ИА REGNUM представляет обзор польских СМИ, посвященный странам Прибалтики

В нарушении прав человека Литва берет пример с Латвии

В литовском Сейме зарегистрирован очередной законопроект, регулирующий написание имен и фамилий в официальных документах в оригинале (то есть, кроме литовского, и на польском языке). Под законопроектом подписались представители всех фракций, кроме Избирательной акции поляков Литвы. Непосредственными адресатами законопроекта являются супруги, состоящие в смешанных браках. Закон унифицирует написание общей фамилии в оригинале. Однако документом предлагается писать записывать имена и фамилии в оригинале на дополнительной страничке. Это означает, что эта запись не является ни официальной, ни обязательной. Статья 4 законопроекта прямо говорит, что нелитовское написание имени и фамилии в паспорте не может быть официально использована вместо литовского написания.

Как сообщает ведущее польское издание в Литве Kurier Wileński, лоббирующие закон депутаты ссылаются на Латвию, которая аналогичным образом урегулировала этот вопрос. Но Европейский фонд зашиты прав человека обращает внимание, что Латвия - единственная страна в Европе, которая ввела такие положения. Помимо этого, Комиссия по правам человека ООН признала принудительное изменение фамилии неправомерным вмешательством в частную жизнь и нарушением прав человека. Кроме того, граждане ЕС не обязаны иметь паспорт. Гражданин Литвы также сам принимает решение, хочет ли он получить паспорт или удостоверение личности. Следовательно, этот закон разрешит записывать имена и фамилии в оригинале на дополнительной странице документа, который гражданин вполне может и не иметь.

Массовая раздача польских флагов в Литве

Главной составляющей успеха за свои права поляки считают объединение вокруг создавшихся проблем. В этой связи в вербное воскресенье 13 апреля, перед костелами Виленского края Литвы, где службы идут на польском языке молодые люди раздавали бело-красные польские государственные флаги. В рамках акции "Польский флаг в польском доме" было роздано более 250 флагов. Инициаторы акции призывали соотечественников вывесить 2 мая, в день Польского флага, на своих домах государственный символ Польши. День польского флага отмечается между двумя праздниками 1 мая - праздником труда и 3 мая - Днем конституции.

Кроме этого, 2 мая поляки во всем мире отмечают День поляков за границей. "Мы считаем, что это необходимо делать, чтобы разбудить в людях чувство гордости за свое происхождение и идентичность, чтобы польскость была не помехой, а чем-то прекрасным", - сказал один из участников акции, житель Вильнюса Раймунд Клоновски, который участвует в выборах в Европейский парламент по списку "Национального движения" от Польши. Это единственной блок в Польше, который включил свой список представителя из другой страны. "Национальное движение" - это объединение правых организаций по всей Польше. В его состав входят "Всепольская молодежь", "Национально-радикальный лагерь", "Объединение Марш независимости", "Союз реальной политики", "Движение свободы" и региональные организации, такие как "Национальная Лодзь" и "Национальный Щецин".

250 флагов, которые привезли представители "Национального движения" в Литву, разошлись очень быстро. Поэтому было принято решение через две недели привезти еще 1000 флагов. Глава "Национального движения" Роберт Винницки заявил на пресс-конференции в Варшаве, что обеспокоен положением поляков в Литве, которые, по его словам, преследуются властями. Винницки подчеркнул, что одним из приоритетов Движения является забота о польском меньшинстве в Литве, сообщает польский портал kresy.pl.

Orlen Lietuva обвинила Литву в поддержке ее конкурентов из Белоруссии и России

Стабильность функционирования НПЗ Mažeikių nafta в Литве может обеспечить лишь сотрудничество с Orlen Lietuva, считает руководство этой польской компании, о чем оно и заявило на встрече с премьер-министром Литвы Альгирдасом Буткявичусом. Глава компании Orlen Lietuva Иренеуш Фонфара представил литовскому премьеру предложения о конкретных решениях, немедленное внедрение которых могло бы положительно повлиять на финансовое положение компании. Orlen проинформировал, что за последние годы был предпринят ряд шагов по оптимизации, включающих улучшение производственной эффективности и продаж, а также оптимизацию расходов, сообщает польский деловой ресурс Biznes.interia.pl. "Но сегодня уже потенциал внутренних оптимизационных решений исчерпывается. Поэтому, с точки зрения Orlen, необходимо принятие решений, которые позволят сохранить деятельность НПЗ в Мажейкяй", - говорится в отчете компании по итогам встречи с литовским премьером. В отчете нет подробностей о том, какие именно конкретные предложения Orlen прозвучали. При этом прямо сказано, что в связи с ухудшением макроэкономической ситуации переработка на НПЗ сократилась до 60%. Это связано, в том числе, со "снижением конкурентоспособности продукции, экспортируемой из Мажейкяй на американский рынок и приостановление продаж за океан", - пишет польская Gazeta Wyborcza.

Отвечая на вопросы Польского агентства печати (РАР), пресс-служба концерна PKN Orlen (дочерней структурой которого является Orlen Lietuva) сообщила, что в первую очередь от литовского правительства ожидаются такие действия, которые принесут скорейшие результаты: "Одной из главных проблем является высокие тарифы на перевозку продукции Orlen Lietuva на железнодорожном транспорте. Эти тарифы выше тех, которые применяются Литовской железной дорогой для конкурентов Orlen Lietuva из России и Белоруссии".

На приобретение литовского НПЗ Mažeikių nafta нынешней Orlen Lietuva и на инвестиции с 2006 года PKN Orlen потратил около 4 млрд долларов США. При этом за все это время не было принято ни одного решения о выплате дивидендов, а вся прибыль была направлена на развитие литовской компании. Концерн уже давно говорит, что на рентабельность Orlen Lietuva негативно влияют, прежде всего, логистические проблемы. В январе 2014 года глава Orlen Яцек Кравец сообщил, что НПЗ в Мажейкяй работает на грани рентабельности, но ситуацию должно улучшить строительство трубопровода, доставляющего нефтепродукты с НПЗ до порта в Клайпеде. Кравец подчеркнул, что нынешнее литовское правительство заинтересовано в этой инвестиции. Глава PKN Orlen добавил, что недействующий трубопровод "Дружба-Север", поставлявший нефть из России в Мажейкяй, так и не будет открыт. Однако, по мнению заместителя Торгово-промышленной палаты Польши, бывшего заместителя главы концерна Orlen Януша Вишневского, строительство продуктопровода не изменит критической ситуации в Мажейкяй. Он напомнил, что нефть перестала поступать в Мажейкяй в 2006 году, за полгода до завершения сделки с Orlen. "Было достаточно времени, чтобы отказаться от транзакции или изменить параметры контракта. Позднее Литовская железная дорога демонтировала часть жлезнодорожных путей, а литовское правительство не соглашалось на строительство нефтепровода до Клайпеды", - сказал он. По его мнению, терминал в Бутинге - скорее всего, проблема, чем важный логистический актив Мажейкяй. Эксперт обращает внимание на тот факт, что у российского Лукойла в Литве в семь раз больше АЗС, чем у Orlen, а белорусские НПЗ в Мозыре и Новополоцке с легкостью могут обеспечить небольшие потребности рынков прибалтийских государств. Вишневски отмечает, что нынешнее руководство Orlen несколько раз пыталось продать литовскую компанию, но ситуация ухудшилась из-за закрытия одного из главных каналов сбыта топлива - в США. По мнению Вишневского, для НПЗ в Мажейкяй остается лишь экспорт на Украину и связанная с ним неуверенность в получении оплаты, экспорт в Польшу с ущербом для Lotos и Orlen, либо поставки в латвийский Вентспилс или голландский Роттердам, где трудно будет получить прибыль. "В этой ситуации неудивительно намерение премьера Литвы изменить негативное отношение к интересам Orlen в Литве. Но разрешение на строительство продуктопровода или обещание восстановить железнодорожную линию не изменит критической ситуации в Мажейкяй, поскольку уже слишком поздно", - сказал он. Януш Вишневски не скрывает своих подозрений относительно того, что литовцы "снова хотят обыграть польское правительство и раскрутить польские фирмы на очередные ненужные траты в Литве".

Польский портал wnp.pl напоминает, что ситуация на этом НПЗ ухудшилось после того как в 2008 году Литовские железные дороги разобрали железнодорожный участок от Мажейкяй до латвийского города Ренге. Поэтому продукцию Orlen Lietuva пришлось перевозить в Латвию кружным путем, что привело к повышению затрат на транспортировку. PKN Orlen в 2006 году стал владельцем большей части пакета акций НПЗ, а сегодня уже является стопроцентным собственником компании Orlen Lietuva, владеющей единственным НПЗ в Прибалтике. Компания использует три канала продажи топливных продуктов: литовский локальный рынок, сухопутный экспорт в Латвию, на Украину, в Польшу и Эстонию, а также морским путем в Западную Европу и США, с использованием терминала Klajpedos Nafta.

Польша для Латвии - это только яблоки и стройматериалы

Объем товарооборота между Польшей и Латвией с каждым годом увеличивается, сообщает польское издание wp.pl, комментируя итоги польско-латвийского экономического форума, завершившегося на днях в Варшаве. Присутствовавшая на форуме премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма обратила внимание на растущий из года в год товарооборот между странами, который в 2013 году составил 1,5 млрд евро из которых 1,1 млрд - это экспорт Польши. Она призвала польские фирмы инвестировать в Латвию, особенно в сферы информационных технологий, транспорт, логистику. Премьер назвала Латвию "воротами" между ЕС и СНГ, хотя Польша сама имеет обширную границу с Россией и Белоруссией.

Председатель Агентства инвестиции и развития Латвии Инеса Сулзанока самым большим вызовом во взаимном сотрудничестве считает то, что Польша не ассоциируется у латышей практически ни с чем особенным. "Надо продвигать Польшу в Латвии. Польша часто ассоциируется с яблоками, может, еще со строительными материалами, но более ни с чем. Мы должны изменить это. Надо помнить, что нас объединяет общая история. Это поляки помогали нам приобрести независимость. А приобрели мы ее спустя неделю после поляков [в 1918 году]", - сказала она.