«Тяжелые времена ждут наших автомобилестроителей», — заявил ИА REGNUM директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, комментируя информацию о приостановлении конвейера на заводе Ford Sollers во Всеволожске (ЗАО «Форд мотор компани», входит в Группу «Соллерс») до 8 июня 2014 года.

Эксперт напомнил, что решение о приостановке было ожидаемым, причины ее ясны: «у «Форда» большие проблемы со сбытом, он имел одни из самых худших показателей в прошлом году по продажам и соответственно начало года тоже было не лучшим», — напоминает Николаев. Незначительное улучшение ситуации с продажей автомобилей, по мнению Николаева, обусловлено попыткой населения вложить средства в крупные покупки в ожидании роста цен из-за снижения курса рубля и стагнации в экономике. «Но на «Форде» даже это положительно не сказалось», — говорит он.

Эта остановка «беспрецедентна», считает Николаев, хотя официально причина сформулирована политкорректно — «в связи с оптимизацией производства».

Ситуация не единична, продолжает он, прогнозируя. что аналогичные проблемы возникнут и на Волжском автозаводе в Тольятти — «на ВАЗе тоже проблемы, остановки и увольнения тоже будут».

Однако ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов выражает уверенность, что планы предприятия выпуску в 2015 году обновленных моделей «Форд Фокус» и «Форд Мондео» вполне реализуемы даже в нынешней ситуации. «Планы, несомненно, реалистичные, — заявил он корреспонденту ИА REGNUM, — Более того, приостановка производства, в том числе, может быть использована для подготовки к выпуску обновленной модели, соответствующей переналадки в цехах, необходимого переобучения персонала».

Баранов, тем не менее, также отмечает стагнацию на автомобильном рынке страны и уменьшение спроса на автомобили. Он приводит данные Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в РФ, согласно которым за первые три месяца 2014 года продажи новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей снизились на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«Очевидно, — отмечает он, — что в условиях, когда продажи автомобилей снижаются, о чём свидетельствует статистика, автопроизводителям ничего не остаётся другого, как сокращать производство, снижать всеми возможными способами свои издержки, в том числе и путём остановки производства, сокращения персонала и применяя прочие меры».

Тем не менее эксперт предполагает, что «в предстоящие год-два нас может ждать своего рода «передышка», которая не связана с кризисными явлениями в экономике России. Выражаться она может в снижении объёмов производства и продаж, качественным изменением в модельном ряду, увеличением доли автомобилей с нетрадиционным силовым агрегатом, ростом продаж компактных автомобилей. И в этом случае 2013 год можно считать как раз первым годом такой «передышки» на российском автомобильном рынке, а 2014 год может стать вторым годом этой «передышки», то есть показатели работы автопрома могут оказаться на уровне 2013 года или даже ниже».

С другой стороны, по словам Баранова, серьёзное положительное воздействие на авторынок будет оказывать такой фактор как неудовлетворённый спрос на автомобили. По уровню автомобилизации, говорит он, Россия от многих стран серьезно отстаёт.