Ответ Баррозу Путину: Долг Украины за российский газ - не повод для прекращения поставок
Москва, 17 апреля, 2014, 23:38 — ИА Регнум. Председатель
"Ссылаясь на Ваше письмо от 10 апреля нескольким странам-членам
Европейский союз согласен с Вашим предложением о консультациях с Российской Федерацией и Украиной в отношении безопасности поставок и транзита газа. Мы считаем, что этот подход даёт возможность вести наиболее целесообразный процесс с Российской Федерацией и другими третьими сторонами, так как эти вопросы касаются интересов стран-членов, а также функционирования единого рынка Европейского союза и затрагивают общую компетенцию Европейского союза.
Как Вы отмечаете, Европейский союз и Российская Федерация являются главными торговыми партнёрами Украины. Позвольте мне вновь подчеркнуть, что именно поэтому необходимость обеспечения долгосрочной политической и экономической стабильности на Украине важна как для Европейского союза, так и Российской Федерации, как Вы отметили в своем письме. В этой связи в наших общих интересах быстро начать переговоры, которые будут включать Украину.
Однако мы не разделяем Вашей оценки торговых отношений между Украиной и Европейским союзом, согласно которой кризис украинской экономики в большой степени ускорился в силу несбалансированной торговли со странами-членами Европейского союза. В этой связи программа содействия под руководством
Что касается энергетики, отношения должны основываться на взаимности, прозрачности, справедливости, недискриминации, открытости конкуренции и постоянного сотрудничества для обеспечения равных условий для безопасных и надёжных поставок и транзита энергоносителей. В этой связи мы признаем, что в случае поставок и транзита природного газа, особенно актуальна необходимость структурированного и всеобъемлющего диалога. С нашей точки зрения, вопросы, связанные с газовой задолженностью Украины и импортными ценами, должны рассматриваться вместе с их внешними потребностями финансирования с МВФ и всеми другими соответствующими международными партнёрами. Сотрудничество между Европейским союзом и Российской Федерацией в энергетической области основано на общих интересах. Соответственно, я вижу два основных момента в данном насущном вопросе:
Во-первых, речь идёт о надёжности Российской Федерации, как поставщика газа по заключённым контрактам.
В своем письме Вы ссылаетесь на неоплаченный долг за газ "
Так как поставки в Европейский союз и поставки на Украину тесно связаны, мы хотим обсудить со всеми заинтересованными сторонами, каким образом эти договорные обязательства должны выполняться на основе рыночных цен, правил и международного законодательства, как это происходит в Европейском союзе, и каким образом обеспечить прозрачность и надёжность транзита через Украину, хранение газа на Украине и поставки на Украину. Во-вторых, в отношении поставок природного газа на Украину, долгосрочное решение о функционировании европейского газового рынка может состоять лишь в приемлемой реорганизации транзитных связей через Украину и рыночной реформе энергосистемы Украины на основе как правового, так и экономически обоснованного и прозрачного режима. В контексте нынешнего кризиса мы считаем, что решения как в отношении российских требований по краткосрочным задолженностям, так и в отношении долгосрочных механизмов, включая цену на газ и условия поставок газа, должны приниматься на специальных переговорах и с использованием имеющихся правовых механизмов. Мы повторяем, что изменения контактных договорённостей в силу политических обстоятельств идут вразрез с духом поддержки и сотрудничества, выраженным в Вашем письме.
Что касается упоминания в Вашем письме возможности обращения к крайней мере, а именно полного или частичного прекращения поставок газа в случае дальнейшего предполагаемого нарушения Украиной условий платежей, мы настоятельно просим Вас воздержаться от таких мер, которые могут привести к сомнениям относительно Вашей заинтересованности считаться надёжным поставщиком газа в Европу. Однако позвольте мне также упомянуть Механизм раннего предупреждения, который был создан между Европейским союзом и Российской Федерацией после газового кризиса в 2009 году, и который был обновлен в 2011 году. Важно напомнить, что в случае чрезвычайной ситуации до принятия каких-либо односторонних шагов должен быть активирован этот Механизм.
В дополнение к этому Механизму, мы готовы принять у себя трехсторонние консультации с Российской Федерацией и, при согласии украинского правительства, с Украиной, как мы уже предлагали ранее. Предложенные консультации должны помочь избежать крайнего сценария и обеспечить безопасность поставок и транзита, создавая при этом необходимые условия для структурированного сотрудничества, включая, особенно, модернизацию системы газового транзита Украины. В этом отношении мы серьёзно обеспокоены односторонним решением, принятым Российской Федерацией, не применять Харьковское соглашение 2010 года. Такие консультации не должны освобождать экономических операторов от выполнения своих обязанностей по контрактам и, соответственно, должны проводиться без ущерба коммерческим переговорам.
Член Европейской комиссии по энергетике, г-н
Я убеждён, что с помощью конструктивного обсуждения общих решений и действий мы можем найти решение нынешнему кризису".