Сегодня на заседании Комиссии Госсовета РТ по вопросам государственного строительства, местного самоуправления и внешних связей обсуждался проект закона "О выборах Президента Республики Татарстан", который выносится на первое чтение. Документ разработан рабочей группой, куда вошли парламентарии, ответственные сотрудники аппаратов Президента, Госсовета и Центральной изби-рательной комиссии республики.

Законопроект не предусматривает изменения действующего порядка: в соответствии с ним выборы президента могут проводиться в два тура. Избранным на должность главы республики считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие 50 и более процентов избирателей. Проект закона содержит новации, обусловленные требованиями федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и "О политических партиях". Кандидаты на должность президента могут быть выдвинуты непосредственно в порядке самовыдвижения, а также избирательными объединениями и блоками. Ряд положений законопроекта направлен на стимулирование участия политических партий в выборах главы республики. Например, предусмотрена возможность регистрации кандидатов, выдвинутых политическими партиями или избирательными блоками, без сбора подписей избирателей или внесения избирательного залога.

В качестве альтернативы сбору подписей для регистрации кандидата предполагается введение избирательного залога. Его сумма составит 15% от устанавливаемого предельного размера расходования средств избирательного фонда. Последний, в свою очередь, не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день официального опубликования решения о назначении выборов, более чем в 100 тыс. раз.

Политическая партия или избирательный блок обязана опубликовать свою предвыборную программу не менее чем в одном государственном периодическом печатном издании, а также в интернете. Эта норма призвана обеспечить наиболее полное информирование избирателей о претендентах на политическую власть. Информация о выборах, их итоги также будут размещены в международной компьютерной сети.

Значительным изменениям подверглись положения, касающиеся системы избирательных комиссий и порядка их формирования. Формирование нижестоящих избирательных комиссий предлагает-ся осуществлять вышестоящими избирательными комиссиями на основе предложений избирательных объединений, блоков и других уполномоченных законом субъектов.

В законопроекте четко определены признаки предвыборной агитации и порядок ее проведения. В частности, устанавливается, что агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и, следовательно, агитаци-онной деятельностью можно заниматься уже при сборе подписей. Комиссия Госсовета рекомендовала парламенту рассмотреть законопроект на сессии в первом чтении.