Отставка Бориса Аттоева, возглавлявшего КГБ Южной Осетии, назревала давно, причем именно по причинам объективного характера. Борис Мажитович действительно достиг предельного для прохождения службы возраста и по ряду сопряженных с этим обстоятельств уже не мог в полной мере управлять столь ответственным ведомством особенно в предвыборный и послевыборный периоды. Другое дело, какое наследство достанется новому руководителю Комитета, Виктору Шаргаеву, какие задачи ему придется выполнять и, что особенно важно, какие методы он изберет для выполнения поставленных задач.

В принципе, задачи, стоявшие перед КГБ РЮО, начиная с 1991 года, неоднократно менялись столь радикально, что выработать какую-то общую линию поведения за столько лет никто и не пытался. Как правило, все имевшиеся в наличие силы бросались на тот участок работы, который представлялся наиболее опасным для общества в тот или иной период времени. Количество и качество этих участков периодически менялось, вот и весь принцип работы. Собственно говоря, и сейчас ничего нового не происходит, если следовать этой логике.

Например, уже при Аттоеве КГБ практически не пришлось вести борьбу с бандитизмом и организованной преступностью. Бандитизм 1990-х был искоренен задолго до его назначения на должность главы Комитета, а оргпреступность измельчала на голодном пайке до такого состояния, что вполне может таковой уже и не называться. Пара контрабандистов-"арбузников" на столь громкое название явно не тянет. Правда, в последний год зафиксировано несколько типично бандитских налетов на машины, перевозившие большие наличные суммы на большие же расстояния, но это, скорее, реакция криминала на появление в республике шальных денег, чем какой-то устойчивый тренд.

Единственное, так сказать, "очевидное" направление работы КГБ при генерале Аттоеве, которое по инерции оценивают неоднозначно - антитеррористическое. Это единый крест для всех спецслужб не планете. Случился террористический акт (подрыв, поджог, убийство по сложным мотивам) - виноваты спецслужбы. Отчитываются, что за истекший период столько-то аналогичных подрывов, поджогов и тому подобного предотвратили - никто не верит. И еще посмеиваются. А разговоры о том, что террористические акты надо предотвращать на стадии планирования, а не расследовать после их совершения, велись, ведутся и будут вестись всегда. Это - интеллектуальная забава, которая, в принципе, никому и не мешает. Реальной отчетности по борьбе с террористической активностью общественность по понятным причинам никогда и не увидит, ну и Бог с ней, с этой общественностью. Неприятность эту вполне себе переживет. Тем более, что террористической угрозы со стороны реального противника никто не отменял, хотя какой-либо прямой военной угрозы Грузия не будет из себя представлять еще долгие годы.

Другое дело, что именно в Цхинвале и именно в последние несколько месяцев было совершенно несколько преступлений, которые, будь они совершены в Москве или Красноярске и не в предвыборный период, квалифицировались бы как хулиганство, но там и сейчас сильно смахивают на политические угрозы. А это уже терроризм, а кое-где и угроза жизни государственному чиновнику, если пролистать примечания к Уголовному кодексу. А, значит, и компетенция КГБ.

Все эти метания плохо разрывающихся гранат во дворы чиновничьих домов, поджоги машин лидеров партий, пожары в домах известных в недавнем прошлом граждан, конечно, несколько ускорили отставку Бориса Аттоева. Он вполне мог доработать до парламентских выборов все в том же щадящем режиме, когда большинство практических функций были переложены на плечи подчиненных. Но сейчас основной и едва ли не единственной задачей югоосетинской службы безопасности стало обеспечение стабильности в выборный период. И на это сил Аттоева недостаточно. По крайней мере, так посчитала Москва, с которой очевидно проходило согласование и на эту отставку и на новое назначение.

Есть все основания полагать, что основные ресурсы КГБ в ближайшие месяцы уйдут именно на решение этой задачи. За эти ресурсы боязно, поскольку по большим праздникам (например, День независимости) в "живом" оцеплении вынуждены стоять не только сотрудники КГБ, но и внешней разведки, что уж совсем ни в какие ворота не лезло, но прекрасно свидетельствовало и о количестве, и о качестве этих ресурсов. Еще пара-тройка прикомандированных из России мало чем помогут, а "мертвые души" из МВД чисто физически не смогут охранять избирательные участки. Они только заработную плату исправно получают.

Но дело даже не в "патрулировании территории, прилегающей к объекту наблюдения", то есть избирательному участку с целью, чтобы чего не вышло. При генерале Аттоеве, особенно в последние годы, когда он постепенно утрачивал жесткий ежедневный контроль за своими подчиненными, часть сотрудников всерьез увлеклась борьбой с инакомыслием в извращенной форме. Это выразилось в несанкционированном (или санкционированном непонятно кем и непонятно по каким законам и правилам) прослушивании телефонов, попытках мелкого хакерства и совсем уж уродливого создания множества фиктивных сайтов, учетных записей в социальных сетях и подобных подростковых развлечений, вплоть до круглосуточного пребывания в интернете под различными псевдонимами.

Чем ближе к выборам и чем ниже рейтинг ряда высших должностных лиц республики, тем более смехотворные формы все это приняло. Тут и СМС-ки угрожающего и нецензурного содержания с неопределяющихся номеров (не хитрый фокус) и рассылка вирусов и еще чего-то там вредоносного, и, наконец, вызовы "на ковер". Глядя на то, насколько "качественно" все это проделывается, можно судить и о довольно плачевном уровне подготовки. Причем эти же люди несколько раз просто отказывались от участия в самых что ни на есть настоящих, а не "интернет-фейковых" операциях по разработке опять же всамделишных сотрудников разведывательных служб иностранных государств, включая главного противника.

Эта садо-мазохистская форма "борьбы с инакомыслием" давно уже вышла за рамки своего определения. Сознательно или несознательно допустил это генерал Аттоев, но подобная "контрразведывательная" деятельность очень быстро слилась с узкоспецифическими интересами администрации президента. "Разработки" в духе 1970-80-х годов СССР (угрозы, оскорбления, провокации, попытки личной дискредитации, мелкий шантаж, угрозы увольнения) подвергаются не только известные оппозиционеры (это понятие в РЮО сильно размыто), но и журналисты, предприниматели, даже некоторые сотрудники государственных структур и их родственники. В последнее время, например, в моду вошло распространение через социальные сети фиктивных или полуфиктивных текстов, призванных, по задумке, дискредитировать личные, человеческие качества "объектов". В большинстве своем это делается в порядке "профилактики", а инициаторами всего этого малопривлекательного цирка, как правило, являются сотрудники администрации президента.

Это, конечно, не методы окружения прежнего президента Эдуарда Кокойты, который в последние годы своего правления предпочитал прямое физическое насилие в адрес своих оппонентов, но все равно не делает чести тем, кто увлекся подобной деятельностью. В республике нет фигур или структур, которые могли бы одернуть заигравшихся, и без реального контроля "старшего брата" все это постепенно превратилось в очень несмешное провинциальное представление "для своих". Ведь никакой возможности использовать российские базы данных и вообще что-либо российское без российского же разрешения у сотрудников КГБ и администрации президента нет. В итоге каждый раз выходит утренник в сельском клубе.

Сотрудники КГБ, уже годами находящиеся в легальных заграничных командировках, также постепенно втянулись в эту увлекательную борьбу не пойми с кем и даже порой в межведомственные склоки с соседними государственными учреждениями. Можно, конечно, объяснить очевидную запущенность этой сферы деятельности недостатком профессионализма и местной спецификой. Но есть и еще один нюанс. Генерал Аттоев - выходец из спецназа, участник войны в Афганистане. А бывшим спецназовцам крайне редко удается с годами перепрофилироваться на чисто контрразведывательную деятельность или на сферы информационной и пропагандистской войн. Видимо, Борис Мажитович слишком доверился ряду своих подчиненных, к которым с годами привык и деятельностью которых в прошлые времена был доволен и иногда даже в частных разговорах гордился.

От чего-либо еще интересующего общество КГБ времен Аттоева самоустранилось довольно давно. Резонансные события в РЮО как бы не входили в зону ответственности. Хотя на взгляд независимых наблюдателей, два подряд побега из тюрьмы особо опасных преступников должны были привлечь внимание службы безопасности на предмет процессов, творящихся внутри МВД. Неплохо было бы проанализировать скачкообразный рост тяжелых заболеваний и аргументировано объяснить его. Достойна внимания со стороны службы безопасности и ситуация с продовольствием, особенно с зависимостью от импорта. Аналитический отдел (если таковой существует) мог бы и просчитать, какой процент населения напрямую или косвенно связан с контрабандной и приграничной торговлей, и предложить, что с этим делать.

Положение на границе и деятельность погранвойск - одна из наиболее болезненных тем. На многих участках граница с Грузией все еще не лимитирована и не оборудована. Кое-где эта работа сделана впопыхах без учета реалий, в которых, как известно, всегда есть овраги, коих нет на бумаге. Координация с российскими представителями, конечно, есть, но ее наладить оказалось проще, чем скоординироваться с рядом собственно югоосетинских министерств и ведомств. Получившая широкую известность история с задержанием российских туристов в пограничной зоне грозит в скорости повториться, потому что достучаться до должностных лиц КГБ, призванных просто подписать пропуск, не представляется возможным.

Пресс-служба Комитета не может, да и не обязана отдуваться за всех сразу. Отсутствие гибкости и современного взгляда на мир ставит пограничные войска в несколько карикатурное положение, которого они сами не замечают, отгородившись должностными инструкциями и шлагбаумами. Но это проблема, которую вполне можно решить чисто административными методами. Если задаться целью, конечно.

Но в ближайшее время вряд ли кто-то займется поиском "человеческого лица" для погранвойск. Главный вопрос, который хотелось бы задать новому главе КГБ: как конкретно будет выглядеть та самая стабильность ближайших месяцев? Ведь есть несколько взаимоисключающих способов ее достичь и обеспечить результат: легитимные выборы с логически объяснимым итогом при допустимой явке.

О Викторе Шаргаеве практически ничего не известно, и это по-своему радует, поскольку биографии выходцев из спецназа, как правило, допустимы к публикации. Отсутствие же какой-либо биографии или пробелы в ней лет в пять автоматически свидетельствуют об опыте несколько большее широком, чем военный. Скорее всего, именно от его личного жизненного опыта и будет зависеть, какими именно методами будет обеспечиваться стабильность. Одно дело создать безопасную обстановку в республике в целом, исключить возможность террористических актов или иных способов воздействия на обстановку. А другое дело - не допустить превышения полномочий самими участниками избирательной гонки, предотвратить лавинообразный поток "черного пиара", попыток подкупа населения, особенно в условиях ожидаемо низкой явки, давления на прессу и наблюдателей и многое тому подобное, с чем придется столкнуться уже в ближайшие дни.

Евгений Крутиков