руководство ХАМАС в Газе заключили союз. В его основу положены конкретные шаги по преодолению длящегося с 2006 года размежевания двух основных политических сил Палестины. Обозначен срок в 5 недель, за которые планируется сформировать временное правительство на принципах коалиции между ФАТХ, ХАМАС и ещё одним палестинским объединением - "Исламским джихадом". Палестинцы согласовали "дорожную карту" продвижения от временных к постоянным органам власти, создания общепалестинского правительства.

Реакция Израиля не заставила себя ждать. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху расценил палестинское соглашение как попытку принудить израильтян сесть за один стол переговоров с террористами. Именно такая перспектива, в понимании израильских властей, встаёт перед ними в случае вхождения представителей ХАМАС и "Исламского джихада" в новое палестинское правительство. Как результат, в Тель-Авиве посчитали своё дальнейшее участие в процессе урегулирования нецелесообразным и решили приостановить все прямые контакты с палестинцами.

Лучшего повода для торпедирования американской затеи добиться успеха в палестино-израильском мирном процессе Тель-Авиву и представиться не могло. В условиях нахождения у власти в еврейском государстве правительства Нетаньяху, персонального состава действующего кабинета и политических предпочтений вовлечённых в правящую коалицию сил, надеяться на иное не приходилось. Внешнеполитическое ведомство Израиля возглавляет "ястреб" Авигдор Либерман, никогда не скрывавший своего скепсиса по поводу нахождения неких компромиссов с палестинцами. Известны заявления главного дипломата Израиля, советующие не надеяться на прогресс "в ближайшие четыре года". Почему именно этот срок? Всё очень просто: Авигдор Либерман говорил об этом после избрания президента США Барака Обамы на второй срок, то есть на очередную 4-летнюю президентскую каденцию. Глава израильского МИД заявлял, что палестинский вопрос не двигался с мёртвой точки в течение последних четырёх лет, и он не будет развиваться в последующие четыре года. При этом добавляя, что "любой, кто говорит о решении палестинской проблемы, живёт или предпочитает жить иллюзиями".

По итогам последних парламентских выборов в Израиле (январь 2013 года) было сформировано, по оценкам многих местных экспертов, "поселенческое правительство". То есть, нынешний кабинет министров тяготеет к отстаиванию права еврейского государства на свободу поселенческой деятельности в Иудеи и Самарии (израильское наименование территорий, за которыми в международной практике закрепилось определение "Западный берег реки Иордан"). К примеру, в коалицию вошла партия "Еврейский дом", придерживающаяся пропоселенческой позиции. Три представителя партии стали министрами. Лидер "Еврейского дома" Нафтали Беннет получил портфели министра экономики, министра по делам религий и министра по делам Иерусалима и диаспоры.

Но дело не столько в нынешней конъюнктуре политических предпочтений в Израиле и Палестине. Сдвинуть процесс с мёртвой точки не представляется возможным в силу глубоких расхождений позиций сторон по всем принципиальным вопросам урегулирования. Ни по одному из них, будь то определение границ, статус Иерусалима, возвращение беженцев и поселенческая политика, нет даже намёка на сближение. Единственное к чему удалось придти за последние 9 месяцев - это освобождение из израильских тюрем несколько десятков палестинцев. С приближением 29 апреля лидер Палестины Махмуд Аббас выдвинул два условия для продолжения прямых контактов с израильтянами на очередные 9 месяцев. Первые 3 месяца переговоров должны быть посвящены определению границ будущего палестинского государства и в течение этого срока Израиль замораживает строительство поселений на спорных территориях. Таково требование палестинцев, подкреплённое 23 апреля соглашением о преодолении раскола в своих рядах.

Впрочем, сведение палестинских условий к двум пунктам представляется израильтянам уже неактуальным. Принцип создания "двух государств для двух народов", продвигаемый американцами, по определению предполагал, что в приоритетном порядке должен быть решён вопрос с будущими границами Палестинского государства. Все остальные элементы урегулирования производны от задачи сблизить стороны в вопросе "границ 1967 года". Но у израильтян иной подход, абсолютно не созвучный намерениям американцев разрубить палестино-израильский "гордиев узел" в его наиболее запутанном и противоречивом месте.

В сентябре 2013 года, когда возобновлённый процесс переговоров только набирал стартовые обороты, палестинцы стали прямым текстом указывать, что согласились на прямой диалог с израильтянами только после того, как получили письменные гарантии от Вашингтона. А именно, гарантии в вопросе незыблемости границ 1967 года. По заявлениям палестинцев, данные гарантии были предоставлены лично госсекретарём Джоном Керри и на этот счёт есть соответствующий документ. Главный американский дипломат в ответ на палестинские доводы ограничился общими фразами, указывающими на готовность сторон продолжить переговоры.

Поводы почувствовать себя ущемлёнными в правах имели не только палестинцы. Израильтяне стали окольными дипломатическими путями доносить до США мысль о нежизнеспособности продвигаемой ими схемы урегулирования по принципу "два государства для двух народов". Если будут два государства, то между ними должна быть установлена граница. Палестинцы уже очертили свой рубеж, от которого они не намерены отступать - границы на момент 1967 года. В Израиле же считают, что в границах 47-летней давности Еврейское государство не обороноспособно. Израильтяне оспаривают само понятие "границы 1967 года" в подписанных ими с палестинцами документах. На этот счёт есть мнение израильских юристов и их зарубежных коллег. В соответствии с ним, термин "границы 1967 года" нигде не фигурирует в двусторонних соглашениях, "поэтому юридически и фактически является заблуждением".

Израиль всячески сторонится принятия на себя далеко идущих обязательств по фиксации границ 1967 года. Повышенная активность американской дипломатии Тель-Авиву всегда была явно не по душе. Известно, что "процесс Осло" (1), в качестве инерции которого можно рассматривать нынешний переговорный этап Тель-Авива и Рамаллы, во многом провалился в виду прихода к власти в Израиле в 1996 году "антиословского" кабинета министров под руководством Биньямина Нетаньяху.

В Тель-Авиве блестяще воспользовались предоставившейся 23 апреля возможностью дистанцироваться от неудобных израильскому правительству переговоров с палестинцами. Правящая в еврейском государстве команда на некоторых, чаще всего скоротечных, этапах сталкивалась даже с угрозой распада. Правый фланг израильской коалиции грозил Биньямину Нетаньяху выходом из обоймы власти в случае неоправданных уступок палестинцам. Но, пожалуй, трудные времена для сплочённости действующего израильского кабинета миновали. Палестинцы также не понесли особых потерь. Напротив, им удалось выйти из истории с возобновлением прямых переговоров с израильтянами на консолидированной основе, с заявкой на создание единых органов власти разделённого палестинского народа.

Возникает вопрос. На кого же тогда ложится покрытие убытков от зашедшего в тупик дипломатического проекта? Ответ лежит на поверхности: кто стал инициатором данного проекта, тот и должен столкнуться с потерями. Каких-нибудь два-три месяца назад внешнеполитическое руководство США говорило о приближающемся прорыве в палестино-израильском урегулировании. Но цель Вашингтона вывести стороны к 29 апреля на подписание рамочного соглашения провалена. Более того, под большим вопросом дальнейшая перспектива прямых контактов палестинцев и израильтян за столом переговоров.

Образ "честного маклера" Соединённых Штатов, возможно, не сильно пострадал. Хотя и на этот счёт, особенно у палестинцев, был и остаётся ряд вопросов. Между тем, под удар поставлено само реноме глобальной державы, как наиболее посвящённой в нюансы ближневосточного процесса и внутренние настроения политических элит Израиля и Палестины. Если впритык к дате "29 апреля" пропускается укол в виде соглашения между ФАТХ и ХАМАС, то американцам впору заняться усилением своего дипломатического корпуса и отдельных ведомств на ближневосточном направлении. "Честный маклер" в палестино-израильском процессе должен быть ещё и посвящённым посредником, держащим твёрдой рукой нерв настроений и предугадывающим ближайшие действия "подопечных".

(1) 13 сентября 1993года в Вашингтоне было подписано соглашение под названием "Декларация принципов о временных мерах по самоуправлению". Соглашению предшествовали конфиденциальные переговоры сторон под эгидой норвежской дипломатии. В историю международных отношений переговоры, соглашение и последовавшие на их основе этапы урегулирования получили наименование "процесс Осло 1993".

Михаил Агаджанян - ближневосточный обозреватель ИА REGNUM