Своими необдуманными, поспешными действиями подмосковная власть сама ведёт к росту социальной напряжённости в обществе, считают депутаты фракции КПРФ в Мособлдуме. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе фракции.

В вопросе законодательного регулирования проведения капитального ремонта жилого фонда можно выделить несколько этапов, пояснили в пресс-службе. Вначале, согласно закону о приватизации, было обещано отремонтировать старые дома при передаче их новым собственникам. Позднее был принят закон, согласно которому ремонт проводился на условиях софинансирования. В конце концов, был принят закон, перекладывающий практически полностью на плечи граждан капитальный ремонт многоквартирных домов.

Следует отметить, что все названные изменения, касающиеся капремонта, объединяет так называемый фактор времени. Принятые в спешном порядке, они не позволяют жителям ни вникнуть в предлагаемые новации, разобраться в них, ни организовать их широкое обсуждение.

В результате всех этих изменений в платёжках появится ещё одна графа - плата за капитальный ремонт. С каждого квадратного метра общей площади собственники квартир в Московской области станут платить 7 руб. 30 коп. ежемесячно. Таким образом, владельцы, например, стандартной двушки площадью 50 кв.м каждый месяц дополнительно будут платить почти 400 руб.

В Московской области около 180 тыс. многоквартирных домов, жилой фонд насчитывает 155 млн кв.м, т.е. ежемесячно с населения будет собрано более миллиарда рублей, а в год - почти 14 млрд руб. Где эти средства будут аккумулироваться и как можно будет контролировать расходование этих средств?

Согласно принятому закону собственники помещений в многоквартирных домах вправе перечислять взносы либо на специальный счёт, либо на счёт регионального оператора. Суть проблемы в том, что для того, чтобы открыть специальный счёт, надо принять решение на общем собрании жильцов дома в кратчайший срок (первоначально - за 2 месяца после опубликования региональной программы, которая была принята в декабре прошлого года), определить сроки проведения капитального ремонта и перечень планируемых работ. Если этого не сделать, или не сделать в указанный срок, то автоматически средства жильцов будут перечисляться региональному оператору. Функции регионального оператора в Московской области выполняет созданная правительством области некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов". Региональный оператор выполняет функции и заказчика, и контролёра выполняемых работ. Финансовая деятельность регионального оператора не может регламентироваться и контролироваться государством, в том числе Счётной палатой, т.к. это негосударственная организация. Отсутствие механизма прозрачности расходования огромных средств, которые будут аккумулироваться на счёте регионального оператора, позволяет сделать вывод о наличии в законе явной коррупционной составляющей.

Законом допускается использование средств, полученных региональным оператором, в любом из муниципальных образований области. Получается, что деньги, собранные в одном муниципалитете, могут быть использованы в другом. Данная норма потенциально может оказаться действенным рычагом воздействия на неугодную местную власть.

Что касается областной программы капитального ремонта. Даже беглое знакомство с ней и сравнение с программами, принятыми в других регионах, позволяет сделать вывод, о том, что это абсолютно неконкретный документ. Для всех многоквартирных домов в программе указан один и тот же перечень услуг и один и тот же плановый период - интервал между 2014 и 2038 гг. В программе нет информации об износе общего имущества многоквартирного дома, дате ввода его в эксплуатацию, дате и виде последнего капитального ремонта. Отсутствие этой информации, позволяющей выделить критерии очерёдности проведения ремонта, не обеспечивает прозрачность определения его сроков. В итоге непонятно, где, когда и как будут расходоваться собранные у населения средства.

В программах, принятых во многих других регионах, есть дифференциация тарифов по типам домов. В Московской же области установлена единая плата, независимо от типа дома и от того, на территории какого города или сельского поселения он находится.

Согласно принятым процедурам, к законопроекту, принятому за основу, могут вноситься поправки. Чем и воспользовалась фракция КПРФ в Московской областной Думе. Депутаты разработали ряд поправок к законопроекту, которые были направлены на обеспечение прав граждан.

По мнению коммунистов, за ЖСК, где собственниками 100% помещений являются члены кооператива, следует закрепить право осуществлять единовременный сбор денежных средств на капремонт по мере необходимости. Коммунисты также предлагали, чтобы решение об определении способа формирования фонда принималось в течении четырёх месяцев после официального опубликования актуализированной региональной программы. Т.е. вначале должна быть утверждена программа предполагаемых работ, в которую включен многоквартирный дом, а потом его собственники решают, создавать ли им специальный фонд или перечислять средства региональному оператору.

Предлагалось дифференцировать минимальный размер взноса в зависимости от муниципального образования, в котором расположен дом, с учётом его типа, этажности, стоимости проведения ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем.

Для того чтобы избежать неоднозначности в определении очерёдности проведения ремонта, предлагалось начать с домов, в которых требовалось провести, но не был проведён капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения.

И главное, предлагалось, чтобы собранные в одном муниципальном образовании средства расходовались на ремонт домов, расположенных на его территории. Их использование в других муниципальных образованиях допускалось только с согласия органов местного самоуправления.

На 88-м заседании парламентское большинство Московской областной Думы отклонило эти предложения, сохранив только одну поправку - об очередности проведения ремонта.

Капитальный ремонт многоквартирных домов касается огромного числа граждан. Без преувеличения, это острый социально значимый вопрос. От того, каким образом он будет решаться, зависит социально-психологическое самочувствие людей. Своими необдуманными поспешными действиями, которые, с одной стороны, ведут к снижению благосостояния населения, а с другой, дают простор для появления новых посреднических структур, обогащающихся за счёт народа и не отвечающих перед ним за свои действия, власть сама ведёт к росту социальной напряжённости в обществе, предупреждают депутаты-коммунисты.